Публикации
«Формирование функциональной естественно-научной грамотности у обучающихся СПО на уроках биологии»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной естественно-научной грамотности у обучающихся СПО на уроках биологии»
Автор: Оломская Ольга Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной естественно-научной грамотности у обучающихся СПО на уроках биологии»
Автор: Оломская Ольга Алексеевна
«Формирование функциональной естественно-научной грамотности у обучающихся СПО на уроках биологии»Оломская О.А.,Преподаватель биологииГАПОУ СО «СОПК»В настоящее время к современному образованию предъявляются требования по формированию социально активной, гармонично развитой, творческой, конкурентоспособной личности, от которой требуется не только выполнять команды, но и генерировать новые идеи, уметь критически мыслить, использовать свой потенциал для самореализации, не только много знать, но и использовать знания как жизненный инструмент.Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но преподаватель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение — это обучение, связанное с жизнью, тем самым формируя функциональную грамотность у обучающихся. Функциональная грамотность, включающая в себя естественно-научную грамотность, является одной из главных целей современной школы. Естественно-научная грамотность предполагает способность ребенка занимать компетентную общественную позицию в вопросах, связанных с естественными науками, проявлять интерес к естественно-научным фактам и идеям. Этот вид грамотности позволяет принимать обоснованные решения на основе научных данных, осознавать влияние естественных процессов, науки и технологий на общество, экономику и культуру.Однако, в сфере образования существует довольно значимая проблема, которая заключается в том, что полученная информация забывается из-за недостатка практической применимости. Обучающиеся находятся в непонимании того, как использовать эти знания в реальной жизни и в каких ситуациях они могут быть полезными. Применение функциональной грамотности необходимо в условиях современности, так как мир стремительно модернизируется, появляются новые технологии. Важно уделять внимание практическим методам подготовки к будущей профессии. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.Целью развития цифровой образовательной среды является обеспечение высокого качества образования. Она помогает индивидуализировать образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Рассмотрим цифровые образовательные инструменты, способствующие естественно-научной грамотности у студентов СПО в курсе изучения биологии посредством использования Федеральной государственной информационной системы «Моя школа» на конкретных темах уроков биологии.Так при изучении темы «Белки и их функции. Механизм действия ферментов» в ФГИС «Моя школа» при переходе в Библиотеку Минпросвещения можно без труда найти контент, предусматривающий следующие типы электронных образовательных ресурсов: «Галерея изображений», «Динамическая инфографика», «Лабораторная работа», «Обучающие видеоролики», «Самостоятельная работа». Многие из данных типов электронных образовательных ресурсов способствуют развитию и формированию естественно-научной грамотности у студентов, так например: «Динамическая инфографика» предполагает осмысление полученной информации по изучаемой теме и её непосредственный анализ по предложенным вопросам, а «Лабораторная работа» построена так, что обучающиеся получают инструкцию по выполнению данной лабораторной работы, задания и соответственно на основе полученных результатов формулируют полученный вывод.При изучении темы «Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний» также формируется естественнонаучная грамотность при использовании следующих типов электронных образовательных ресурсов: «Динамическая инфографика», «Галерея изображений», «Диагностическая работа» и «Конвергентный обучающий видеоролик». Так, при демонстрации динамической инфографики «Меры профилактики вирусных инфекций», обучающимся необходимо используя элементы инфографики, подготовить письменные пояснения, характеризующие комплекс мер профилактики вирусных инфекций. Так же необходимо отметить преимущество использования «Конвергентного обучающего видеоролика» при его просмотре обучающиеся не только получают дополнительную информацию по данной теме, но и также закрепляют полученные знания при выполнении интерактивных заданий в процессе просмотра. В качестве домашнего задания студентам предлагается поработать с «Галереей изображений», где предстоит определить изображенные на рисунке вирусы при этом с описанием их формы. Результат оформляется в тетради в виде схемы или таблицы. Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что применение в практике преподавания биологии цифровой образовательной среды, а в частности ФГИС «Моя школа» - способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, а также формированию естественно-научной грамотности. Использование Федеральной государственной информационной системы «Моя школа» оживляет процесс обучения и делает его не только современным, но и способствует развитию оригинальности мышления, творческого подхода к решаемым проблемам, что в совокупности делает студента более подготовленным к жизни в бурно развивающемся цифровом мире.