Публикации
Перспективы развития проекта поставки СПГ из России в Республику Корея
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Перспективы развития проекта поставки СПГ из России в Республику Корея
Автор: Иванова Полина Артуровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Перспективы развития проекта поставки СПГ из России в Республику Корея
Автор: Иванова Полина Артуровна
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА ПОСТАВКИ СПГ ИЗ РОССИИ В РЕСПУБЛИКУ КОРЕЯИванова Полина Артуровна студент ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»Научный руководитель: Ермушко Жанна Александровнак.э.н., доцент ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»Аннотация: В данной статье рассматривается проект связи России и Республики Корея путем Транскорейского газопровода от Владивостока к Сеулу через территорию КНДР. Определяются основные факторы и ограничения взаимодействия двух стран, а также условия возобновления проекта поставки российского СПГ.Ключевые слова: сотрудничество, Транскорейский газопровод, санкции, Южная Корея, транспортная системаPROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LNG SUPPLY PROJECT FROM RUSSIA TO KOREAIvanova Polina ArturovnaScientific supervisor: Ermushko Zhanna AlexandrovnaAbstract: This article discusses the project of communication between Russia and the Republic of Korea through the Trans-Korean gas pipeline from Vladivostok to Seoul through the territory of the DPRK. The main factors and limitations of cooperation between the two countries are determined, as well as the conditions for resuming the Russian LNG supply project.Keywords: cooperation, Trans-Korean gas pipeline, sanctions, South Korea, transport systemЭнергетический потенциал России высоко оценивается мировым сообществом, именно поэтому многие страны заключали договоры сотрудничества, определяющие основные векторы и условия энергетических поставок (соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики от 11 декабря 2015 г., Договор купли-продажи природного газа с КНР от 30 января 2023 г. и др.) [1]. С 2003 г. до конца 2019 г. Россия вела активные переговоры по поставке СПГ в Республику Корея. Начало было положено созданием транспортной системы (ГТС) «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», которая являлась первой на Востоке России межрегиональной газотранспортной системой и начала функционировать в сентябре 2011 г. Протяженность трассы составляет 1800 км при проектной производительности первого пускового комплекса в 5,5 млрд куб. м газа в год [2]. Транскорейский газопровод длиной в 1100 километров планировалось построить между Владивостоком (конечной точкой восточной части газораспределительной сети России) и Сеулом - столицей Южной Кореи. Поскольку «Газпром» и KOGAS – главный партнер по вопросам поставок газа в Республику Корея - являются государственными компаниями, финансовую и законодательную поддержку проекта обеспечивали правительства двух стран [3]. Важным является факт того, что экономическое процветание и политическая стабильность в Тихоокеанском регионе напрямую отвечают интересам экономической модернизации российского Дальнего Востока [4]. Предполагалось, что газопровод в Южную Корею станет продолжением транспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». В силу ряда причин данной проект не был реализован.Для более детального погружения в процесс взаимодействия государств, рассмотрим этапы сотрудничества России и Южной Кореи. Для начала учтем зависимость Республики Корея от импорта, в том числе ресурсов. На графике (рис. 1) можно проследить тенденцию к наращиванию импорта ресурсов в стране за последние 4 года (увеличение импорта на март 2024 г. в сравнении с мартом 2020 г. на 10,5 млн. долларов).Рис. 1 Увеличение импорта в Южную Корею за 2020-2024 гг.Несмотря на рост импорта, экспорт в стране также растет (56 563 млн. долларов на 2024 г.), что дает общий положительный торговый баланс (4 279 млн. долларов на 2024 г.) [5]. Стабильность экономики страны продиктована, в том числе, и этим фактором. Тем не менее, покупка относительно дешевого газа у российских партнеров дала был шанс Республике Корея на существенное сокращение трат государственных средств на закупку более дорогостоящих ресурсов и, соответственного, еще больше сдвинуло бы торговый баланс страны в положительную сторону.Южная Корея — страна с наиболее плотным расположением АЭС в мире. Такой способ обеспечения населения электроэнергией привлек южнокорейское правительство, поскольку, как известно, АЭС являются наиболее мощным и стабильным источником энергии. В реалиях современной экологической обстановки встает вопрос о важности внедрения «зеленой» энергетики, чем Корея активно занимается последние несколько лет, создавая условия развития данной сферы [6]. Однако, несмотря на необходимость в замене источников энергии, правительство страны не может полностью отказаться от атомных станций. Для анализа плотности расположения станций в стране со связанными с ней рисками приведем статистические факты: в радиусе километра от Фукусимы находились около 160 тыс. чел., в аналогичном радиусе от Пусанской АЭС – 4 млн. чел [7]. Так, ядерный взрыв может привести к колоссальным потерям с точки зрения человеческих жертв. В связи с этим перед корейским правительством ежегодно встает вопрос о смене источников энергоснабжения страны. В Южной Корее 8 регазификационных терминалов общей мощностью 141 млн тонн в год (эквивалентно 12 млн тонн СПГ в месяц), включая крупнейший в мире терминал “Incheon“ вблизи столичного Сеула мощностью почти 55 млн тонн СПГ в год. Крупнейшие поставщики СПГ в Южную Корею - Австралия, Катар и Малайзия, что обусловлено их близостью к Южной Корее. Россия при дешевизне ресурсов занимает лишь седьмое место в этом рейтинге [8]. Усложнение положения России в процессе поставок СПГ заключается в введенных санкциях, действующих с 2022 года, регламентирующих условия сотрудничества иностранных государств с РФ. Южнокорейской Республике удалось добиться места в списке стран-исключений, для которых право взаимодействия с Россией в отношении поставок научно-технических изобретений не ограничивается. Однако, финансовые санкции очень сильно затрудняют финансирование совместных проектов, повышают риски южнокорейских производителей, уже имеющих непосредственное влияние на российский рынок и устойчивое положение внутри него [9].Еще один негативный фактор, который смог негативно повлиять на реализацию проекта, это напряженные отношения Южной и Северной Кореей, при этом 700 км газопровода должно пройти через территорию КНДР, что повлечет за собой ряд рисков, среди которых: В случае возникновения конфликтов, влияние Северной Кореи было бы неоправданно высоко (напряженность контроля поставок в случае эскалации конфликта между странами); Вся газоперекачивающая инфраструктура на территории Северной Кореи строилась бы за счет международных пожертвований (издержки этой меры в конце 2000-х гг. оценивались в 2,5 млрд долл.), поскольку разработанная северокорейская национал - коммунистическая государственная идеология не обладает необходимым финансовым потенциалом. В связи с вышеперечисленным, был разработан план проведения газопровода подводным путем, обходя территорию КНДР, однако, строительство трубопровода через Северную Корею все же было признано наиболее целесообразным с экономической точки зрения [10]. Проанализировав способы взаимодействия России и Южной Кореи, можно выделить меры, при соблюдении которых возможно будет возобновление проекта Транскорейского газопровода из РФ в Республику Корея:Пересмотр вариантов сотрудничества поставок ресурсов с Россией, обладающей рыночным конкурентным преимуществом перед остальными странами в виду относительно невысоких цен на газ. Стабилизация мировой экономики и отмена международных санкций в отношении Российской Федерации, которые препятствуют прямому сотрудничеству стран. Налаживание отношений между Северной и Южной Кореями. Также возможен вариант формальных соглашений, предписывающих правила поставки СПГ через территорию КНДР. Смена направления развития энергетики Южной Кореи в отношении использования угля как преимущественного ресурса, осуществляющего выработку электроэнергии. С учетом близости отношений Южной Кореи с Европейским Союзом (ЕС) в торговом отношении, можно говорить о том, что наиболее осуществимым условием в ближайшем будущем может стать смена направления развития энергетики страны, поскольку ЕС поддерживает политическую инициативу Европейской комиссии о создании климатически нейтрального союза к 2050 году [11]. Также предположение подтверждается усиливающейся тенденцией мирового сообщества к экологически безопасному производству и потреблению. Таким образом, сотрудничество с Россией даст РК доступ к дешевым экологически чистым ресурсам и уверенность в ответственном поставщике в долгосрочной перспективе, вероятность укрепления отношений с Северной Кореей, что является важным вопросом не только экономической, но и политической безопасности страны.Список использованных источников: Многосторонние договоры // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/multilateral_contract/ (дата обращения: 19.04.2024). «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» // Газпром URL: https://www.gazprom.ru/projects/skhv/ (дата обращения: 19.04.2024). Транскорейский газопровод: похороны или преображение? // РСМД URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/transkoreyskiy-gazoprovod-pokhorony-ili-preobrazhenie/ (дата обращения: 19.04.2024). Распоряжение Правительства Российской Федерации "Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года" от 24.09.2020 № 2464-р // Постановление Правительства Российской Федерации. 28.09.2020 г. № 0001202009280027. TRADING ECONOMICS URL: (дата обращения: 12.05.2024). Андрианов В.Д. Республика Корея на пути построения зеленой экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 161-179. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-10. М.В.Ульченко Экономическая конъюнктура поставок арктического сжиженного природного газа в страны азиатско-тихоокеанского региона в условиях окончания "торговой войны" между США и Китаем // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. №2 (68). С. 13-20. Импорт СПГ в Южную Корею // Сиала URL: (дата обращения: 12.05.2024). Россия и Южная Корея: отношения на паузе // РСМД URL: (дата обращения: 12.05.2024). «Большое энергетическое кольцо»: как газовый проект России может способствовать интеграции КНДР и Южной Кореи // RT URL: (дата обращения: 19.04.2024). The European Green Deal Striving to be the first climate-neutral continent // An official website of the European Union URL: (дата обращения: 19.04.2024).