Публикации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО- ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО- ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ
Автор: Кашицина Лидия Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО- ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ
Автор: Кашицина Лидия Ивановна
К условно-графической наглядности в классической методике обучения истории принято относить исторические карты, схемы, графики, диаграммы [2, с. 142]. Некоторые новые аспекты использования условно-графической наглядности в обучении истории связаны сегодня с широким применением компьютерных средств обучения, позволяющих использовать технические возможности наглядной демонстрации, а также с введением ЕГЭ и ГИА и поиском соответствующих им способов структурирования большого объема исторической информации, требующей усвоения. Второй рассматриваемый аспект касается подготовки к ЕГЭ и ГИА и формирования исторических знаний школьников. В данном контексте особое значение имеет использование дидактических схем. Практика использования схемы как средства формирования исторических знаний школьников показывает ее значительную эффективность на определенных возрастных этапах. Вместе с тем теоретические аспекты применения схем в обучении истории представляются не вполне разработанными, что отражается на качестве методических разработок. Под схемой как учебным средством в обучении истории понимается чертеж или рисунок, знакомящий школьников с определенными существенными чертами исторических явлений [1, с. 161]. Применение схем различного вида соотносимо с формированием различных компонентов исторического знания. Традиционно в структуре исторических знаний методисты выделяют исторические представления, исторические понятия, закономерности исторического процесса [2, с. 73–74]. Данные компоненты могут быть положены в основу классификации схем в процессе обучения истории. Так, для подведения школьников к пониманию закономерностей исторического развития целесообразно использование логических схем, отражающих последовательность и взаимосвязи тех или иных исторических процессов и явлений. Приведем пример такой схемы. Крутова И.В., 2012 44 Отделение ремесла от сельского хозяйства Успехи в развитии хозяйства в X–XI вв. Появление излишков, пригодных для обмена Необходимость в специальных знаниях и умениях для занятия ремеслом Отделение ремесла от сельского хозяйства. Рост городов Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания. №6(20). Декабрь 2012 ■ www.grani.vspu.ru Такие схемы лучше не представлять школьникам в готовом виде, а изображать постепенно, по мере словесного объяснения учебного материала. Возможно их использование и для самостоятельного полного или частичного заполнения учениками на этапе закрепления учебного материала. Схема как вид условно-графической наглядности больше подходит для работы со школьниками старших классов, но данный вид схем может быть в отдельных случаях использован в обучении истории в первом образовательном концентре. Подобные схемы, наряду с формированием знаний, способствуют развитию умения устанавливать причинно-следственные связи. Для формирования у школьников понятий возможно использование схем иного типа – раскрывающих признаки понятия. Примером может быть следующая схема. Признаки мануфактуры На схеме отражается термин (в центре) и признаки понятия (родовые и видовые, родовые графически выделяются). Желательно, чтобы определение признаков понятия, в том числе родовых / видовых, существенных / несущественных, организовывалось на основе диалогических приемов обучения, например, эвристической или обобщающей беседы со школьниками. Подобная работа в значительной степени способствует прочному и системному усвоению исторических понятий. Подобно схемам первого типа, схемы, нацеленные на формирование понятий, могут быть использованы в обучении школьников первого и второго образовательных концентров. Для школьников 5–9-х классов актуальным, наряду с формированием исторических знаний, может являться развитие умения определять признаки понятия, в том числе существенные и несущественные, родовые и видовые. Учащимся 9–11-х классов данные схемы могут помочь освоить признаки сложных исторических понятий. Третий вид схем ориентирован на формирование исторических представлений (прежде всего, исторических представлений о фактах прошлого). Схема как средство формирования исторических представлений видится эффективной применительно к старшему школьному возрасту, характеризующемуся теоретической системой мышления. Разработка схем данного вида представляется наиболее сложной, т.к. требует от учителя глубокого понимания исторического материала, умения его четкой систематизации и структуризации. Условиями формирования исторических представлений являются выделение двух-трех опорных образов и Крутова И.В., 2012 45 Мануфактура Предприятие Разделение труда Ручной труд Использование наемного труда Более крупное, чем ремесленная мастерская Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания. №6(20). Декабрь 2012 ■ www.grani.vspu.ru их максимальное раскрытие и конкретизация [2, с. 79]. В обучении старшеклассников эти образы могут быть отражены в условно-графической форме. Работая с тем или иным историческим представлением, необходимо четко понимать, какой (какие) именно образ(ы) требуют схематичного отражения. В данном случае схема позволяет сжато, структурно, в условно-наглядном виде отобразить довольно большое количество исторических фактов, позволяя обобщить рассматриваемый материал и тем самым укрупнить рассматриваемый образ. Это обеспечивает возможность при формировании конкретного исторического представления структурировать содержание вопроса учебной темы в рамках двух-трех выделенных опорных образов. При этом важным условием является отсутствие фактологической перегруженности схемы. Психологи констатируют, что объем внимания при восприятии информации у разных людей составляет 7+2 объекта. Следовательно, количество фактологических объектов внутри схемы должно соответствовать этому показателю. Значимой рекомендацией в данном случае является не дробление материала на многочисленные прямоугольники, квадраты, овалы и т.д., а наоборот, их укрупнение в рамках нескольких графических изображений. Возможно использование горизонтальных, вертикальных и иных разделителей внутри основных объектов, например внутри прямоугольника. В схеме должны находить отражение основные факты, которые необходимо запомнить надолго и которые помогут вспомнить дополнительную информацию по теме. Сами факты в рамках схемы должны быть структурированы в соответствии с логикой исторического материала. Использование данного вида схем может быть рассмотрено на примере формирования исторических представлений об аграрной реформе П.А. Столыпина. Аграрная реформа П.А. Столыпина Практика применения схем показывает, что эффективным является использование одной-двух схем на уроке, что позволяет избежать визуального наслаивания одного учебного материала на другой. Это необходимо учитывать учителю и при разработке компьютерных дидактических презентаций для урока. При этом для учеников важно наглядное отделение одной схемы от другой, например с помощью использования отдельных страниц тетради или графического разделения страницы на смысловые части. При подготовке к ЕГЭ и ГИА целесообразно материал каждой темы фиксировать на новой странице большого формата, чтобы обеспечить единство восприятия изучаемого материала и не разрывать Указы 1906, 1910, 1911 гг. община Возникновение отрубов и хуторов (из общины выделилось 26% общинных дворов) Переселенческая политика (за Урал переселились 2,5 млн чел.) Уход крестьян в город Крестьянский банк скупка части помещичьих и государственных земель выдача крестьянам кредитов на покупку земли Крутова И.В., 2012 46 Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания. №6(20). Декабрь 2012 ■ www.grani.vspu.ru содержание схем. Заносить при необходимости схемы, направленные на формирование исторических понятий, целесообразнее в отдельную тетрадь (словарь). Важным и сложным для школьников этапом работы со схемой является самостоятельное воспроизведение ее содержания. Это требует сформированности целого ряда соответствующих учебных умений – пересказа, выделения главной идеи учебного содержания, составления плана и рассказа по плану, логически связанного изложения учебного материала, а также развития памяти. Названные умения должны формироваться в процессе обучения постепенно, начиная с младших классов, именно это обеспечивает в значительной степени возможность усвоения большого объема материала в старших классах и умение оперировать им. Воспроизведение же схемы (как и несхематизированного учебного содержания) является как необходимым условием усвоения исторического материала на репродуктивном уровне, так и основой для действий с ним на преобразующем и творческом уровнях, для развития умственных действий школьника, успешного выполнения заданий всех уровней ЕГЭ, ГИА. Литература 1. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V – VI классах. М., 1970. 2. Методика преподавания истории в средней школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. С.А. Ежова [и др.]. М., 1986. Use of conventional graphic visual aids in the modern conditions of teaching history There are regarded the methodological ways of the use of didactic schemes for formation of pupils’ historical knowledge. Key words: didactic scheme, conventional graphic visual aids, teaching history