Публикации
Методическая разработка урока письма в 8-м классе ( внеурочная деятельность)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока письма в 8-м классе ( внеурочная деятельность)
Автор: Елена Арамаисовна Матвеева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока письма в 8-м классе ( внеурочная деятельность)
Автор: Елена Арамаисовна Матвеева
«Я вам пишу...» Методическая разработка урока письма в 8-м классе( внеурочная деятельность)Цели урока:Знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра. Развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания. Развитие навыка коммуникативного общения. Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости. Оборудование занятия: Дидактический раздаточный материал: отрывки из писем известных писателей, литераторов, таблица-алгоритм создания текста письма.Ход занятияУчитель:-Добрый день, дорогие друзья! Любите ли вы получать письма? А любите ли вы писать письма?Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил: « Уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма…»Д.С. ЛихачёвВ романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» герои не могут быть вместе, потому что бедны. Но их любящие сердца соединяют письма – добрые, нежные, ласковые. Как писал В.Маяковский: «Я даже жизнь готов отдать за одно только слово, ласковое, человечье».А в рассказе А.П. Чехова «Ванька» герой пишет письмо своему дедушке на измятом листке бумаги. И читатель понимает, что это не очередная чеховская художественная деталь, а не что иное, как измятая душа самого девятилетнего мальчика Ваньки Жукова.В словаре русского языка мы читаем: письмо – это написанный текст, посылаемый кому-нибудь для сообщения чего-нибудь.Так ли это? Ведь иногда письмо может состоять всего лишь из одного пунктуационного знака. Как-то французский писатель В.Гюго, уезжая в другой город, договорился со своим издателем, что пришлёт ему письмо с вопросами, как идёт распродажа очередной книги. Каково же было удивление издателя, когда он получил конверт с листом бумаги, на котором был написан всего лишь один знак – ? Но издатель оказался не менее находчивым человеком. В ответ он тоже послал чистый лист бумаги с одним лишь знаком – !К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню» Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. Сейчас многие под письмом понимают сообщение, созданное и переданное электронным способом (например, при помощи электронной почты), а также содержащее не только текст, но и различные мультимедийные элементы, например, изображения.Электронная почта, безусловно, потеснила обычные письма, но, тем не менее, потребность в них осталась прежней. Написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был популярен. Обратимся к словарику, который необходим на сегодняшнем уроке:Эпистолярный жанр – произведения, написанные в форме письма, переписки этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения адресат – тот, кому адресовано письмо адресант – тот, кто отправляет письмо У вас на партах отрывки из писем поэта В.В. Маяковского, поэта К.М. Симонова, академика Д.С. Лихачёва. Предлагаю вам сейчас прочитать их и определить, к какому стилю можно отнести эти отрывки. Найдите доказательства принадлежности каждого отрывка названному стилю.Один ученик читает отрывок из письма В.В. Маяковского.В литературно-художественный отдел Гиза.В ответ на ваше письмо сообщаю:По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшееся в договоре вещи: «Роман», «Драма», «Мое открытие Америки» и «Испания, Атлантический океан, Гавана» (стихи). Я сумел сдать две последние книги. Работа над «Драмой» и «Романом» задержалась благодаря возникшей большой работе (тоже для Гиза) над Октябрьской поэмой. Это крайне трудная поэма, сданная в срок Гизу, кроме отрыва от других работ, еще и крайне меня утомила. После месячного отдыха надеюсь в 4-х, 5-тимесячный срок выполнить все взятые на себя обязательства.Я неоднократно предлагал ликвидировать все материальные обязательства, вытекавшие из договора, но литературно-художественный отдел указывал мне всегда на желательность сохранения договора в силе и откладывал день сдачи книг.Если и сейчас Гизу интересны указанные книги, прошу продлить срок договора сообразно с моими указаниями о времени.Вл. Маяковский27.09.27 г.Учитель: К какому стилю можно отнести письмо В.В. Маяковского?Ученики: Официально-деловойУчитель: Докажите это, приведя в качестве примеров характерные для этого стиля лексические, морфологические и синтаксические средства. (Ответы учащихся)Учитель: Хорошо. А теперь прочитаем письмо академика Д.С. Лихачева к молодежи из его книги»Письма о добром и прекрасном».Читает письмо ученица.В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой дорогой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость.Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.Наша молодость – это и наша старость.Д.С. ЛихачевУчащиеся доказывают, что данный отрывок принадлежит к публицистическому стилю. Ученик: А теперь предлагаю вашему вниманию письмо поэта К.М. Симонова. Читает следующий ученик.Здравствуй, Машка, здравствуй, дочка.Шлю тебе я два цветочка. Это ландыш и ромашка. (Вот они – рисунок поэта)– Так ли это – дочка Машка?Я нарисовал цветыТак ли, как рисуешь ты?Ландыш-то почти хорош,Ландыш сразу разберешь!А ромашка подгуляла - Лепестков уж слишком мало.Сколько нужно добавлять?Раз?Два?Три?Четыре?Пять?А теперь рисую дом,Где мы с Нин-Паловной живем.Крыша и труба, и окна,И дождик, под которым мокну.Вот они (рисунок поэта).Сверху дождик, снизу снег.Я несчастный человек. Учащиеся доказывают, что данное письмо принадлежит к разговорному стилю. Учитель: Итак, мы прочитали письма, написанные в разных стилях.. Но ближе нам, бесспорно, стиль письма разговорный. Конечно, личная переписка – это предмет разговорного стиля речи. Еще совсем недавно ваши родители, родственники писали живые интересные письма друг другу, тщательно подбирали слова, перебеливали черновик, так как с большим уважением относились к АДРЕСАТУ, хотели, чтобы с письмом друг или подруга получили «частичку души» АДРЕСАНТА. Писатель Н.С. Лесков как-то заметил: «Скверное письмо затрудняет чтение, расхолаживает впечатление, и, наконец, сердит читающего и настраивает его против вас». Переходим к следующему этапу нашего урока письма. Мы попытаемся создать хорошие дружеские письма и послания в соответствии со всеми нормами разговорного стиля, этикетом письменного общения. Ребята, перед тем, как мы приступим к написанию писем, определим, что будет являться одной из составляющих хорошего письма. А помогут нам в этом ваши же письма.Слайд 4Здравствуй, подруга Вера!Пишу тебе письмо, так как обещала. У меня все по-прежнему. Хожу в школу вместе с Анюткой, потому что с Ленкой поссорилась. Она сильно много воображает. Учится уже неохота, все ждут каникул. Скорей бы они наступили. Погода у нас стоит нормальная. Приезжай скорей. Я тебя жду.Твоя подруга Катя.Слайд 5Аленушка! Здравствуй!Дружочек мой дорогой, как я по тебе скучаю, как многое мне надо тебе рассказать.Представляешь, вчера наконец-то после долгих уговоров папа согласился отвезти нас к озеру Любви. Это озеро находится в 25 километрах от нашего поселка. Я слышала легенду о том, как двое влюбленных в стародавние времена решили вместе броситься в воды этого озера, потому что родители не хотели их свадьбы. Они долго плакали на берегу озера, и все это слышала русалка-волшебница. Она пожалела юных влюбленных и подарила им вечную жизнь, превратив их в два сросшихся ивовых дерева на берегу после их смерти. Теперь они не расстаются никогда. Все каникулы читаю книги из списка литературы, данного нашей учительницей для летнего чтения. Открыла для себя Тургенева. Его романы очень понравились, а героини просто вызывают восхищение, хочется быть на них похожей.В следующем письме расскажу о том, как мы с Олей побывали в гостях у Марины.До свидания. Жду твоих писем. Твоя подруга Надя.Вопрос ученикам. Какое письмо интереснее?Ученики: Конечно, то, в котором содержится интересная информация.Учитель: Конечно, вы правы. И это первое условие создания письма. Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Ребята, что,по-вашему, может служить информацией для письма?Ответы учащихся: школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах. Учитель :Кто-то сказал однажды, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем. В этом мы убедились, когда читали письма поэта В.В. Маяковского, ученого Д.С. Лихачева, поэта К. М. Симонова.Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо. Такое понятие, как внутренняя культура человека – это следующее условие эпистолярного жанра. Культура человека.Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Письма для А.П.Чехова были способом существования. Почти все пять лет своего брака Чехов жил вдали от жены, но их брак поддерживали 800 писем, написанных друг другу. Это образец эпистолярного жанра.Ученик читает отрывок из письма А.П. Чехова:Милая, славная, добрая, умная жена моя, светик мой, здравствуй! Я в Ялте, сижу у себя, и мне так странно! Сегодня были Средины, была женская гимназия, и я уже совсем, с головой, вошел в свою колею, и пустую и скучную. Ну-с, доехал я весьма благополучно, хотя и не следовало бы в Севастополе нанимать лошадей, так как пароход зашел в Ялту. Впрочем, ехал хорошо, быстро, хотя и было холодно... Здесь застал я не холод, а холодище; в пальто было холодно ехать.Учитель: Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету, обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт. И мы плавно переходим к третьему условию хорошего письма.Вы заметили уже, работая с письмами сегодня на уроке, что чаще всего при написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо друзьям или родственникам, помните, что есть третье условие хорошего письмаТретье условие создания письма - грамотность.Повторяем при помощи опорных схем знаки препинания при обращении и вводных словах и предложениях.1. О,______. 2. ____,О,_____. 3._________,О. 4. О!________1. ______,вв,______. 2. Вв,_________. 3. __________,вв.Учитель: В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки. Зачины в письмах содержали обращения к адресату по имени-отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно делались в одном стиле с зачинами и были очень многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы и почтительно-любезные заверения в любви и памяти. Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие этикет писем XIX века. ( на столах у учеников образцы зачинов и концовок писем)Зачины писем:Милостивейший князь… Вселюбезнейшая княгиня… Любезный друг… Бесценная матушка… Душевно уважаемая и добрейшая тётушка … Милая маменька … Душенька моя Концовки писем:Целую ваши ручки, прошу вашего родительского благословения… Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте здоровы и веселы… Ваш покорнейший слуга и внук… Остаюсь вашим всепокорнейшим сыном… С глубочайшим почтением и искренней сыновней преданностью… Оставайтесь всегда здоровы и веселы… Вопрос ученикам: Какие из этих формул являются устаревшими? Почему? (ответы учащихся)Группы учащихся, получивших опережающее задание на предыдущем уроке, зачитывают зачины и концовки из рассказов А.П. Чехова, повестей А.С. Пушкина. («Ванька Жуков», «Капитанская дочка» и др.) ПРИ ЧТЕНИИ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПУНКТУАЦИЮ В ЭТИХ ОТРЫВКАХ.Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока. Возьмите, пожалуйста, чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма.Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину? Все зависит от вас. Напишите письмо близкому для вас человеку. Это дело серьёзное. Здесь нужен эмоциональный заряд, чтобы писать «не головой, а сердцем», как говорил А.П. Чехов.Приступаем. А поможет вам легкая музыка.Заключительный этап. Звучит тихая классическая музыка. Ученики пишут дружеское послание близкому человеку. По завершении учитель зачитывает с разрешения авторов несколько писем. Учитель: Ребята, благодарю вас за вашу активную работу на уроке, за ваше творчество. Хочется верить, что эпистолярный жанр возродится и подарит немало приятных мгновений как адресантам, так и адресатам. Пишите письма! До свидания!