Публикации «Развитие процесса восприятия на уроках музыки в начальных классах»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие процесса восприятия на уроках музыки в начальных классах»
Автор: Наталья Владимировна Алексешникова


Тема: Развитие процесса восприятия на уроках музыки в начальных классах
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Меня зовут Алексешникова Наталья Владимировна, учитель музыки МОБУ СОШ № 4. Я представляю свой мастер-класс по теме Развитие процесса восприятия на уроках музыки в начальных классах
Китайская поговорка гласит Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму и чему-то научусь.
Мы все задаемся вопросом как же научить детей слушать? Слушать музыку, чувствовать ритм музыки и естественно двигаться под нее. В этом мне помогают инновационные методы обучения.
Основная цель, которую я ставлю перед собой при изучении и внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий – эффективное сочетание традиционных и инновационных методов обучения.
Использование современных образовательных технологий помогает в реализации следующих задач:
Формирование творческого восприятия музыкального искусства;
Воспитание художественного вкуса;
Воспитание культуры слушания музыки;
Содействие в формировании творческой личности;
Формирование интереса и увлеченности классической музыкой;
Расширение музыкального кругозора обучаемых;
Укрепление физического здоровья детей при помощи музыкотерапии
Учитывая современные требования к качеству образования и уровню сформированности универсальных учебных действий, построение учебного процесса ведется на основании поставленных задач с активным применением современных образовательных технологий.
На уроках я эффективно использую принципы и методы компетентностно-ориентированного обучения, которое направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обучающегося Использую одну из технологий данного обучения: Технологию развития процессов восприятия в основе которой лежит метод пластического интонирования.
Она пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Термин пластическоеинтонирование введен Татьяной Ефимовной Вендровой в 1981 г.Авторсчитает, что привлечение движений помогает активизировать у детей слышание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, танец, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный, в конечном счете, на развитие музыкального восприятия. В рамках педагогической практики пластическое интонирование в качестве одного из элементов урока может быть использовано любым преподавателем музыки при условии, что сам педагог является эмоциональным, искренним и активным в движениях человеком. В процессе использования данного метода на уроках музыки необходимо, чтобы педагог находился в постоянном визуальном контакте с учениками.
На уроках музыки я использую такие приемы пластического интонирования, как жестовая передача пульсации музыки( Пульсациявмузыке—этоделение времени, на котором основан любой ритм.Музыкасостоит из звуков и пауз, ипульсацияпохожа на сетку, на которой они лежат), сильных долей, фразировки и ритмического рисунка, а также необходима (двигательная реакция на музыку) Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от не большого танца до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки.Свобода, естественность и отсутствие какого-либо напряжения – вот на что я обращаю внимание в процессе выполнения детьми младшего школьного возраста музыкально-ритмических движений
Приведем пример фрагмента урока во 2 классе Волшебная палочка дирижёра, где ребята узнают, почему палочка называется волшебной, что такое дирижирование, узнают, что такое размер 2/4, , 4/4. Дирижируют, определяют ритмический рисунок, превращаются в дирижёров и руководят оркестром, танцуют и поют. Использование технологии развития процессов восприятия, помогает ребятам, через практическую деятельность, овладеть определенными навыками и умениями для творчества и импровизации.
Сейчас наглядно я продемонстрирую как я использую на уроках музыки Технологию развития процессов восприятия, используя приёмы пластического интонирования.
Только у меня условие в этом должен принять участие все присутствующие.
Послушайте музыкальную композицию (звучит французский вальс)
Вы догадались? Это ?- ВАЛЬС
Естественно вальс написан в размере 3\4. Давайте мы с вами попробуем посчитать ( 1.2.3. 1.2.3) Молодцы!
А сейчас попробуем посчитать под музыку по моей команде. (считаем под музыку) Спасибо, молодцы1
А сейчас попробуем прохлопать (хлопаем и считаем). Замечательно, всё получается.
Репетируем без музыки
Ну а сейчас усложним задачу. Я хлопаю вам сильную долю на раз, а вы на 2.3) Далее хлопаем под музыку.
Сейчас мы разделимся с вам на 3 группы 1,2,3 прорепетировали. Я считаю, вы хлопаете.
Молодцы, замечательно получается. Давайте друг другу поаплодируем.
Одно из особых мест на уроке музыки занимает музыкально-ритмические движения они включают в себя музыкальные игры, пляски, упражнения. Я учу детей импровизировать на уроке.
Приглашаю ко мне на импровизированную сцену 4 участников.. разделитесь на 2 команды по 2 человека. Внимание! Познакомимся с музыкальной композицией (звучит русская плясовая) Вам задание- я даю вам не много времени, чтобы вы в парах придумали свои движения только ногами. Зал поддерживает участников. Выходит команда № 1, под мой счет показывают свои движения, вторая команда повторяет за первой. Далее команды меняются. Вот видите, дети сами без вашего участия могут придумать движения, далее усложним задачу, теперь к вашим движениям ногами, добавьте движения руками(придумывают, далее демонстрируют) Я считаю до 8. Ну и конечно, чтобы детям было интереснее и они вошли в образ, используем элемент костюма. Теперь попробуем собрать танец?
Следующее упражнение Зеркало
Участники становятся напротив друг друга в шахматном порядке. Представьте, что вы смотрите не друг на друга, а на свое отражение. Все, кто смотрит сейчас на меня, будут повторять движения за мной, а вы должны повторить движения за своим отражением. Молодцы, замечательно получилось, с этим упражнением можно также работать и над актерским мастерством.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать общий вывод о том, что использование Технологии развития процессов восприятия дает возможность:
- активизации познавательного процесса посредством высвобождения эмоционально-моторного комплекса;
- направления естественной двигательной активности детей в необходимое эмоциональное русло;
дает возможность детям проживать определенный музыкальный образ с помощью движений, что, в свою очередь, ведет к более глубокому пониманию содержания музыкального произведения.
Улыбнулась мне в жизни удача
Благодарна за это судьбе
Знаю я не могло быть иначе
В этом мире, на этой земле.
Ведь профессий так много на свете
Важных, нужных и трудовых
Но меня окружают дети
и не мыслю я жизни без них.
Я пою с детворою песни
и учу детей танцевать
И профессии нет чудесней
Это твёрдо могу я сказать
Жить без музыки скучно на свете
ее нужно во всем замечать,
Но а главная музыка-дети
Я об этом хотела сказать!
Список литературы.
Л.Г. Арнажникова Профессия – учитель музыки. Москва.1994 г
Б.Н.Бегак Воспитание искусством Москва. 2000 г.
М.М.Берлянчик Пути активизации музыкального воспитания личности. Москва.1999 г.
Л.Г. Дмитриева Методика музыкального воспитания в школе. Москва. 2003 г.
Д.Б. Кабалевский Прекрасное пробуждает доброе. Москва.1973
6. Константинова Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа, 2000. №7.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Мир,1979
Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету Музыка
Н.И. Монахов Умом и сердцем. Москва, 1999 г.
И.В. Нестьев Учитесь слушать музыку. Москва.1987 г.
И.Г. Шароев Музыка, которую мы видим.