Публикации Специфика образовательных ресурсов как средств мотивации учебно-познавательной деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика образовательных ресурсов как средств мотивации учебно-познавательной деятельности.
Автор: Меркулова Анна Юрьевна

Специфика образовательных ресурсов как средств активизации учебно-познавательной деятельности.Меркулова Анна Юрьевна студент 1 курса, направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Менеджмент образовательных систем» ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университетНаучный руководительЗверев Дмитрий Сергеевич кбн, доцент кафедры, ТС ТиМОПГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященным специфики образовательных ресурсов в современной школе. В работе рассматриваются следующие вопросы: специфика применения цифровых образовательных ресурсов и их определение, методическое назначение цифровых образовательных средств, плюсы и минусы применения платформ, образовательные ресурсы, которые можно применять в работе. Ключевые слова: образовательные ресурсы, образовательный процесс, учитель, школа, ИКТ, компьютер. Развитие технологий оказывает огромное влияние на все сферы нашей жизни, в то числе и на образовательный процесс. Естественно, ходит много споров о плюсах и минусах внедрения цифровых технологий. Безусловно, эта проблема очень актуальна в наши дни. Современные цифровые ресурсы принесут пользу образовательному процессу только при условии правильного применения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что при реализации образовательных программ образовательные организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Для этого «должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [3].С каждым днем современные образовательные ресурсы занимают огромную роль в образовательном процессе. В условиях перехода на новые ФГОС современный учитель должен с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы обеспечить достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Более полное определение дает Горохова Л.И., доктор педагогических наук. «Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса» [2].Несмотря на большое количество работ, посвященных применению цифровых образовательных средств в учебном процессе, современные учёные и практики продолжают исследования в данном направлении, поскольку стремительно развивавшиеся технологии открывают всё новые возможности в этой области. По методическому назначению цифровые образовательные средства и их компоненты можно разделить на:
  • обучающие — удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • тренажеры (репетиторы) — удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала;
  • контролирующие — служащие для измерения, контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом;
  • информационно-поисковые и информационно-справочные — используемые для сообщения сведений, формирования умений и навыков систематизации информации;
  • демонстрационные (слайд- и видеофильмы) — для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;
  • имитационные — используемые для представления определенных аспектов реальности при изучении структурных или функциональных характеристик;
  • лабораторные — для проведения удаленных экспериментов на реальном оборудовании;
  • моделирующие — используемые для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;
  • расчетные — для автоматизации различных расчетов и других рутинных операций;
  • учебно-игровые — используемые для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;
  • игровые — для организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств;
  • коммуникационные — удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности; доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам;
  • интегрированные — сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения [1].
  • Цифровые образовательные ресурсы, являются средствами активизации учебно-познавательной деятельности, и на уроках можно использовать на различных этапах учебного занятия: объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и т.д. При этом они должны гармонично накладываться на существующую систему обучения. Мы выделили еще несколько плюсов и минусов использования цифровых образовательных средств на уроках «Технологии». Плюсы применения цифровых образовательных средств на уроке: 1. Обучение становится увлекательным и интересным для детей. Визуализация материала, использование цифровых образовательных средств для освоения новых знаний, а также применение полученных навыков для решения практических задач делает процесс обучения более эффектным и интересным для ребёнка. 2. Мультимедийное предъявление информации дает больше возможностей для эффективного усвоения материала. 3. Дифференцированный подход на уроках. Предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. 4. Доступность и мобильность обучения – При наличии смартфона, ПК и Интернет, можно получать знания в любой точке Мира. Для того, чтобы получить задание или выполнить работу, ученику необходимо взять доступ к образовательной платформе у учителя. 5. Регулярность и дисциплинированность. Все задания, которые учитель создает на разных платформах, учащиеся должны выполнить строго по времени, расписанию и вовремя отправлять свои результаты. 6. Возможность задействования детей с разными возможностями. Неоспоримое преимущество применение цифровых образовательных средств– это возможность подбирать задачи для разных групп детей в зависимости от их способностей, что позволяет с одинаковым успехом увлечь процессом отличников и неуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, создав максимально комфортные условия работы для всех. Минусы применения цифровых образовательных средств: 1. Возможность информационного перенасыщения учебного процесса. 2. Обучающие отвлекаются на различного рода интерактивные приспособления и совсем не слушают речь учителя. 3. Подготовка преподавателей. Педагог должен владеть знаниями в области цифровых образовательных средств. Скажем прямо – если преподаватель никогда не работал с компьютером, то даже начальные навыки могут даваться с трудом. 4. Денежные вложения. Все технически сложные приборы стоят больших денег. Компьютер, проектор, интерактивная доска или планшет не являются исключением. Несмотря на наличие небольших недостатков, уже сейчас они показывают в 2-3 раза большую эффективность при изучении нового материала и привлечении детей к занятиям. При правильном подходе применение цифровых образовательных средств на уроках в школе позволяет расширять возможности занятий, делать их доступнее, интереснее и как следствие осуществлять более качественное обучение. Мы проанализировали и выявили самые удобные платформы, для использования цифровых образовательных ресурсы на уроках, которые являются средством активизации учебно-познавательной деятельности.
  • Российская электронная школа. На данной образовательной платформе можно смотреть уроки, там большой сборник материалов и неплохое оформление самого сайта.
  • Московская Электронная Школа –это еще один образовательный ресурс, где есть множество материалов, доступное каждому учителю, ученику и родителю.
  • Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование».
  • ЦОС Моя Школа- образовательная платформа для учеников, родителей и учителей. На ней можно получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам.
  • Учи.ру эта платформа очень хорошая для обучающихся, там есть задания, конкурсы, соревнования, иногда проводят марафоны для пользователей.
  • Следующая образовательный ресурс это LECTA. Цифровая образовательная платформа "Lecta" позволяет просто и удобно работать с интерактивным и мультимедийным контентом.
  • Яндекс.Учебник -качественный образовательный ресурс. Он объединяет методику преподавания и современные технологии.
  • Московский образовательный интернет-телеканал. Современный образовательный познавательный интересный канал.
  • LearningApps - это бесплатный онлайн-сервис. Здесь можно создавать разные игры и по любым темам, которые нужны на уроках.
  • Learnis.ru-образовательный ресурс, где простой и удобный интерфейс. Эта платформа экономит время, так как все уже готово, нужно только добавить задания по своему предмету, также можно пользоваться интерактивной доской.
  • Удоба- это сервис бесплатного конструктора интерактивных электронных образовательных ресурсов.
  • Online Test Pad — многофункциональный веб-сервис, разработанный для создания опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.
  • Мастер-Тест. Это сервис бесплатный и понятный для всех пользователей. Учителя могут разрабатывать разные тесты, олимпиады, конкурсы.
  • Simpoll(Яндекс)- это конструкторы опросов. Здесь есть программное обеспечение для создания онлайн-анкет, тестов, сбора результатов и аналитики.
  • еТренники- образовательный ресурс , разработанный на русском языке. Всего 5 видов тренажеров, которыми можно пользоваться.
  • Советуем каждому педагогу сделать себе «Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов», что позволяет преподавателю подготовить занятие быстро и качественно, поскольку они уже будут подобраны по определенным темам и полностью готовы к использованию в качестве наглядного дидактического материала.В заключении  можно сделать вывод о том, что использование цифровых образовательных ресурсов в школе является эффективным инструментом для повышения качества образования и улучшения процесса обучения. Однако, чтобы использование таких ресурсов было максимально эффективным, необходимо обеспечить высокую квалификацию педагогов, поддерживать и развивать техническую инфраструктуру и постоянно совершенствовать цифровые образовательные ресурсы.Список использованной литературы.
  • Гусева, А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе: Учебное пособие / А.И. Гусева. – М.: «Просвящение», 2014. – 47 с. 
  • Коротеева, А.С. Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися / А. С. Коротеева // Педагогическая перспектива. — 2022. — № 2. — С. 78-82. — ISSN 2782-2559.
  • Некрасова Анна Николаевна, Семчук Надежда Михайловна Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. URL: .
  • Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и систем повышения квалификации педагогических кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2010.
  • .