Публикации Консультация для родителей «Рекомендации учителя - логопеда в летний период»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Рекомендации учителя - логопеда в летний период»
Автор: Новосадова Ольга Александровна

Консультация для родителей «Рекомендации логопеда в летний период»Уважаемые родители!Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.Упражнения для автоматизации звуков:
  • Выполняйте артикуляционную гимнастику.
  • Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  • Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
  • Упражнения для развития речевого дыхания:        1.       выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;        2.       надувать шарики, надувные игрушки;        3.       дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;        4.       сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;        5.       играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:        1.       Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;        2.       выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;        3.       лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;        4.       вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;        5.       расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова        1.       «Поймать» заданный звук среди других звуков.        2.       Назвать слово на заданный звук.        3.       Назвать первый (последний) звук в заданном слове.        4.       Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).        5.       Назвать в заданном слове только гласные звуки.  6.Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.  7.Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?)  8.Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: со-ба-ка).Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)         2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.):           3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …  4.- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …  5.- Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок,   у   коровы - …, у слонихи - …, и т.д.                6. Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т        7.У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.                8.- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.  9.Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)10.Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:
  • Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  • Сочиняйте стихи, рифмы.
  • Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  • Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  • Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
  • Упражнения на развитие связной речи
  • Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  • Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  • Расспрашивайте о важных для него событиях.
  • Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  • Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  • Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
  • Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  •