Публикации Организация учебного сотрудничества на уроках информатики и ИКТ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация учебного сотрудничества на уроках информатики и ИКТ.
Автор: Подзорова Оксана Викторовна

Подзорова О.В.,
учитель информатики и ИКТ
МОУ СОШ №6
Центрального района г.Волгограда.
Организация учебного сотрудничества на уроках информатики и ИКТ.
Процесс обучения в школе включает в себя не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также и развитие самих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и способностей. И если как конечный итог успешного обучения рассматривать именно сами знания и навыки, то в результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся будет испытывать большие затруднения в усвоении нового материала. Развитие способностей происходит лишь при условии "включения" познавательной потребности. Такой формой организации обучения, где создаются все необходимые условия для общего развития ребенка, является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком.
Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Учебное сотрудничество позволяет нам создать демократическое образовательное пространство.
Одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей - групповая работа, так как она позволяет: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса; дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (функции контроля и оценки, целеполагание и планирование).
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Взаимно дополняя друг друга, личная ответственность и командный дух, являются ключевыми моментами учебного сотрудничества.
Использование локальной компьютерной сети в кабинете информатики позволяет эффективно организовать коллективную деятельность учащихся, когда одна большая задача разбивается на ряд подзадач, решение которых поручается отдельным ученикам или их группам. Участие в коллективной работе вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет их решать не только учебные, но и организационные задачи. Всё это способствует формированию активной личности, умеющей планировать и оптимально организовывать свою деятельность, соотносить её с деятельностью других.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности используется методика проектных занятий.
Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания - проекта. Проектом может быть компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, тематическое общение по электронной почте и многое другое. Если в качестве проекта выбрано создание презентации, то для этого обычно используют программу PowerPoint, которая достаточно проста для освоения. Можно применять более продвинутую программу Macromedia Flash и создавать хорошие анимации.
Метод проектов можно рассматривать как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”. В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, к оценке, к действию и к рефлексии. Например, при изучении темы Передача информации в компьютерных сетях в 9 классе по учебному комплекту Семакина И.Г. , практическую работу по поиску информации в Интернет можно провести в форме проектной деятельности учащихся по теме История ЭВМ. Изучение темы Информационные системы и базы данных происходит путем коллективной разработки учебной информационной системы Приемная комиссия. Это небольшой проект, который выполняется всеми учениками вместе под руководством учителя. Воспроизведение всех заданий, описанных в практикуме, является для учеников обязательной работой, ориентированной на репродуктивный уровень обученности. В заданиях на самостоятельную разработку информационной системы требуется разработать небольшую базу данных по индивидуальной теме, выполняя эту работу по аналогии с общей задачей. Выполнение этих заданий направлено на достижение продуктивного уровня обученности в рамках данной темы.
Учащиеся создают проекты как по информатике ("Основные устройства ПК", "Компьютерные вирусы", и др.), так и межпредметные: информатика - биология, информатика-технология, информатика - литература ("Расчет калорий с использованием электронных таблиц", "Моделирование изделий при помощи ПК", Поэты серебряного века и др.)
Совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.
Знания, полученные во время совместной работы над проектом, с использованием технологии сотрудничества, позволяют ученикам не только овладевают компьютерной грамотностью, но и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать различные прикладные задачи. Подобные уроки способствует формированию коммуникативной компетенции учеников.
В своей работе я использую следующие варианты применения обучения в сотрудничестве:
Проверка правильности выполнения домашнего задания (в группах учащиеся могут прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания моменты);
Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (группы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число);
Совместное выполнение практической работы (в парах);
Подготовка к тестированию, самостоятельной работе (затем учитель предлагает выполнить задания или тест индивидуально каждому ученику);
Выполнение проектного задания.
В нашей школе уроки информатики проходят в группах, насчитывающих 12-14 человек, количество оптимальное для создания благоприятного микроклимата в процессе продуктивной творческой деятельности. Урок информатики условно разделяю на две части: теоретическую и практическую.
Теоретическая часть проходит в сотрудничестве со всей группой. При этом учащиеся и учитель занимают равноправное положение. Все идеи принимаются, конструктивно критикуются, в работу включены все до одного учащегося.
При выполнении практической работы за компьютером учащиеся работают в малых группах, и существует возможность взаимопомощи, взаимоконтроля. Совместная работа учащихся — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.
Одна из особенностей урока информатики — наглядность степени усвоения знаний и умений учащихся, в процессе их сотрудничества с учителем и друг и другом, отображающаяся на экране монитора. Замечая ошибку ученика, задаю вопрос: “ Почему не получилось? Как можно исправить?”. Во время урока применяю приемы взаимопроверки, взаимоконтроля, не акцентируя на этом внимание всего класса.
Таким образом, зная формы организации учебного сотрудничества со школьниками в процессе обучения, учитель должен применять разные типы учебных заданий, соблюдать общие правила организации совместной работы, определять цель групповой работы.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Литература.
Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 272 с.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.:ил.