Публикации
«Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми» Работа с одаренными детьми на уроках музыки
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми» Работа с одаренными детьми на уроках музыки
Автор: Наталья Владимировна Алексешникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми» Работа с одаренными детьми на уроках музыки
Автор: Наталья Владимировна Алексешникова
«Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми»Работа с одаренными детьми на уроках музыкиЯ ребенок одаренный,В мир красивый я влюбленный.Я хочу о нем все знать,Чтобы в жизни устоять.Я люблю учить, учится,К знаниям всегда стремится.На практике их добывать,И потом их применять. Сасина Е.Н. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития». «Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одаренность. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создается благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширение их знаний по данному предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала на уроках музыки я использую современные развивающие образовательные технологии. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети создают иллюстрации к песням, опере, балету… Любят работать над проектами по заданным темам ( Музыка- главный герой сказки», «Почему Бах не писал оперы», «География творчества М.И.Глинки» и др… В связи с современной насыщенностью учебным материалом невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему поможет решить внеурочная деятельность, дополнительное образование. Выявлять и развивать одаренных учащихся можно через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательных работ. Для этого можно использовать разнообразные формы работы:– предметные викторины– творческие и интеллектуальные конкурсы– «мозговые штурмы»– интеллектуальные марафоны и т.д. Также можно создавать группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы с детьми в этом направлении определяется успехами учащихся на различного рода конкурсах. Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся , растет интерес детей к занятиям, расширяется кругозор учащихся, повышается «качество знаний», развиваются коммуникативные, интеллектуально-коммуникативные и творческие способности учащихся. В свой план работы с одарёнными детьми непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса и разучиванию многоголосия. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях недостаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:- пения естественным звуком без напряжения;- чистого интонирования в удобном диапазоне;- пения без музыкального сопровождения, под фортепиано, под минусовую фонограмму;- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;- самостоятельно попадать в тонику и строить голоса;- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;- чувствовать и соблюдать в пении метроритм. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.Подбор репертуара: 1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж”.5. Использовать народные песни, образцы церковной музыки, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.6. Включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)7. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.8. Все песни должны соответствовать возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей. Работать с детьми - это настоящее счастье, удовольствие, творчество, самовыражение, а ещё огромная ответственность и труд. Одарённый ребёнок – это ребенок, которыйвсегда готов помочь организовать любое мероприятие и принять в нем участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), он раскрывает все свои таланты и мы всегда рады видеть этих детей на внутришкольных мероприятиях: «Праздник 1 звонка»; «Последний звонок 11 класса»; «День учителя»; «Праздник осени и вежливости»; «Битва хоров», «Новогодние представления». «Путешествие в мир сказок»…· Я в своей работой стараюсь увлечь детей, расширить их кругозор в мир музыкального искусства, готовлю детей к участию во Всероссийской Олимпиаде школьников по Мировой Художественной Культуре и Искусству, Музыке. Где дети занимают призовые места ( Ломакина Д.- 2 место, Рыжкова Д. – 3 место, 2018год.)Успешно работаю с одарёнными детьми в области музыкального образования. Из года в год мои ученики занимают призовые места на школьных и областных научно- практических конференциях и Международных конкурсах.Я учу детей, а они учат меня…искренности, открытости, непосредственности. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Вот и я стараюсь рассмотреть эти «невидимые струны» в каждом ребёнке… Возможно именно по этому мои ученики ежегодно одерживают победы в конкурсах вокалистов в рамках муниципального этапа фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», «Салют победа», в смотре хоров и ансамблей «Песен щедрый круг»…Авторитет учителя неоспорим! И я стараюсь всегда быть примером для своих учеников. Уже много лет подряд я являюсь победителем областных конкурсов в номинациях: «Вокал- соло», «Вокал», «Песни боевого братства».Имею множество наград. Девиз моей работы «Самое интересное и ценное в этом мире человеческая личность», то есть не все вместе, а каждый.«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшихся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильно плод». В.А.Сухомлинский.