Публикации Урок русского языка "Фразеологизмы - самородки и спутники родной речи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка "Фразеологизмы - самородки и спутники родной речи"
Автор: Саренко Ольга Эдуардовна

Урок русского языка
Тема урока: Фразеологизмы – самородки и спутники родной речи
Класс: 5 А класс
Учитель: Саренко Ольга Эдуардовна, учитель высшей категории
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК А.Ю Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман _Орлова.. Русский язык 5 класс. Практика. Москва, Дрофа, 2012
В.В.Бабайцева., Л.Д.Чеснокова.Русский язык. Теория 5-9. Москва, Дрофа, 2012
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать фразеологизмы, умения объяснять лексическое значение фразеологизмов разными способами, употреблять фразеологизмы в речи для образности и выразительности, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Задачи урока:
обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять лексическое значение фразеологизмов разными способами ; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)
воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, лексический, морфологический),
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Метапредметные результаты:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
планирование и регуляция своей деятельности.
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем, таблиц, алгоритмов).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку Весёлые картинки
Видеоролик В гостях у фразеологизмов
Таблички с этапами урока открытия новых знаний
Распечатки заданий (см. приложения)
Цветные шаблоны самоцветов

п/п
Этап урока
Цель
(формируемые УУД)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Результат
Оценка
1.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Настрой на учебную деятельность
Л3
Р3
П2
К2
Приветствует учащихся
Итак, не будем бить баклуши
Вы засучите рукава,
Заданье приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Ознакомьтесь со сценарным планом урока.
Расставьте в листе индивидуальных достижений очерёдность этапов урока
Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (приложение №1)
Слушая стихотворное приветствие, настраиваются на творческую работу
Объясняют смысл приветствия и названия заданий (все они сформулированы в виде фразеологизмов.
Планируют свою деятельность а листах самооценки
Волевая саморегуляция
Внутренняя и внешняя готовность
Словесное поощрение учителя
2.
Актуализация знаний.
Лексико-орфографическая работа Ломаем голову
(7 мин)
Слайды 1,2
Цель-актуализировать знания детей по теме Устойчивые выражения. Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л1
Р2 Р3 Р4
П1
П2
П4
К1 К3
Выполните задание Ломаем голову . (приложение №2)
, самостоятельно разыскав 5 необычных словосочетаний.
Проверьте по образцу
Что объединяет словосочетания ( используются в переносном значении, очень похожи на пословицы)
Сравните название задания и получившиеся у вас словосочетания?
Сформулируйте, как называются эти ИЗМЫ.
Выберите самое точное из названий.
Индивидуальная самостоятельная работа
Записывают в тетрадь:
1.Сч..тать в..рон
2. Д…ржать рот на з…мке
3.Пл…сать под чужую дудку
4. С..деть сл..жа руки
5. Не в св..ей т..релке
Индивидуальная работа.
Проверяют по образцу на слайде
Коллективная работа Анализируют и аргументируют предположения
Объясняют свой выбор.
Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы
Самопроверка по образцу Самооценка
в листе
индивидуальных достижений
3.
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
(2мин)
Слайды 3,4
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
Уметь узнавать фразеологизмы и употреблять их в речи
Р1, Р4, Л1, Л2, П4
Мотивация к формулированию темы и целей урока:
Что нам надо узнать?
Чему нам надо научиться? Сформулируйте тему урока.
Сравните, как я её сформулировала? Фразеологизмы- самородки и самоцветы русского языка .
Согласны? Мы будем добывать новые знания сами – самостоятельно. С помощью словарей, предположений
Запишите тему урока.
Сформулируйте цели урока.
Формулируют тему и цели урока
Узнать что такое фразеологизм
Научиться употреблять их в речи
Готовность к восприятию новых знаний
Словесная оценка учителя
4.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Приёмы кластер предположений Капля в море или Пруд пруди -
Задание Плечом к плечу Переработка лингвистического текста
(7 мин)
Открытие новых знаний:
- работа с информацией в учебнике
Л1
Л2
Р2
Р4
П3
П4
К1
К2
Составляем кластер предположений Капля в море или Пруд пруди?
Предположите, что мы можем сказать об этих словосочетаниях? Из высказанных учащимися предположений отбираем следующие:
Это любое словосочетание?
ЛЗ= 1 слову
Синонимы возможны?
Антонимы возможны?
Часто употребляются в речи
А теперь выполните задание Плечом к плечу. . (приложение №3)
Обменяйтесь мнением с напарником
Заполните 2 графу таблицы зафиксировав окончательные выводы, сравнив их с теоретической информацией из учебника Теория (параграф 66)
Сравнивают
Предполагают
Выполняют задание №2
Каждый ученик высказывает соё мнение отмечает в карточке предположений плюсом или минусом
Парная работа
Работают в паре, обмениваются мнениями , читают текст в учебнике Теория параграфа 66, перерабатывают информацию
Заполняют 2 графу таблицы, сравнивают выводы с авторскими
Делают окончательные выводы
Присвоение выявленных закономерностей. Фиксирование новых знаний через моделирование
Самооценка в листе индивидуальных достижений
5
Закрепление изученного материала
(10 мин)
Слайды 5,6,7,8
Организация деятельности для отработки навыков
Л2
Р4
П1
П2
П4
К2
К3
Предлагаю выполнить групповое задание Как две капли воды или Как небо и земля (приложение № 4)
Выполните задание: в группах определите значение 5 получившихся фразеологизмов (см. логико-орфографическую разминку Ломаем голову)
Ознакомьтесь с распечатками заданий
Группа 1 (репродуктивный уровень)- объясняет ЛЗ через полное толкование ЛЗ фразеологизма.
Во время ответа группы на слайде появляются фрагменты словарной статьи
Группа № 2- объясняет лексическое значение фразеологизма, близкое одному слову, менее образному
После ответа группы на слайде – заполненная 2 графа сводной таблицы
Группа № 3 анализируют фразеологизмы для справки и подбирают синонимические конструкции
После ответа группы на слайде появляется заполненная 3 графа сводной таблицы
Группа № 4 анализируют фразеологизмы для справки и подбирают конструкции-антонимы
После ответа группы на слайде появляется заполненная 4 графа
Группа № 5 (творческий уровень)– составляют предложения
Делаем выводы, как по-разному можно объяснять ЛЗ фразеологизмов
(групповая работа Шлифовка самоцветов)
Работают с фразеологическими словарями
Извлекают нужную информацию
Прикрепляют самоцветы на доску
Рассказывают о лексических значениях фразеологизмах
и определяя лексические значения разными способами
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.
Во время выступления групп в тетрадях каждый ученик заполняет сводную таблицу
Ф.
ЛЗ
Ф.-син
Ф.- ант.
Проверяют сводную таблицу по образцу на слайде
Осознание значимости новых знаний
Самооценка в листе индивидуальных достижений Словесная оценка учителя работы групп
Релаксационная минутка Держи ушки на макушке – видеоролик В гостях у фразеологизмов
(1,5мин)
Цель – создание доброжелательной атмосферы, , снятие умственного и психологического напряжения
П1 П3
При просмотре видеоролика нужно увидеть и услышать как можно больше фразеологизмов.
Держите ушки на макушке!
Обнаруживают закономерность – фразеологизмы сопровождаются чёрно-белыми кадрами, на которых фразеологизмы проиллюстрированы в прямом значении
Отдыхают, смотрят, находят, считают
Самооценка в листе индивидуальных достижений
6.
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
(8мин)
Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний
Л1 Л2
Р2 Р3 Р4
П3 П5
К2 К3
Выполнить задание в парах упр. 787.
Выполняют
Упр. 787
Парная работа
Взаимопроверка
Осознание значимости новых знаний
Самооценка в листе индивидуальных
достижений.
7.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
(5мин)
Слайд 9
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка
Л1 Л3
Р3 Р4
П1 П4
К2
Ответьте на вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- что узнали?
Оцените в листе самооценки свою деятельность на уроке при изучении новой темы посредством фразеологизмов, звучавших сегодня на уроке, посчитайте баллы и поставьте оценку.
Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.Приложени
Ценностное отношение к деятельности и её оценка
Самооценка в листе индивидуальных достижений ..
8.
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Слайд 10
Закрепить полученные знания.
Развить творческие способности
Л1
Л3
П5.
Предлагаю выполнить по выбору:
1 уровень - Упр. 793
2 уровень- - Найти 5 фразеологизмов, объяснив их значение
3 уровень -Сказка на новый лад
СПАСИБО всем, кто сегодня не считал ворон , не бил баклуши, а работал не покладая рук !
Самостоятельная домашняя работа
Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей
Оценка учителя
Приложение 1 Лист индивидуальных достижений
Тема урока ___________________________________________________________________________
Фамилия, имя
№п
Название места урока
Вид работы
5
4
3
2
1
0
Логико-орфографическая разминка. Ломаем голову. Собираем фразеологизмы. Осуществляем самопроверку.
Работаем индивидуально
Кластер предположений Капля в море или Пруд пруди?. Выдвигаем предположения по новой теме и ищем пути решения
Работаем коллективно
Участвовал - 1
Не участвовал
0
.
Как две капли воды или Как небо и земля?. Применяем новые знания
Работаем в группе
Плечом к плечу . Сравниваем с авторским материалом и составляем опорную таблицу
Работаем в паре, проверка попарно
Релаксационная пауза Держи ушки на макушке!. Осуществляем самооценку
Работаем индивидуально
почти
все
=3
золотая середина=2
половина и менее=1
Дифференцированное домашнее задание. Итоги урока. Рефлексия Я сегодня на уроке__________________________________
19-17=5, 16-13=4, 12-9=3, 8 и менее - не усвоил новую тему
Приложение 2 Индивидуальная работа Ломаем голову
Приложение № 3 Работа в парах Плечом к плечу
Прочитайте параграф 66 Фразеологизмы, обратите внимание на опорные слова Таблицы предположений , обсудите с товарищем, сравните с предположениями, зафиксируйте окончательные выводы по новой теме
Предположение
Выводы
1
Ф – любое словосочетание?
2
В каком значении употребляется Ф?
3
ЛЗ Ф = 1 слово?
4
Ф могут быть по ЛЗ противоположными или близкими
5
Ф часто употребляются в речи?
Приложение № 4 Групповая работа Как две капли воды или Как небо и земля ?
Группа 1
1.Найдите и прочитайте словарные статьи о фразеологизмах считать ворон, держать рот на замке, плясать под чужую дудку, не в своей тарелке, сидеть сложа руки из фразеологического словаря.
2. Осмыслите лексическое значение фразеологического оборота
3. Запишите на гранях самоцвета краткие лексические значения, равные одному слову.
4. При выступлении группы чётко озвучьте и подробное, и краткое значение.
Группа 2
1.Найдите и прочитайте словарные статьи считать ворон, держать рот на замке, плясать под чужую дудку, не в своей тарелке, сидеть сложа руки из фразеологического словаря.
2. Осмыслите лексическое значение фразеологического оборота
3. Запишите на гранях самоцвета лексические значения
4. При выступлении группы чётко озвучьте результаты работы.
Группа 3
1.Найдите и прочитайте словарные статьи считать ворон, держать рот на замке, плясать под чужую дудку, не в своей тарелке, сидеть сложа руки из фразеологического словаря.
2. Осмыслите лексическое значение фразеологического оборота
3. Запишите на гранях самоцвета пары синонимов. (фразеологизмы для справки: воды в рот набрал, бить баклуши, рот разевать, не по себе, из-под палки),
4. При выступлении группы чётко озвучьте результаты работы.
Группа 4
1.Найдите и прочитайте словарные статьи считать ворон, держать рот на замке, плясать под чужую дудку, не в своей тарелке, сидеть сложа руки из фразеологического словаря.
2. Осмыслите лексическое значение фразеологического оборота
3. Запишите на гранях самоцвета пары антонимов. (фразеологизмы для справки: держать ушки на макушке, себе на уме, не покладая рук, как у себя дома, болтать без умолку)
4. При выступлении группы чётко озвучьте результаты работы.
Группа 5
1.Найдите и прочитайте словарные статьи из фразеологического словаря.
2. Осмыслите лексическое значение фразеологического оборота.
3. Запишите на гранях самоцвета составленные предложения.
4. При выступлении группы чётко озвучьте результаты работы.
Сч..тать
В…рон
Д..ржать
рот
на
Не
Пл..сать
под
чужую
дудку
св..ей
в
сл..жа
т.релке
С..деть
З…мке
руки