Публикации "Теплый хлеб" К.Г. Паустовского

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Теплый хлеб" К.Г. Паустовского
Автор: Головская Виктория Александровна

Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского Теплый хлеб.
Задачи урока:
Проанализировать сказку Теплый хлеб;
Выявить примеры добра и зла в сказке;
Закрепить полученные знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: освоить в ходе изучения произведения К. Г. Паустовского Теплый хлеб систему разграничения понятий добра и зла как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста как основой умения учиться понимать текст.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность на уроке, определять цель и задачи, умение самостоятельно вести поиск, анализ, выбор необходимой информации, высказывать свои суждения, подтверждая фактами, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения, формировать сознательное отношение к собственной безопасности и здоровью, осознавать нравственные ценности как необходимое условие жизни человека.
Формируемые УУД:
личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);
регулятивные (формирование умения формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и разрешать учебную задачу, уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели);
познавательные (уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обоснованно делать выводы, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
коммуникативные (развитие умения работать с информацией на уроке; развивать умение сотрудничать в группе и в парах; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли).
Методические приемы: повторение, исследование, формулировка выводов, обобщение, ИКТ (работа с презентацией Power Point).
Технология: проблемный диалог, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point, раздаточный материал.
Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2018.
Ход урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I. Организационный момент
Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему
диалогу на основе личностного
жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, каким бы вы хотелм видеть наш урок?
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу.
Я желаю, чтобы вы всегда вместе решали возникающие проблемы.
Чтобы вы открыли сегодня на уроке что-то новое и интересное.
И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда было с вами.
Приветствие учащихся, подготовка к уроку.
Слушают, отвечают на вопрос.
Личностные: освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к учению.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели урока.
II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.
Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства ее реализации.
-Ребята, поднимите руки, кто старается никогда не обижать близких?
- А если вдруг так случится, что вы обидели друга, вас прощают?
-Сделали ли вы выводы из той ошибки? Постарались ли вы её исправить?
Я надеюсь, вы поняли, что были не правы и в следующий раз стараетесь быть добрее к людям. Надо быть добрее к людям. Замечательные слова К.Г.Паустовского о том, что доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь
-Но какими путями можно идти к добру? Можно через испытания, а можно просто быть добрым.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Какова будет его тема?
- Запишем ее в тетради Путь к добру
- Я предлагаю вам преодолеть непростой, но увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского Теплый хлеб.
- Какова наша цель и задачи урока? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опорным словам, выведенным на слайде.
Цель урока:
Проанализировать…
Выявить…
Закрепить…
Сегодня мы поговорим о героях сказки Паустовского Теплый хлеб, которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, анализируют полученные результаты.
Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского Теплый хлеб.
Задачи урока:
1. Проанализировать сказку Теплый хлеб;
2. Выявить примеры добра и зла в сказке;
3. Закрепить полученные знания.
Эта сказка литературная, потому что у нее есть автор.
Личностные: готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения.
Познавательные: формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности; умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.
III. Первичное закрепление
Цель этапа: осмысление художественного произведения, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала.
Учитель организует проблемный диалог с учащимися.
- Перед вами портрет писателя. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать об этом человеке?
- Перед вами текст с информацией о писателе. Внимательно читаете тексти отвечаете на вопрос после него.
Текст Мастер пейзажа и задание для I группы учащихся.
Текст Гуманизм Паустовского и задание для II группы учащихся.
Текст Народная мудрость и задание для 3 группы.
-Кто сможет передать содержание сказки в одном предложении?
Дома вы читали сказку- быль Паустовского, размышляли над прочитанным, выполняли задания.
Кто сможет передать содержание сказки в одном предложении?
- Обратимся к жанру произведения, ведь у талантливого писателя ничто не бывает случайным.
- В произведении есть элементы реального и фантастического. Поэтому Паустовский определил жанр сказки как сказка-быль.
-Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему?
- Что такое БЫЛЬ? (Быль-то, что было, случилось с героями).
- Вспомните, как называется сказка, у которой есть автор? (литературная).
-Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? (работа с таблицей в тетради)
Корзина идей
- Каждая группа думает, почему рассказ называется Тёплый хлеб, записывает на карточке, складывает в корзину.
(На слайде)
 имеющий температуру, сопоставимую с температурой человеческого тела; не очень горячий;
 перен. отапливаемый, нагретый до комфортного уровня;
 перен. хорошо сохраняющий тепло, греющий;
 перен. имеющий цветовой оттенок, вызывающий ассоциации с огнём;
 перен. доброжелательный, ласковый, участливый; отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
– Почему Тёплый хлеб мы выясним, когда поработаем с содержанием сказки.
- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления злагероем сказки-притчи Теплый хлеб, Фильки.
- Назовите главных героев сказки.
- Что мы узнаём о Фильке в начале произведения? А в конце произведения мы его каким видим?
Групповая работа с фрагментами сказки Тёплый хлеб в форме двухчастного дневника.
(дома участники групп должны были выделить нужные фрагменты в тексте).
Первая группа. Описание Фильки.
(Выразительное чтение Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька...).
(запись вывода в тетрадь).
- Какой страшный проступок совершил мальчик?
- Как появился конь в деревне?
- Коня взял к себе Панкрат. Почему именно он?
- А как повел себя раненый конь и почему?
Вторая группа. Рассказ о раненом коне. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно...
- Благодаря чему жил этот раненый конь?
- Как жители деревни относились к раненому коню?
- Какая беда приключилась в Бережках?
- Как назвал Филька коня? (Христорадник)
-Что обозначает это слово?
- Каким здесь автор рисует героя?
- Какое у Фильки сердце, почему?
На доску прикрепить белое сердце.
- Как ещё автор показывает нам, что Филька совершил ужасный поступок?
- Природа все время меняется.Давайте проследим, как она меняется?
Третья группа. Природа в начале сказки. Выразительное чтение
Зима в этот год стояла тёплая...
- Что случилось, когда Филька обидел раненого коня?
Выразительное чтение Слеза скатилась у коня из глаз. И тотчас в голых деревьях...
- Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.
- Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа.
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она отзывается по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник.
Ученики концентрируют свое внимание на вопросах и заданиях, предлагаемых учителем, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы.
Отвечают, что у писателя внимательный, задумчивый взгляд, как будто призывает и нас поразмышлять.
(Работа в группах)Читают тексты и отвечают на вопросы:
Как вы понимаете слово гуманизм? В чём заключается гуманизм Паустовского?
Согласны ли вы, что Паустовский заслужил народную память? Почему? Какие аргументы использует автор статьи, чтобы подтвердить эту мысль?
Почему Паустовского автор называет мастером пейзажа?
Записывают в тетрадь.
Фантастическое
Реальное
Конь вызывает бурю, мороз
Рассказ бабки об истории столетней давности
Болтливая сорока
Животные наделены человеческими чертами
Место действия
Время
Реальные герои
Борьба с замёрзшей рекой
Поступок Фильки
Участники групп обсуждают вопрос, ответ записывают, складывают в корзину.
(Филька, конь, мельник Панкрат и бабушка)
Читают отрывок из текста, делают вывод. Записывают в тетрадь в форме двухчастного дневника Филька до/после.
Филька молчаливый, недоверчивый, характер у него вредный, злой.
Это формула его жизни. Он никого не любит и ото всех хочет отмахнуться.
Да ну тебя! Дьявол! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне.
Он работал на мельнице и мог прокормить коня.
Филька очень обидел коня. Это не просто животное, а конь – воин. На фронте ему пришлось подвозить снаряды, он тоже приближал День Великой Победы. От Филькиной жестокости конь заржал жалобно и слеза скатилась из глаз.
Христорадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: Подайте, Христа ради. Иисус христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми.
Филька злой, черствый, с холодной душой.
Вывод записывают в двухчастный дневник.
Природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.
Вывод записывают в двухчастный дневник.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям.
Познавательные: формирование умения изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнений учебных заданий; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Коммуникативные: формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.
IV. Физкультминутка
Цель этапа: активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить учащихся на продолжение занятий.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Давайте представим себя на месте жителя деревни Бережки, где происходят события сказки. Нам очень холодно, мы замерзли и пытаемся согреться.
Я буду зачитывать отрывки из текста, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.
Ученики выполняют упражнения.
Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах сверстников.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности.
V. Вторичное закреплении, работа в группах.
Цель этапа: развивать умение цитировать текст для доказательства своей мысли, развитие навыков самоконтроля.
-Зачем бабушка рассказала внуку историю о раненом солдате и злом мужике?
-Догадалась ли она, что внук совершил это зло?
- Какой урок жизни поведала Фильке бабка?
- Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять?
– Какова будет первая ступенька на пути к добру?
- Что овладело Филькой?
-Когда Филька понял свою вину перед конем и перед всей деревней, к кому советует обратиться бабушка?
- Чтение по ролям Филька у Панкрата стр. 24 ( А Филька в это время сидел на лавке ….)
Приём Кубик Блума
Объясните, почему Филька пошёл именно к Панкрату?
Подумай, что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
Почему мельник Панкрат назвал Фильку бессмысленным гражданином?
Вспомни, как мельник Панкрат назвал Фильку и почему?
Согласны ли вы, что Фильке было нелегко решиться обратиться за помощью к Панкрату?
Предположите, почему Панкрат не рассердился на Фильку? (Он понимал, что каждый может совершить ошибку и нужно давать шанс ее исправить).
- Какой урок извлек Филька из своего поступка и что смог понять?
– Какова будет вторая ступенька?
– Какова будет третья ступенька?
- Каким мы видим Фильку в конце произведения?
Первая группа:
-Филька в конце сказки.
-Как Филька искупил свой грех?
- Чему научили Фильку жители деревни, когда пришли ему на помощь?
-И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.
– Эта четвертая ступенька.
- Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.
И самое главное изменение, которое произошло с Филькой: каким стало его сердце?
На доску крепим красное сердце.
– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?
3 группа читает фразы с Да ну тебя! с нужной интонацией.
- О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение?
- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?- Почему конь простил Фильку?
- Кто помог Фильке заслужить прощение коня?
Третья группа.
Анализ описания природы в конце сказки
- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед?
- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль.
Вторая группа: конь в конце сказки. (ключевые слова).
- Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе герои прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.
Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: …Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…
Корзина идей
-Почему автор называет хлеб тёплым?
- В каком лексическом значении употреблено словотеплыйв словосочетаниитеплый хлеб?- Итак, в чем смысл названия сказки?.
-С чем у вас ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на слайде со словом хлеб – это... - Герои сказки очень ценили хлеб. И нам важно понять истинную цену хлеба.
Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.
Он верит, надеется, что исправит свою вину, а самое главное, понимает: только добро искупит зло.
Читают по ролям диалог Панкрата и Фильки.
Филька обидел общественного коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба.
(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
Делают выводы: Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!, заплакал перед конем.
Выводы записываем в тетрадь.
Добрыми делами.
3 группа читает фразы с Да ну тебя! с нужной интонацией.
Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.
Исправление.
Дети, старики и даже сорока.
В морозные дни солнце… Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.
Анализответов учащихся, данных в начале урока.
Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
Это жизнь, тепло,чудо, мир, добро, спасение, единение.
Сообщение консультантов Цена хлеба.
Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач.
Коммуникативные: формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст.
VI. Рефлексия.
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Вернёмся к нашей теме.
-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы - проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор.
-Что же самое важное хотел сказать нам автор?
-Какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”?
-Чему же учат нас эта сказка? В чём её мудрость?
Перед вами цветы (из бумаги). Напишите на каждом лепестке цветка, что нужно делать, чтобы в мире было больше добра. Подходим и приклеиваем на карту (на доске карта, полушарие). Свои записи озвучиваем.
(Звучит песня Дорогою добра пока дети пишут).
Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть чистым, весёлым, когда живёт с добром в душе…
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.
Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач.
VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.
Домашнее задание:
Подготовить пересказ сказки от лица Фильки.
Подобрать пословицы о хлебе.
Проиллюстрируйте добро.
Ученики слушают и записывают задания в дневник.
VI!!. Заключение.
Ребята, если каждый из нас как можно чаще будет стараться быть добрым, значит мир наш наполнится добрыми, светдыми красками. Все хорошее в мире этом - от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то поблизости нуждается в вашей помощи.
А Паустовский говорил: "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок.
Учащиеся записывают выводы на лепестках цветов, прикрепляют к изображению земного шара.
Оценивание.
HYPER13PAGE HYPER15
7