Публикации Музей Воинской Славы как территория смыслов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музей Воинской Славы как территория смыслов
Автор: Братчун Андрей Иванович

Музей Воинской Славы как территория смысловБратчун А. И., старший воспитатель КГБОУ «Красноярский кадетский корпус им. А. И. Лебедя»Современная психология и педагогика ставят и решают важную проблему – развитие человека как субъекта образовательной деятельности, формирование личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.Общество преобразуется отношениями между людьми, следовательно, человек есть совокупность общественных отношений. А. В. Петровский считал, что «человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым он взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой устойчивые и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения» [6, с.30]С точки зрения С. Л. Рубинштейна, «сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [6, с.42].М. Хайдеггер отмечал, что человек есть не только «бытие – в мире», но что он главным образом есть «бытие с другими» [6, с.11]. Таким образом, образовательный процесс следует рассматривать и как средство, и как условие развития взаимоотношений учащихся (кадет) между собой и с учителем (воспитателем), и как основу для получения опыта общения человека с другим человеком, с группой и в коллективе. Э. В. Ильенков писал: «Поставьте его (человека) с самого начала – с детства – в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), в которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью. Сумейте организовать весь строй его взаимоотношений с людьми так, чтобы он сумел делать все то, что делают они, но только лучше» [6, с.31].Исследователи в области образования полагают, что для достижения поставленной цели необходима специальным образом организованная среда, как окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Благоприятная, развивающая в эмоциональном и физическом отношении среда может и должна стать фактором развития ребенка в соответствии с его жизненным ритмом, физическими и психическими возможностями, началом, побуждающим к творческой деятельности, мобилизующим мыслительные процессы, память, стимулирующим наблюдательность, выдумку, реализацию ранее полученных знаний. Это учитывали создатели Музея воинской славы КГБОУ «Красноярский кадетский корпус им. А. И. Лебедя», следуя по-прежнему актуальной мысли С. Френе о том, что «следует создавать среду богатую и разнообразную, как сама жизнь».В пространстве такой среды как территории смыслов человек становится на путь образования самого себя. В Музее как важнейшей составляющей всей образовательной среды кадетского корпуса самое большое внимание уделено ветеранам и событиям Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, участникам иных боевых действий. «Переживая боль войны идущей, мы помним трагедию той войны Великой Отечественной. В той трагедии – боль, кровь и пламя тысяч наших деревень и городов, уничтоженных оккупантами вместе с жителями. Та война была Великой по масштабу бедствий, по величию людского подвига. Мы не забудем жертв. Будем помнить всегда…Мы гордимся страной, нашими дедами и прадедами. Будем вечно чтить…Мы не простили и не простим оккупантов и предателей. Самая великая Победа над самым страшным врагом самой дорогой ценой спасла нас от беспамятства, от утраты смыслов, от потери самих себя…» (В. Гигин) (из материалов музея).О значении истории для духовного развития человека писали не только историки. «Знание истории своего народа – неотъемлемое свойство культурного человека. Осваивая культурно-исторический пласт, человек достигает значительной дифференцированности поля значений. Работая с разными источниками, сравнивая оценку того или иного события разными авторами, человек осваивает представление о множественности систем значений» (В. П. Зинченко) [3, с.270].Однако В. П. Зинченко не мог не заметить, что «образование без души убивает душу». «Историческая память питает личность животворящими соками, задает некое эмоционально окрашенное ядро личности» [3, с.270]. Такое возможно, если урок, тем более урок в музее, становится источником знаний не только о развитии объектов общественной жизни, но «самого любопытного явления», как считал В. Г. Белинский, - человека. М. М. Рубинштейн, процитировавший слова Г. Г. Шпета о том, что «человек всегда носит общество с собой», добавил и другую, не менее справедливую формулировку: «Личность реальна в обществе, но и общество реально только в личности» [5, с.18]. В экспозициях музея представлены биографии ветеранов Великой Отечественной войны, дедов и прадедов воспитанников и воспитателей корпуса.«Василий Иванович Прощаков, уроженец Боготольского района Красноярского края, 3 июля 1941 г. добровольно ушел на фронт. В 1941 г. под Брянском 50-я армия была окружена, перейти линию фронта мелкими группами не удалось. С пятью бойцами из своего взвода Василий Иванович присоединился к группе партизан Червонного района Сумской области. Партизанский отряд, в котором Василий Иванович последовательно командовал отделением, взводом, ротой, совершал глубокие рейды в тылу противника». С каждым годом живых участников той далекой войны все меньше. И тем ценнее воспоминания и наказы молодым, которые могут дать оставшиеся. «Молодым – обрести крепкую семью. Любить Родину. В этом и есть смысл жизни», - говорят ветераны. Мы же рассказываем о них, своих дедах и прадедах, это наш «Бессмертный полк», о том, как любили, чем дорожили, что смотрели, читали, слушали…«Патриотизм как ощущение себя неотъемлемой частью народа, культуры, истории и традиций страны, когда человек понимает, что не сможет быть счастливым и целостным вне общества. От этого осознания возникает чувство ответственности и долга перед страной» (А. Безсонов) (из материалов музея).Традиционно в нашем Отечестве источник идеологии служения – военные. Сегодня они воины воюющей Армии России, где каждый день решаются вопросы жизни и смерти.Особое место в Музее занимает «Парта Героя». Два воспитанника Красноярского кадетского корпуса – Зеленый Дмитрий и Манаков Иван – за героизм и мужество при исполнении воинского долга в зоне СВО награждены орденом Мужества и медалью «За отвагу» (посмертно). Музей становится местом встреч с родными погибших бойцов, с участниками СВО, представителями ДНР и ЛНР. «На пространстве СВО идет война с целью освободить часть Русского мира от нацизма.В этой ментальной войне наша сила – в правде. В этом цивилизационном столкновении наша задача – не уничтожить Запад, а сломить его вековую волю к захвату и разрушению русской цивилизации. Тогда будущее будет за нами» А. Алаудинов) (из материалов музея). Музей стал хранилищем культурных ценностей, а, значит, культурной памяти многонационального народа России. В Музее есть место экспозиции «Все мы – это русские». «Русские – русские, русские – белорусы, русские – украинцы, русские – татары и башкиры, русские – якуты и буряты, русские – ингуши и чеченцы, русские – евреи и осетины, русские – чуваши и удмурты, русские – тувинцы и калмыки, русские – даргинцы и лезгины, русские – это все мы, тот народ, что столетия созидал Россию, опираясь на Вечное. Избранность и сакральность нашего народа – это не превосходство над иными, это ответственность за Мир, это покаяние перед Богом» (А. Алаудинов) (из материалов музея).Кадеты включаются в создание таких жизненных ситуаций, в такую систему отношений, в которых проявляются лучшие человеческие качества: ответственность, действенность, управление эмоциями.Для всех перечисленных личностных качеств присуща мыслительная деятельность, именно мысли образуют мышление как активный процесс отражения объективной действительности, состоящий во всестороннем познании субъектом взаимосвязей предметов и явлений. Главной составляющей акта мышления является действие.Воспитанники осуществляют тематический сбор материалов к знаковым событиям года, к памятным датам истории, разрабатывают сценарии праздников, сопровождают группы школьников и студентов, осуществляя экскурсионный показ и рассказ в соответствии с содержанием экспозиций.Так появилась тема «лейтенантской прозы», о поколении, появившемся на свет в начале 1920-х гг. Ушедшее на фронт почти целиком. И почти целиком на тех полях оставшееся. В произведениях Ю. Бондарева, В. Астафьева, Ю. Друниной, Б. Васильева, Б. Окуджавы хватало и горечи, и трагизма… Та самая правда войны – выстраданная, страшная, кровавая. Ее называли «окопной правдой». «Без ответственности перед прошлым, настоящее - лживый рай», - писал Ю. Бондарев и был уверен: «Война явилась для меня самым умным и самым безжалостным учителем жизни».Важно представить взгляд на общество и человека с позиции 10-18-летних, переживающих сложную, полную сомнений и противоречий пору своего развития, ищущих свое «Я». Каждый из них уже обладает немалым жизненным опытом, однако, как правило, переоценивает его уникальность. Уроки в музее открывают возможности для изучения других людей ради познания себя, причем в качестве другого выступают не только друзья, сокурсники, но и люди других эпох, культур, поколений.Увиденное и услышанное позволяет согласиться с утверждением К. Ясперса о том, что «настоящее пусто и бессознательно, если оно резко отделило себя от прошлого». Думается, что только при таком эмоционально-ценностном подходе историческое знание наполняется личностными смыслом, а значит, становится реально гуманитарным, обращенным к человеку. Но смысл рождается «на рубеже двух и более сознаний», поэтому так важен диалог, в основе которого понимание, уважение, интерес, доверие и сотворчество. Еще М. М. Бахтин обращал внимание на значение приставки «со /с» в словах совесть, содействие, сопричастность, смысл и др., а именно совместное с кем-то действие, обретение мысли и т. д.Знание, наполненное смыслом, становится воспитывающим, ценностным. Гуманитарная психология рассматривает ценность как ощущение значимости или осмысленности ситуации и собственных действий, влекущее к тем или иным поступкам без их рационального обоснования. Ценность – это то, к чему мы стремимся, что является мотивом деятельности, что удовлетворяет наши потребности, что имеет для нас личностный смысл и проявляется в нашем поведении.Одна из потребностей – чувствовать свою человеческую ценность. Мы все нуждаемся в уважении, в признании своего человеческого достоинства. Достоинство как понятие морального сознания раскрывает ценностное отношение человека к самому себе, к другим людям, к миру в целом и отношение к человеку со стороны общества.Достоинство предполагает, что человек достоин уважения уже потому, что он – человек. «Нет человека выше меня, нет человека ниже меня», по мысли В. С. Библера [9, с.201-202] Таково философское понимание сути достоинства. Старший подросток сегодня (как и вся страна) живет в условиях преодоления ценностного нигилизма, цинизма, экзистенциального вакуума и многих других симптомов социальной патологии (В. Франкл) [10, с.231] и возвращения традиционного ценностного ряда: Родина, долг, честь, семья, справедливость, любовь«И любовь…Настоящая, которая оберегает и ценит свободу, что в выборе лучшего из возможного…Любовь дает человеку человека…любовь это признание безграничной ценности человека…безграничной, т.е. не ограниченной ни верой, ни способностями, ни поступками, ни образом жизни…Скупому на чувства всегда не хватает чужих чувств, щедрый на любовь может накормить пятью хлебами и двумя рыбами своего сердца тысячи людей и у него еще останется «десять коробов полных». Смысл любви в постоянной раздаче себя. Если не черпать колодец, в нем зацветет вода и заведутся лягушки. В блокаду выживали именно те, кто отдавал умирающим части своих пайков…» (Б. Якеменко) (из материалов музея).Воспитатели осуществляют психолого-педагогическое сопровождение, формирование благоприятного психологического климата и доверительных отношений в кадетских ротах.А. А. Вербицкий считает, что «настоящее приобретает для человека смысл только в контексте прошлого и будущего», понимая под этим создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включая в него учащегося и на уровне интеллектуальной, и на уровне личностной и социальной активности [6, с.32] .С точки зрения способа диалектического обучения, разработанного преподавателями КВКУРЭ А. И. Гончаруком и В. Л. Зориной, необходимо осуществить передачу учащимся логической и исполнительной функций полностью, а управленческой частично, что обеспечит, с одной стороны, «добывание», открытие новых знаний самим ребенком, а с другой стороны, проявление таких черт личности как творческая активность, обнаружение индивидуальных способностей, самооценка и др. Как отметила И. Унт, «только в таком случае (когда есть возможность выбора) он сможет превратиться из объекта управления в субъект управления своей собственной деятельностью». За учителем (воспитателем) в этом случае остается лишь управленческая функция, включающая организацию и регулирование образовательного процесса, способность мыслить, понимать, чувствовать.Субъектом мышления при этом оказывается уже индивид в сплетении общественных отношений, «общественно-определенный индивид, все формы жизнедеятельности которого даны не природой, а историей, процессом становления человеческой культуры» (Э. В. Ильенков) [6, с.31].За годы музейной работы по данным психолого-педагогической службы корпуса произошло значительное улучшение социально-психологического климата со средне благоприятного на благоприятный тип. Функциональные состояния (самочувствие, активность, настроение) воспитанников во всех взводах выше четырех баллов (благоприятное). Педагоги отмечают изменения в мировоззрении, повышение интереса к занятиям, способность учащихся к нестандартному мышлению, положительную динамику в характере, поведении.Конечно, существует множество внешкольных факторов, оказывающих влияние на личностное становление ребенка, на его ценностные предпочтения. Но пространство музея должно и может стать своеобразным «тренажером», который развивает потребность в другом человеке, способность к пониманию себя через другого, выстраиванию своего мира культуры, в котором непременно должно быть место собранности, ответственности, единству, мужеству. Нам как народу необходимо вернуться к настоящему и подлинному, прийти от общества потребления к Цивилизации Служения Отечеству. Смысл и образ Победы в этом. А Музей Воинской Славы хранит Память и приближает новую.Так в созданной педагогами, кадетами, их родителями области совместной деятельности между ними и образовательными системами (их элементами) выстраиваются связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Музей как территория смыслов предоставляет воспитанникам возможность расширения образовательного пространства за пределы урока, учреждения, позволяет войти в образовательное пространство музея для освоения культурного пространства региона, страны, мира. Литература
  • Валицкая, А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая// Педагогика. – 1997.-№ 2. – С. 3-8.
  • Гречко, П. Гуманитаризация: проблемы без перспективы / П. Гречко //Alma-mater. – 1998. - № 7. – С. 30-32.
  • Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. – 304 с.
  • Мещеряков, Б. Г. Введение в человекознание /Б. Г. Мещеряков, И. А. Мещерякова. – М.: РГГУ, 1994. – 320 с.
  • Новиков, А. Образование и экономика. Кто кому поможет? / А. Новиков// Народное образование. – 2002. - №1. – С. 10-19.
  • Педагогика и педагогия: история, теория, опыт. Ч.3. Вып. 4.– Красноярск, 2020.
  • Рубинштейн М. М. О смысле жизни / М. М. Рубинштейн. – М., 1927.
  • Сенько, Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Ю. В. Сенько // Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 11-17.
  • Современный философский словарь / под общей редакцией д.ф.н. В. Е. Кемерова. - М.: Академический Проект, 2004. – 864 с.
  • Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.