Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности "От необычного к обычному"
Автор: Петрашевская Галина Николаевна
3 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Место в образовательном процессе На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, которые позволяют расширить рамки образовательной программы. С каждым годом можно наблюдать увеличение информационного потока, частью которого поступает из виртуального пространства. Актуальной проблемой становится умение ориентироваться, находить информацию, умение её применять. В связи с этим меняются задачи современной школы и роль учителя. Учитель становится не единственным источником знаний для обучающегося. Расширение образовательного пространства происходит за счёт многочисленных интернет - ресурсов и их сервисов: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей. Разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы сегодня, несомненно, сопровождается поиском информации в Интернете: для любого обучающегося не составит большого труда найти информацию для доклада, сочинения, реферата, сообщения, задать вопрос специалисту через портал, пообщаться на волнующие темы со сверстниками. В связи с этим возникает проблема сопровождения обучающегося в этом всеобъемлющем виртуальном пространстве, где поиск материала становится хаотичным, бессистемным, сопровождающимся порой не только не нужной информацией, но и вредной для формирующейся молодой личности. Это приводит к потере времени и малой продуктивности учебной деятельности. Из вышеизложенного осознана проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. Это комплексная образовательная программа, задачами которой являются: • обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным профессиям, новым средствам производства и рынку труда; • знакомство с информационной культурой современного общества; • формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде; 7 1.3. Содержание программы Учебный план Наименование разделов и тем Количество часов Всего Заня- тия в классе Самостоя-тельная работа в тетради, на портале «Кувырком» Формы промежуточной аттестации/контроля Раздел 1. Природа и естествознание 1.1.Введение в программу. Пузыри. 2 1 1 Входное тестирование Тестовый рисунок 1.2. Жизнь в океане. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя- тельная работа. 1.3. Мыши. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.4. Камни. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.5. Органы чувств. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.6. Собака – друг человека. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-8 тельная работа. 1.7. Необычные природные явления. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.8. Океаны. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.9. Времена года. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.10. Стекло. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.11. Вода. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.12.Растения-экстремалы. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.13. Космос. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 1.14. Самые-самые. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. Раздел 2. Гуманитарная сфера 2.1. Леший и Ко. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. 9 Самостоя-тельная работа. 2.2. Книжки. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.3. Портфолио. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.4. Новогодние приключения. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.5. 8 марта. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.6. Бумага. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.7. Спортивные игры. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.8. Слова-иностранцы. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.9.Олимпийские игры. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.10. Фразеологизмы. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-10 тельная работа. 2.11. Богатыри. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 2.12. Бюджет. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. Раздел 3. Математика и техника 3.1. Цифра 3. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 3.2. Система счёта. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 3.3. Головоломки. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 3.4. Время. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. Раздел 4. Художественно-изобразительное 4.1. Узоры. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 4.2. Мода. 2 1 1 Опрос. Наблюдение. Самостоя-тельная работа. 12 5.«Органы чувств» Занятие дает первичные знания об анатомии и физиологии человеческого тела. Детей знакомят с ролью и функционированием органов чувств при помощи сказок, игр, электронных викторин. Дети не только определят важность каждого органа, но и увидят диапазон работы каждого из них, а также влияние на жизнь и самочувствие человека. 6.«Собака — друг человека» Путешествуя по городу Догербургу, ученики узнают, в каких сферах жизни собаки помогают людям. Здесь они встретятся с собакой-полицейским, собакой-пограничником, собакой-пастухом и т. д. Дети узнают, какие органы помогают собакам выполнять ту или иную работу и «прочувствуют» мир глазами этих животных. Понимание роли собак в жизни и деятельности человека, исследование представлений о собаках проводятся как на примере энциклопедического материала, так и с помощью современной медиапродукции разных стран. 7.«Необычные явления» Почему появляется радуга, что такое шаровая молния, мираж, обо всех этих явлениях пойдёт речь на данном занятии. В конце занятия ребята в реальных условиях создадут радугу. 8.«Океаны» На занятии ребята вместе с Хэлпиком отправятся спасать людей, потерпевших кораблекрушение, при этом они узнают, какие океаны есть на земном шаре и кто в них обитает. Познакомятся с семафорной азбукой и приборами для навигации. 9.«Времена года» На этом занятии дети узнают, как происходит смена времен года, вспомнят, чем они отличаются. Рассмотрят разные виды календарей (настольные, перекидные, настенные) и самостоятельно попробуют составить свой календарь на год. 10.«Стекло» Из чего получают стекло, знакомство с историей его возникновения, особенности «Муранского» стекла, обо всём этом в занимательной форме ребята узнают на данном занятии. В конце занятия детям будет предложена интерактивная игра, где каждый сможет создать своё стекло. 13 11.«Вода» На занятии ребята в занимательной форме изучат свойства воды, узнают о различных состояниях воды посредством проведения опытов. Для закрепления материала о свойствах воды предусмотрены различные интерактивные игры. 12.«Растения-экстремалы» О растениях, которые могут расти в различных экстремальных условиях (арктических, в пустыне, болотах и др.), пойдёт речь на данном занятии. Ребята познакомятся со специфическими свойствами этих растений, способствующими их выживанию. 13.«Космос» Занятие проходит в форме путешествия на космическом корабле. Обучающимся раскрываются законы, структура и особенности объектов Солнечной системы: продолжительность года и температура на планетах, отличие планет и звёзд. Физминутка познакомит детей с расположением планет в Солнечной системе. Дети смогут побывать на всех планетах и узнать, какова их масса тела на Венере, какой возраст на Марсе, какова температура воздуха на Меркурии или какое количество спутников у Урана. 14.«Самые-самые» Кто же они «самые-самые», по каким критериям их отбирают, где о них можно узнать — на все эти вопросы ребята получат ответы на данном занятии. На практике ребятам будет предложено сравнить некоторые величины «самых-самых»: рост, силу и другие. 15.«Леший и Ко» Чтобы вернуть сказочному лесу радость и доброту, ребятам придется выполнить различные задания от сказочных героев: распутать пряжу, почитать сказки, спеть песню и др. Здесь их ждёт занимательная игра по составлению фоторобота. Как в любой сказке, в конце занятия победит добро. 16.«Книжки» Занятие пробуждает желание к самостоятельному чтению, способствует развитию воображения. Исследовательская работа по сравнению книжного текста и его воплощения в медиапродуктах позволяет детям понять разницу между этими видами художественного творчества. Индивидуальная и фронтальная работа по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» раскрывает традиции русской культуры и этики. Необходимое при обучении чтению 14 задание по составлению слов из слогов предлагается в виде компьютерной игры. 17.«Портфолио» Занятие даёт знания и формирует практические навыки по составлению первого электронного портфолио ребёнка. В игровой форме раскрываются структура и содержание портфолио, его назначение и виды в зависимости от профессий и целей составления. Составление портфолио формирует навыки самооценивания и самопрезентации. Портфолио ребёнок размещает на портале «Кувырком» и может продемонстрировать родителям и знакомым. 18.«Новогоднее приключение» В чём отличие нашего Деда Мороза от Санта Клауса, когда и почему начали отмечать Новый год в России, какие «Деды Морозы» бывают в других странах, на все эти вопросы ребята получат ответы на занятии «Новый год». 19.«8 Марта» Занятие помогает исследовать праздничные традиции, связанные с поздравлением женщин в России и других странах; познакомиться с историей праздника «8 Марта», а затем — творчески реализовать имеющийся опыт и полученные в ходе занятия знания: создать на компьютере праздничную открытку для мамы, выбрать варианты помощи маме перед праздником и узнать рецепт вкусного торта. 20.«Бумага» На занятии ребята узнают историю появления бумаги в разных странах. Получат информацию о разных видах бумаги и познакомятся с древним искусством оригами. 21.«Спортивные игры» Занятие познакомит учащихся с популярными играми разных стран. Дети на уроке поиграют в необычный настольный футбол, попробуют себя в роли сумоистов, помогут индийскому радже выдать награду за изобретение игры «Шахматы». 22.«Слова-иностранцы» После изучения материала данного занятия дети по праву будут считать себя иностранцами. Знакомые слова, которые мы используем ежедневно, не всегда являются исконно русскими. С историей этих слов и будут знакомиться дети. 15 23.«Олимпийские игры» На этом занятии ребята узнают историю возникновения Олимпийских игр, какую информацию несут символы Олимпиады, какие правила существуют при проведении этих игр. 24.«Фразеологизмы» На этом занятии ребят ждёт открытие в области языкознания: значение устойчивой пары слов не соответствует значению каждого из слов этой пары в отдельности. Исследование фразеологизмов с точки зрения состава, происхождения и правил применения осуществляются посредством игр, викторин и других занимательных заданий. 25.«Богатыри» Занятие познакомит ребят с героями Древней Руси: с великими русскими богатырями, защитниками Земли Русской. 26.«Бюджет» На занятии дети изучат в занимательной форме некоторые экономические понятия, на материале интерактивной игры будут учиться составлять список нужных покупок по назначению: например список вещей, которые понадобятся на пикник. 27.«Цифра 3» В ходе занятия раскрывается функционирование числа три в мифологии, творчестве, законах природы и науки: три части тела у насекомых, три богатыря, три составляющих цвета в дизайне, триколор в символике стран, три в письменной и устной речи. Задачи, тексты, логические игры с числом три. 28.«Система счёта» Занятие знакомит ребёнка с историей и основами разных систем счёта: Древнего Вавилона, Древнего Египта, Древнего Рима, Древней Руси. На этом занятии дети познакомятся с 10-, 12- и 60-ричными мерами, рассмотрят отличия мер времени, длины и веса разных стран, например: вершок, аршин, косая сажень и другие. Научатся изготавливать счёты древних инков (кипу). 29.«Головоломки» Занятие знакомит детей с различными видами головоломок, в том числе с историей возникновения игры Танграм. Ребята узнают, что простая 16 загадка — это тоже вид головоломки, будут учиться разгадывать ребусы и составлять анаграммы. 30.«Время» На занятии «Время. Часы» ребята узнают об истории возникновения разных способов определения времени суток, узнают виды часов (настенные, песочные, цветочные и др.) и научатся определять время. 31.«Узоры» Кругозор ребёнка расширится историей возникновения, классификацией и назначением узоров в природе и деятельности человека. Раскрытие понятия «ритм узора» способствует формированию системного мышления, эстетическому обогащению и творческому развитию детей. 32.«Мода» На занятии ребята узнают некоторые факты из истории моды, попробуют себя в роли дизайнера, создавая весёлые костюмы из подручного материала, также выступят в роли моделей и модельеров, подбирая соответствующую одежду для разных видов деятельности. 33.Праздник «Портфолио» Это занятие по итогам работы в первом классе. В форме праздничного вручения наград по различным номинациям (которые определит учитель) все дети будут награждены за личные достижения. Ребят и их родителей ждут весёлые конкурсы, игры. Планируемые результаты Табл. 2. Планируемые результаты Этап занятия Универсальные учебные действия Организация начала занятия — самоопределение (Л); — смыслообразование (Л); — целеполагание (П); — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Актуализация субъектного опыта учащихся — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); — извлечение необходимой информации из текстов (П); — использование знаково-символических средств (П); 17 — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — подведение под понятие (П); — выполнение пробного учебного действия (Р); — фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учёт разных мнений (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К) Усвоение новых знаний и способов деятельности — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); — подведение под понятие (П); — определение основной и второстепенной информации (П); — постановка и формулирование проблемы (П); — структурирование знаний (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — разрешение конфликтов (К) Закрепление знаний — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); — извлечение из математических текстов необходимой информации (П); — моделирование и преобразование моделей разных типов (П); — использование знаково-символических средств (П); — подведение под понятие (П); — установление причинно-следственных связей (П); — выполнение действий по алгоритму (П); 18 — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — построение логической цепи рассуждений, доказательств (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); — формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); — учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К). — достижение договорённостей и согласование общего решения (К); — осознание ответственности за общее дело (Л) Интерактивная игра по теме занятия — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); — извлечение необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — подведение под понятие (П); — выполнение действий по алгоритму (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в групповых формах работы (П); — доказательство (П); — контроль (Р); — коррекция (Р); — оценка (Р); — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Подведение итогов занятия. Рефлексия — рефлексия способов и условий действия (П); — контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); — самооценка на основе критерия успешности (Л); — адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и 19 точностью (К); — формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К); — планирование учебного сотрудничества (К); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От необычного к обычному» составлен календарный учебный график (Приложение 1) 2.2. Условия реализации программы Учебное помещение для проведения занятий по программе соответствует требованиям санитарных норм и правил. Занятия будут проводиться в кабинете с возможностью регулярного проветривания и с достаточным освещением. Материально-техническое обеспечение − компьютер с выходом в интернет; − проектор; − столы, стулья; − шкаф для хранения; − цветные карандаши Информационное обеспечение − наглядные пособия; − видеотека по темам; Кадровое обеспечение Обеспечивает реализацию программы Петрашевская Галина Николаевна – учитель начальных классов, имеющий высшее образование, владеющий основами знаний по ИКТ. 21 компьютерном классе или дома с родителями с помощью образовательно-игрового портала «Кувырком» (kuvirkom.com). При проведении занятий в интерактивном электронном учебнике учителем используется учебный и познавательный материал разного типа, вида и формы: презентации, интерактивные игры, видеоролики, ресурсы сети Интернет. Для актуализации познавательного интереса обучающегося каждое занятие начинается со вступительного ролика с участием главного героя Хэлпика (от англ. слова Help — помощь), задающего положительный эмоциональный настрой. Задания, предлагаемые учащимся в рабочей тетради, разнообразны: проблемные, творческие на развитие логического мышления, моторики, внимания, на обобщение и систематизацию знаний. Для закрепления и углубления знаний на занятии также предлагается интерактивная игра, предоставляющая учащемуся возможность самопроверки. Интерактивную игру на занятии можно провести фронтально с помощью проектора и экрана, показать на интерактивной доске или предоставить ребенку пройти её индивидуально или в группе за ПК. Для самостоятельной деятельности учащихся в классе или дома предусмотрены дополнительные занятия на образовательно-игровом портале «Кувырком» (kuvirkom.com). Реализовать полученные знания на практике дома вместе с родителями или в классе также можно посредством лабораторной работы (опыта, эксперимента), создания виртуальных открыток, плакатов, что способствует формированию компьютерной грамотности учащегося младшего школьного возраста В связи с преобладанием практических занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся: На занятиях используются разнообразные формы организации деятельности: • фронтальная; • индивидуальная; • парная и групповая формы; • коллективная. Фронтальная форма обучения используется на занятиях на этапе словесной и наглядной передачи учебной информации одновременно всем обучающимся и обмена информацией между учителем и детьми. Индивидуальная форма обучения необходима для работы с рабочей тетрадью, порталом «Кувырком», с дополнительным материалом занятий в виде «кейсов», для выполнения самостоятельных или тестовых заданий, подготовки индивидуальных сообщений по теме занятий, создания портфолио. Парная и групповая работы необходимы для обеспечения непосредственного взаимодействия между учащимися, их совместной 22 согласованной деятельности при выполнении определённых заданий без непосредственного участия учителя Коллективная форма организации обучения используется, когда созданы условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и выполняют определённые задания исследовательского, творческого или опытного характера (лабораторные работы, опыты, эксперименты). 2.5. Педагогические технологии − Личностно-ориентированные технологии; − Технологии сотрудничества; − Здоровьесберегающие технологии. 2.6. Алгоритм учебного занятия Этапы занятий Основной тип занятий в классе — чередование деятельности детей в рабочей тетради с практическими заданиями в интерактивном электронном учебнике преподавателя. 1. Организационный этап, очень кратковременный, обычно не более двух минут, основная цель этапа — организовать направленное внимание на начало занятия. 2. Этап актуализации субъектного опыта обучающегося обеспечивает мотивацию школьников и включение их в совместную деятельность. Цель этапа — дальнейшее успешное усвоение новых знаний или опыта учебных действий. 3. Усвоение новых знаний и способов деятельности — этот этап обычно занимает наибольший объём времени. Цель данного этапа — сформировать понятие, представление, способность к работе с чем-либо. 4. Дыхательная гимнастика предусмотрена для улучшения самочувствия, снижения утомляемости. 5. Закрепление знаний — этап для самостоятельной работы с материалом занятия: умение соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. 6. Этап работы с тренажером для развития скорости чтения. 7. Физкультурная минутка. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ): (об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10). 8. Интерактивная игра по теме занятия. При проведении данного этапа используется индивидуальная или групповая форма работы: обучающиеся самостоятельно или в группе выполняют задания на компьютере, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки. 23 9. Подведение итогов и рефлексия. Проводится для создания положительного эмоционального настроя, стимула к дальнейшей работе с целью создания ситуации успешности и усвоения принципов сотрудничества. 24 Табл. 1. Структура занятия 1 1 минута Организационный этап 2 1—2 минуты Открытие занятия демонстрацией видеоролика с главным героем, который обозначает тему занятия и нацеливает на вводную беседу по теме 3 10—15 минут Словесная и наглядная передача учебной информации учителем, сопровождающаяся демонстрационными материалами: флэш-презентациями, слайдами, флэш-роликами 4 1—2 мин Гимнастика (зрительная, дыхательная, физическая разминка — на выбор учителя) 5 7—8 мин Работа учащихся в рабочей тетради (2—3 задания за 1 занятие) 6 1,6—5 мин Скорочтение (тренажёр для чтения на скорость в соответствии с возрастными особенностями) 7 1—2 минуты Гимнастика (зрительная, дыхательная, физическая разминка — на выбор учителя) 8 до 10 мин Интерактивная игра по теме занятия на развитие компьютерной грамотности, тонких двигательных навыков, пространственного и логического мышления, памяти и внимания 9 5 минут Подведение итогов и рефлексия 25 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Рабочая программа воспитания основывается на: − единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности, реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; Предусматривает: − приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; − историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Воспитательная деятельность планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Цель воспитания: формирование высоконравственной, активной творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Задачи: формирование информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. Приоритетные направления в организации воспитательной работы: − гражданское воспитание; − патриотическое воспитание; − духовно-нравственное воспитание; − эстетическое воспитание; − формирование коммуникативной культуры; 26 − трудовое воспитание. Формы деятельности: Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных обучающимися занятий. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: − конкурсы; − беседы; − тематические выставки и мероприятия; Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Планируемые результаты: − воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся; − создать условия для развития личности и раскрытия способностей каждого воспитанника; − создать комфортный психологический климат и атмосферу, побуждающую обучающихся к свободе самовыражения. Календарный план воспитательной работы № Название мероприятия, события, дела Форма проведения Сроки проведения 1 «Мастерская Деда Мороза» конкурс поделок декабрь 2 «Зимние узоры» выставка– конкурс рисунков январь 3 «День Защитника Отечества» выставка– конкурс рисунков февраль 4 Международный женский день выставка– конкурс рисунков (портрет мамы) март 5 Творческая мастерская выставка рисунков модной одежды апрель 6 «От необычного к обычному» итоговая выставка работ кружка май 30 работа 20 02 01 15:00 групповая 1 Спортивные игры Кабинет игра 21 02 08 15:00 групповая 1 Слова-иностранцы Кабинет Наблюде-ние. Опрос 22 02 15 15:00 групповая 1 Богатыри Кабинет Наблюде-ние, опрос. Самостоятельная работа 23 02 29 15:00 групповая 1 Олимпийские игры Кабинет Опрос, игры 24 03 07 15:00 групповая 1 8 марта Кабинет Наблюде-ние, самостоятельная работа 25 03 14 15:00 групповая 1 Фразеологизмы Кабинет Опрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. 26 03 21 15:00 групповая 1 Бюджет Кабинет Наблюде-ние, опрос. Самостоятельная работа 27 04 04 15:00 групповая 1 Цифра 3 Кабинет Наблюде-ние, опрос. Самостоятельная работа 28 04 11 15:00 групповая 1 Система счёта Кабинет Наблюде-ние, опрос. Самостоятельная работа 29 04 18 15:00 групповая 1 Головоломки Кабинет Наблюде-ние, опрос. Самостоятельная работа 30 04 25 15:00 групповая 1 Время Кабинет Наблюде-ние, опрос. Самостоятельная работа 31 05 02 15:00 групповая 1 Узоры Кабинет Беседа, опрос. 32 05 16 15:00 групповая 1 Мода. Кабинет Наблюде-ние, 31 самостоятельная работа 33 05 23 15:00 групповая 1 Подведение итогов. Праздник портфолио Кабинет Выставка портфолио Итого: 33 ч. Приложение 2 Входная диагностика (сводная таблица) Ф.И.О Критерии Развитие мелкой моторики Развитие воображения, фантазии Развитие внимания Усидчивость н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в Приложение 3 Промежуточная диагностика Ф.И.О Критерии Скорость выполнения работ Правильность выполнения работы Аккуратность выполнения работы Творческие навыки Самостоятельность при работе н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в 32 33 Приложение 4 Итоговая диагностика Ф.И.О Разви-тие мелкой моторики Разви тие внимания Развитие воображе-ния, фантазии Усидчи-вость Владение практическими умениями и навыками, предусмотрен-ных программой Владение теоретическими знаниями по программе Аккурат-ность выполнения Творчес-кие навыки Участие в выставках 34 Критериально- оценочная база к итоговой диагностике № п/п Критерий Степень выраженности показателя Уровень проявления Метод отслеживания 1 Развитие мелкой моторики Медленная изготовление поделки, не аккуратно выполненная работа низкий наблюдение Средняя скорость изготовления поделки средний Быстрое и аккуратное изготовление поделки (изделия) высокий 2 Развитие внимания 0-5 баллов низкий Тест на объем внимания (Приложение 5) 6-7 баллов средний 8-10 баллов высокий 3 Развитие воображения, фантазии 0-5 балов низкий Тестирование 6-7 балов средний 8-1 0балов высокий 4 Усидчивость, терпение Не может сосредоточиться на каком-либо деле в течении нужного времени. Бросает работу не доделав. низкий Наблюдение Иногда отвлекается во время работы. Пытается довести начатое до конца. средний Может высокий н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в н/с/в 35 сосредоточиться на каком-либо деле в течении нужного времени. Доводит начатую работу до конца. 5 Скорость выполнения работ Низкий темп работы низкий Наблюдение Средний темп работы средний Высокий темп работы высокий 6 Правильность выполнения работы Допускает ошибки и требуется помощь педагога низкий Наблюдение Допускает ошибки, устраняет их самостоятельно средний Самостоятельно и без ошибок справляется с работой высокий 7 Аккуратность выполнения Работы выглядит не опрятно низкий наблюдение Работы имеет не значительные недочеты в плане аккуратности. средний Работа выполнена аккуратно, имеет эстетический вид. высокий 8 Творческие навыки Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания под руководством педагога низкий Наблюдение Творческий уровень –выполняет практические задания с элементами творчества средний Изготавливает работы по своему замыслу высокий 9 Участие в Не проявляет низкий Статистика 36 конкурсах, выставках желания участвовать конкурсах, выставках участия. Иногда участвует средний Стремится участвовать во всех конкурсах, выставках высокий 10 Владение практическими умениями и навыками, предусмотренных программой обучающийся овладел менее чем ½, предусмотренных умений и навыков низкий Наблюдение объём усвоенных умений и навыков составляет более ½; средний овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период высокий 11 Самостоятельность при работе Нужна постоянная помощь и контроль педагога. низкий Наблюдение Требуется незначительная помощь педагога средний Всю работу выполняет самостоятельно высокий 12 Владение теоретическими знаниями по программе обучающийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой низкий Наблюдение, тестирование объём усвоенных знаний составляет более ½ средний освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период высокий 37 Приложение 5 Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: 10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек. 8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек. 6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. 4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. 38 0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. Выводы об уровне развития 8-10 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 0-5 баллов — низкий. Раздаточный материал к методике Матрицы к заданию 39 природные явления Наблюде- групповая Океаны Кабинет Опрос Наблюде- групповая Времена года Кабинет Опрос. Наблюде- групповая Стекло Кабинет Опрос. Наблюде- групповая Вода Кабинет Опрос.Наблюде- групповая Растения-экстремалы Кабинет Опрос. Наблюде- групповая Космос Кабинет Опрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. групповая Самые-самые Кабинет Опрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. групповая Леший и Ко Кабинет Опрос. Наблюде- групповая Книжки Кабинет Опрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. групповая Портфолио Кабинет Опрос. Самостоятельная работа групповая Новогодние приключения Кабинет Опрос. Самостоятельная работа. групповая Бумага Кабинет Наблюде-Опрос.Самостоятельная Список литературы для педагога 1.Уразбаева, Вьюгова Т. С.Мир моих интересов: Необычное в обычном:мплексной образовательной програм под ред. А. В. Котов, С. Г. Комагиной.Томск: НОУ «Открытый молодёжный университет», 201 Интернет ресурс Приложение 1 2.1. Календарный учебный график Месяц Время проведения занятия Форма занятия -во час Тема занятия Место проведен Форма контроля групповая Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Пузыри. Кабинет Входная диагности-ка.Опрос. Тестовый рисунок групповая Жизнь в океане КабинетОпрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. групповая Кабинет Опрос. Наблюде-ние. групповая Камни Кабинет Опрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. групповая Органы чувств Кабинет Опрос. Наблюде-ние. Самостоя-тельная работа. групповая Собака друг человека Кабинет Опрос. :00групповая Необычные Кабинет Опрос. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От необычного к обычномуразработана на основе: •Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целяхразвития Российской Федерации на период до 2030 года».Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.(Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-Порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо дополнительным общеобразовательным программам // ПриказМинистерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 (с изм. от30.09.2020). Приказа Министерства науки и высшего образования РФ /Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 882/391 «Оборганизации и осуществлении образовательной деятельности присетевой форме реализации образовательных программ».Постановления Главного государственного санитарного врачаРоссийской федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждениисанитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха иоздоровления детей и молодёжи».Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Теренгульской средней общеобразовательной школы (утвержденПостановлением администрации Баганского района Новосибирскойобласти от 26.09.2017 г. № 799). 2.3. Формы аттестации Входной контроль:Опрос. редусматривает выявление исходногоуров способностей обучающихся и практических умений. Промежуточный контроль: Наблюдение. Готовая работа. Мини-выставка. роводится по итогам 1 полугодия, результаты заносятся в таблицу мониторинга образовательной деятельности. Выявляется: проверка уровня усвоения теоретических знаний с использованием заданий по темам Предусматривает: выполнение практических заданий решениезадач, направленных на проверку практических знаний, умений и навыков на практике; участие в выставкахконкурса рисунков по темам Итоговый контроль: Выставкарисунков работ обучающихся Оценочные материалы: Применяется методика «Запомни и расставь точки» (Приложение №5 и таблица Приложение №Выявление исходного уровня творческих способностей и практических умений у обучающихся. Промежуточная диагностика (Приложение №3) Итоговый контроль ведется по критериально-оценочной базе. езультаты вносятся в таблицу. (Приложение №4) 2.4. Формы проведения занятий Основные формы и методы обученияпо рограмме: словесный:беседарассказ, лекция наглядный:демонстрация разных приемов работыдемонстрация видео мастер-классов практический:практические занятия Формы организации деятельности учащихся на занятиях Основной тип занятий комбинированный, характеризующийся сочетанием различных целей и видов учебной работы: активизация познавательного интереса, работа по осмыслению и усвоению нового материала, работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков. Атакже организация выполнения самостоятельной работы учащегося Содержание программы Вводное занятиТеория:Инструктаж по технике безопасности.Входное тестирование «Пузыри» Занятие дает первичные знания по естественнонаучному циклу. Детей ждёт подробное знакомство с составом и физическими свойствами пузырей. Теоретические знания закрепляются практическими заданиями и лабораторными опытами, алгоритм которых подробно прописан. Ребята на практике смогут сделать пузыри разных свойств: плотности, состава, цвета и формы. 2.«Жизнь в океане»Отправившись вместе с Хэлпикомв подводное путешествие на батискафе, дети узнают, какие живые организмы обитают в сумеречной и тёмной зонах, морском дне. В конце путешествия ребята в игровой форме закрепят полученные знания при распределении морских обитателей в различных зонах моря. 3.«Мыши»В форме путешествия на планету «Сырная голова» раскрывается понятие омонимии на примере слов «мышь» (живая) и «мышь» (компьютерная). Даются основные факты и интересные сведения о жизни и физиологии живых мышей (грызунов и летучих). Рассказывается история компьютерной мыши. «Камни» В ходе занятия ребята познакомятся с происхождением, составом и видами камней, многообразием применения их в различных сферах человеческой деятельности: прикладной, творческой, финансовой и научно-исследовательской. Вместе с Хэлпиком ребята отправятся в пещеру Гнома, рассмотрят камни через микроскоп и проверят свое знание драгоценных камней. В течение занятия ребята смогут выполнить лабораторную работу по раскрашиванию камней. Подведение итогов. Праздник «Портфолио» Выставка творческих работ ВСЕГО Форма обучения: очная Форма реализации программы:традиционная. Состав группы:постоянный состав,разновозрастная группа. Уровень программы:стартовый 1.2. Цель и задачи программы Цель программы-Развитие познавательного интереса учащихся 1 класса через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход Задачи: Личностные: формировать культуру общения в группе; мотивировать напотребность в самореализации, самоорганизации, самосовершенствовании повышатьответственность, активность, аккуратность. Метапредметные: развивать художественно-творческие способности, фантазию, воображение, зрительно-образную память, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать креативность, критическое мышление и коммуникабельность. Предметные учить видеть проблемы учить выдвигать гипотезы учить наблюдать, сравнивать учить формулировать вопросы учить и приобретать навыки проведения экспериментов (мысленных практических). учить добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом) учить работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность. мение добывать необходимую информацию различнымиметодами (работа с дополнительной литературой, Интернетом)мение работать в паре, группе; вести диалог, описывать своюдеятельность.Актуальностьпрограммы основывается на интерес, потребностях учащихся и их родителей. В рограмме удачно сочетаются взаимодействие школы с семьй, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является развитие познавательного интереса учащихсямладшего школьного возрастачерез создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход. Новизна программы Новизна программы состоит в том, что готовыйкомплект учебных, методических и сопроводительных материалов, помогают формировать внутреннюю мотивацию учащихсяк познавательной деятельности, положительно повлиятна развитие функциональной грамотности, способствоватьразвитию рефлексивных способностей, информационно-коммуникативной компетенции Адресат программы Программа адресована детям-лет. Условия набора учащихся Для обучения принимаются все желающие Объём программыакадемических часа Срокобучения по программе:01.09.2023г. .05.2024г. Срок освоения программы:33 недели Режим занятий Продолжительность одного академического часа -5 минут. Общее количество часов в неделю часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу прививание норм этики и культуры поведения в виртуальномпространстве.Стандарты нового поколения позволяют в рамкахшкольной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время. В рамках ФГОС внеурочной деятельности придаётсяособое значениеонастановится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени учащихся, целью которой является расширение образовательного пространстваспособствующегоопределению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению учащихсясодержательном досуге. Программа направленна развитие познавательного интереса учащихсямладшего школьного возрастачерез создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход. Под информационно-образовательной средоймы понимаем пространство, организуемое всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель, с использованием полного комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, плана конспекта занятий, кейсов для проведения конкурсов, экспериментов) иобразовательно-игрового портал Использование комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов, готовых медиапродуктов на занятии позволяет учителю формировать внутреннюю мотивацию учащихсяк познавательной деятельности, положительно повлиятна развитие функциональной грамотности, способствоватьразвитию рефлексивных способностей, информационно-коммуникативной компетенции. Приэтом обретение навыков работы на ПК в рамках программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов. Кроме развития познавательной сферы ребенка, на занятиях также формируются исследовательские, проектные умения и когнитивные способности, такие как мение видеть проблемымение выдвигать гипотезымение наблюдать, сравниватьмение формулировать вопросымения и навыки проведения экспериментов (мысленных практических).