Публикации «Театр и музыка и в жизни ребёнка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Театр и музыка и в жизни ребёнка»
Автор: Абент Виктория Викторовна

Статья на тему «Театр и музыка и в жизни ребёнка»Музыкальный руководитель-это не только затейник, сценарист режиссер праздника, но в первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей. Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души. А музыка с театром содержат в себе огромные потенциальные возможности для развития творческих способностей детей. Моя статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Ключевые слова: театрализованная деятельность, творчество, творческие способности. Музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств личности ребенка. Главная задача музыкального воспитания детей — развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Музыка это одно из ярких средств эстетического воспитания. Она решает множество проблем в воспитательном процессе ребенка: корректирует характер, воспитывает сосредоточенность и прививает чувство прекрасного. Роль музыки огромна в нравственном воспитании детей. Она помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к своему дому, природе, близким людям .Музыкальное воспитание формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, развивает идейно-эмоциональное восприятие и эстетическую оценку жизненных явлений. Оно развивает способности к восприятию музыки через различные формы музыкальной деятельности, цель которых — развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания, т. е. формирование музыкальной культуры человека. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как само ценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника .Театр всё это может дать ребёнку. В детских садах играм-драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности. В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности .Проблема развития детского творчества малоизученная, сложная и комплексная. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей Театральная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение . Занятия театральной деятельностью помогают ребенку развить свои интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности и трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями повышают самооценку детей. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения .Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы.Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность это составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения. Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, развивающий его эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр это средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности .В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.