Публикации Конспект урока литературы в 5 классе ( по рассказу И.С.Тургенева "Муму")

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока литературы в 5 классе ( по рассказу И.С.Тургенева "Муму")
Автор: МКРТЧЯН АНЭТА РААЗМИКОВНА


Мкртчян Анэта Размиковна
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №118
Красноармейский район г. Волгограда
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: И.С. Тургенев. Муму. Суд над бесчеловечностью.
Цели урока.
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний учащихся по повести
И. С. Тургенева Муму;
Развивающие:
формировать умение анализировать текст художественного произведения.
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;
развивать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
воспитание мотивации к учению
Оборудование урока: Дело об убийстве собаки по кличке Муму; портрет писателя, репродукция с картины Неврева Н.В. Торг, иллюстрация И.Пчелко Прощание с Муму, судейский молоток, мантии судьи, прокурора; слайды мультимедийной презентации презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Секретарь. Встать, суд идёт!
(входят судья и присяжные заседатели).
В классе уже сидят на скамье подсудимых Герасим, рядом его адвокат; прокурор за отдельным столом.
В роли Герасима, секретаря суда, адвоката и прокурора – учащиеся, в роли судьи – учитель; класс – зал суда, где столы расположены соответственно, остальные учащиеся – свидетели.
Все роли распределены заранее, каждый ученик готовился к выступлению самостоятельно.
Сообщение темы и целей урока.
Судья. Слушается дело крепостного крестьянина Герасима, литературного персонажа из рассказа И. С. Тургенева Муму, обвиняемого по статье Безжалостное отношение к животным. Слово для обвинения предоставляется господину прокурору.
Основная часть урока.
Прокурор. Уважаемый суд, сегодня слушается дело крепостного крестьянина Герасима, который собственными руками утопил в Москва-реке беззащитное животное - собаку по кличке Муму.
Посмотрите на его богатырское сложение, он силён, могуч; в деле представлены документы о том, что его заставили, вынудили совершить этот бесчеловечный поступок.
Но мне хочется задать вопрос: почему он со всей этой силой не встал на защиту своего друга – собачки Муму. Ведь когда ему стало невмоготу жить в доме барыни, он уходит пешком в свою деревню.
Высокий суд! Я обвиняю дворника Герасима в совершении преступления и прошу вынести для него меру наказания – лишение свободы сроком на 2 года.
Суд выслушал обвинение.
Судья. Что может возразить обвинению защита?
Слово предоставляется адвокату дворника Герасима – господину (имя ученика).
Адвокат. Госпожа судья, господа присяжные заседатели!
Я утверждаю и готов доказать полную невиновность моего подзащитного. Посмотрите на его доброе лицо, на его угнетённый вид. Этот человек не злодей. Этот человек пережил трагедию: потерю друга. Да, он утопил собаку, но вины его в этом нет. Это не парадокс. Необходимо глубоко разобраться в случившемся. Когда он понял, что Муму никак не спасти, не спрятать, он принимает решение самому утопить её. Но мой подзащитный сделал это не по причине кровожадности, он хотел, чтобы до последней минуты Муму не догадывалась, что её хотят убить. Ведь от него Муму никогда не ожидала грубостей, издевательств. Желанием скрасить последние минуты жизни своему другу продиктовано его решение самому утопить Муму. Я прошу суд учесть это. Для большего доказательства невиновности, защита представляет свидетеля…(фамилия, имя ученицы).
Судья. Вызывается свидетельница…(фамилия, имя ученицы).
Известно ли вам, что за дачу ложных показаний вам может грозить наказание?
Свидетельница. Клянусь говорить правду и только правду.
Судья. Свидетельница (фамилия, имя), считаете ли вы крепостного дворника Герасима виновным?
Свидетельница. Нет.
Судья. На чём основано ваше мнение?
Свидетельница. Прочитайте внимательно рассказ Муму. Ведь нельзя не заметить, что все действия Герасима по отношению к своей питомице продиктованы любовью и только любовью. Именно с любовью и почти с материнской нежностью выхаживал он её в первую ночь после спасения. Впоследствии они никогда не разлучались. В деле имеется иллюстрированный материал. Посмотрите на него. Вот Герасим доставляет бочку с водой, а Муму. Встав на задние лапки, с лаской смотрит на хозяина, обратите внимание на лицо Герасима – сама доброта, ласка. А вот другой момент. Герасим прощается с Муму. Художник не изображает лица Герасима, наверное, не хватило бы мастерства, чтобы изобразить горе этого человека при прощании с единственным другом. Но по позе, спине, плечам, повороте головы видно, что он готов разрыдаться. Нежно и горько принимает он тельце Муму. Такой человек не может быть безжалостным убийцей, я обращаю внимание на этот факт.
Судья. Садитесь, свидетель.
Прокурор. Прошу слова. У меня есть вопрос к защите.
Как же мог тогда Герасим поступить так со своей питомицей? Ведь со дня её спасения они ни разу не разлучались.
Адвокат. Я протестую. Разлука была, и разлучались они не по вине Герасима. Прошу принять это во внимание.
Судья. Протест принят.
Прокурор. Высокий суд, у обвинения тоже есть свидетель. Прошу вызвать свидетельницу…(фамилия, имя ученицы)
Судья. Вызывается свидетельница… Свидетельница, вам известно, что за дачу ложных показаний вам может грозить наказание?
Свидетельница. Клянусь говорить правду и только правду, и ничего, кроме правды. Я хочу напомнить суду, что после исчезновения Муму сама прибежала к Герасиму, оборвав верёвку у нового хозяина. Чего это стоило такой маленькой собачке, но она это сделала!!! Ею руководили любовь и привязанность к хозяину, она приложила все усилия, чтобы вернуться к нему, она рисковала своей жизнью, пробираясь по московским улицам. Герасим же не рискнул бороться за жизнь своей питомицы. Прошу суд учесть этот факт.
Адвокат. Я протестую! Герасим сильно горевал и изо всех сил искал пропавшую Муму. Прошу вызвать в суд свидетеля…(фамилия, имя ученика).
Судья. Вызывается свидетель…(фамилия, имя ученика). Свидетель, вам известно, что вы должны говорить суду правду?
Свидетель. Клянусь говорить правду и только правду, и ничего, кроме правды. Я свидетельствую, что Герасим был в страшном горе, потеряв Муму. Он не представлял себе жизни без неё. Об этом мы можем прочитать в рассказе у И. С. Тургенева (зачитывает со слов Выйдя из дому, он тотчас хватился Муму; он еще не помнил, чтоб она когда-нибудь не дождалась его возвращения, стал повсюду бегать, искать ее, кликать по-своему... бросился в свою каморку, на сеновал, выскочил на улицу - туда-сюда... Пропала! Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол – аршина от земли, рисовал ее руками... Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.
Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: "Муму!" - Муму не отозвалась. Он пошел прочь. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся, не сказал слова... а любопытный форейтор Антипка рассказывал на другое утро в кухне, что немой-де всю ночь охал).
А сколько было радости у Герасима, когда Муму возвратилась (зачитывает со слов Настала ночь, лунная, ясная. Тяжело вздыхая и беспрестанно поворачиваясь, лежал Герасим и вдруг почувствовал, как будто его дергают за полу; он весь затрепетал, однако не поднял головы, даже зажмурился; но вот опять его дернули, сильнее прежнего; он вскочил... перед ним, с обрывком на шее, вертелась Муму. Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди; он схватил Муму, стиснул ее в своих объятьях; она в одно мгновенье облизала ему нос, глаза, усы и бороду...).
Судья. Садитесь, свидетель. Суд учтёт ваши показания.
Прокурор. Высокий суд, у меня есть несколько вопросов к защите.
1. Почему, уходя топить Муму, Герасим надел праздничную одежду?
2. Почему он заходит в трактир покормить Муму, ведь всё равно через некоторое время ему придётся утопить её?
Адвокат. Справедливый суд! Я ещё раз подтверждаю мысль о том, что Герасим с жалостью относился к своей питомице. Он делал всё возможное, чтобы она не почувствовала приближающуюся для неё опасность.
Прокурор. Почему же он повинуется приказанию барыни утопить Муму, но потом сам всё же уходит в деревню?
Адвокат. Справедливый суд! Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, в какое время жил Герасим. Мы до сих пор ничего не сказали об этом. Вспомните его барыню, вздорную, взбалмошную тираншу. У защиты есть свидетель…(фамилия, имя), который хорошо знает московскую барыню, хозяйку Герасима.
Судья. Вызывается свидетель…(фамилия, имя). Свидетель…, клянитесь суду говорить правду.
Свидетель. Клянусь говорить правду и только правду, и ничего, кроме правды. Да, действительно, барыня была такой, она тиранила в доме всех: приживалок, горничных, слуг, была злопамятной. Но что позволило ей быть такой? У защиты имеется документ – репродукция с картины Неврева Торг. На ней изображена торговля людьми. Люди были на уровне вещей, почти рабы, они были собственностью помещика. А почему такое положение вещей было возможно? Безграничная, попирающая власть одних и полное бесправие других. Это возможно было при крепостном праве.
Прошу принять во внимание мои слова.
Судья. Садитесь, свидетель. Суд учтёт ваши показания.
Адвокат. Прошу слова. Высокий суд! Во имя справедливости я хочу назвать сейчас истинных виновников гибели Муму – это крепостное право, при котором только возможны были такие отношения безоговорочного подчинения, бесправия. Теперь о том, почему Герасим ушёл в деревню один, не взяв с собой Муму. Дело в том, что это решение приходит ему только после гибели Муму, это печальное событие придало ему сил противостоять насилию. Поэтому-то, не спросясь ни у кого, он уходит. Мой подзащитный невиновен.
Судья. Суд заслушал обе стороны: обвинения и защиты и удаляется на совещание.
Секретарь. Прошу всех встать. (Судья и присяжные удаляются из зала и после небольшого перерыва судья, и присяжные заходят в зал).
Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт.
Судья. Заслушав дело крепостного слуги Герасима, обвинённого в убийстве собаки Муму, суд выносит следующее решение: дворника Герасима считать невиновным в совершении преступления и освободить из-под стражи в зале суда.
Вместе с тем, суд выносит частное определение в отношении крепостницы - барыни, хозяйки Герасима; её поведение, обусловленное царившими тогда крепостническими отношениями, явилось истинной причиной гибели Муму.
Решение суда может быть обжаловано подачей апелляции в Верховный Суд.
Подведение итогов урока.
Слово учителя. Мы сегодня провели урок в форме суда. Все были участниками этого театрального действия. В течение урока мы выясняли: кот же стал убийцей Муму, почему это могло происходить в условиях крепостного права. Вы прослушали показания свидетелей, выступления прокурора и адвоката и сделали для себя вывод о настоящем виновнике этой трагедии. Благодарю всех за участие в сегодняшнем заседании.
Приложение.
Неврёв Н.В. Торг
И.Пчелко Прощание с Муму