Публикации Организация помощи детям со школьными трудностями.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация помощи детям со школьными трудностями.
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Организация помощи детям со школьными трудностями.Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.Важное значение имеет внедрение в традиционную систему образования дифференцированных организационных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.Систематически испытывая трудности в учебе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее ее результат. Однако пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении дошкольной программы, ведутся в ограниченных масштабах в детских садах и группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) при массовых дошкольных учреждениях.В связи с таким положением многие дети, нуждающиеся в дифференцированной активной педагогической помощи оказываются в традиционных условиях обучения, требующих высокого уровня психологической готовности к школе, обширного запаса дошкольных знаний и представлений.Отсутствие в настоящее время широкой сети хорошо налаженной консультативно-диагностической службы приводит к тому, что родители и педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную помощь в решении проблем, связанных со своевременным выявлением задержки психического развития у детей, коррекционно-развивающим воспитанием и обучением, социально-трудовой адаптацией и интеграцией в обществе детей со слабо выраженными недостатками в развитии.В настоящее время в образовательных учреждениях России проходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.Реализация этой системы в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений предполагает организацию комплексной работы в следующих направлениях.1.Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи обеспечивается развитием следующих служб:· межведомственные постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации; · окружные психолого-медико-педагогические консультации на базе образовательных учреждений общего или коррекционного типа;· психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.2.Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции развития:- обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития у детей в коррекционно-развивающих группах дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего типов с целью предупреждения трудностей в обучении и школьной дезадаптации;- обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса “Начальная школа – детский сад”.Руководящей идеей при определении стратегий и технологий обучения и воспитания детей с трудностями в обучении является идея профилактики и ранней коррекции отставания в развитии. Обращение к раннему возрасту связано с изменениями условий развития и воспитания школьников, характерными для настоящего времени. Имеется в виду рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой [17].Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении требует конкретного учета условий и причин, под влиянием которых может произойти замедление нормального хода развития ребенка и недостаточное формирование его способностей к усвоению знаний [2].Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его развития, в том числе и для успешного обучения в школе. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое [12].Стоит обратить внимание на тот факт, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. При большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения выделяется категория детей, которых характеризует недостаточный уровень так называемой школьной зрелости. Среди них особо выделяются дети с ЗПР. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей [15]. Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает опыт организации дошкольных старших и подготовительных групп для детей с ЗПР в условиях массовых детских садов. Предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в I и II подготовительных группах, для детей 5–6-летнего возраста. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию работы в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем. Диагностическое направление обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни [16].Второе направление – коррекционно-развивающее – предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения. При успешном освоении программы после одного-двух лет обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения.Занятия в коррекционно-развивающих группах обеспечивают детям овладение первоначальными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти и других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей этой категории, не охваченных специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии игровой деятельности детей, их личности – интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др.Большое значение в коррекционной работе имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку у детей функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Поэтому большинство воспитанников коррекционно-развивающих групп нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь дошкольникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей.Выявление причин трудностей обучения ребенка и его дезадаптивности к микросоциальной и микропедагогической среде, оказание консультативной помощи родителям, педагогам по вопросам обучения и воспитания детей указанной категории призваны осуществлять специалисты постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических консультаций.Перенос акцента на дошкольное коррекционно-развивающее воспитание и обучение (подготовку к школе) позволит осуществить коррекцию недостатков развития в сенситивные периоды и поможет начальной школе решать присущую этому этапу обучения задачу – формирование учебной деятельности, в то время как в настоящее время учитель значительное время уделяет восполнению пробелов дошкольного развития [17].Лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация  воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений так называемых здоровьесберегающих технологий [15].Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимыми являются:факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.); факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента   школы; организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы; организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования; динамика текущей и хронической заболеваемости.Изучение здоровьесберегающей работы общеобразовательных учреждений показывает, что многими школами накоплен определенный опыт в этом направлении. В частности, во многих образовательных учреждениях различных регионов России есть опыт использования таких мероприятий как специальная система профилактики нарушений осанки, зрения, дополнительная витаминизация, комплекс физиотерапевтических процедур, закаливание и т.п. Все шире в системе питания детей дошкольного и школьного возраста используются продукты функционального питания: обогащенные витаминами и минералами кисели, джемы, специальные продукты, обогащенные биокультурами и предназначенные для профилактики дисбиоза кишечника. Активно разрабатываются новые инновационные технологии обучения, в основе которых лежит информационно-деятельный подход. В деятельность образовательных учреждений внедряются современные технологии развивающего эстетического комплекса.