Публикации
Лингвистическое развитие младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лингвистическое развитие младших школьников
Автор: Викторова Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лингвистическое развитие младших школьников
Автор: Викторова Елена Владимировна
Викторова Елена Владимировна, учитель начальных классов,МБОУ СОШ № 80 г. ВоронежЛингвистическое развитие младших школьниковГрамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.Сегодня в практике работы школы остро встала проблема коммуникативного развития ребенка и формирования языковой личности. При этом, отмечается, что у современных детей, в большинстве случаев, достаточно развит словарный запас и у достаточно большой части неплохо развита и связная речь, но при этом речь является не только невыразительной, но и мало информативной. Причины этого могут быть разными, но, как показывает практика, в большинстве своем они кроются в слабой сформированности у ребенка языковой картины мира. Но сформировать языковую личность невозможно без целостной языковой картины мира и ее учета в процессе обучения. Отнесение лингвистической компетенции в качестве одной из целей обучения русскому языку обусловлено тем, что данная компетенция обеспечивает развитие познавательных процессов обучающихся, познавательную культуру личности школьника, формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности и овладение навыками самоанализа, самооценки.В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в начальной школе русскому (родному) языку, в частности усилилась личностно развивающая функция языка, все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития учащихся сливаются в единый процесс.Решение проблемы развития языковых способностей учащихся связано прежде всего с использованием в процессе языкового образования современных личностно-ориентированных образовательных технологий (технологии учебного сотрудничества, игровой и проектной технологий), которые обеспечивают формирование и развитие познавательных мотивов и интересов младших школьников, активизацию их мыслительной деятельности, потребность в знаниях и речевом общении.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Общеизвестно, что показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Обогащение словарного запаса учащихся, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются в практической работе учителей. Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным построением мыслей.Особое место, способствующее развитию речи, то есть основе грамотного владения языком и речью, занимают языковые игры, поскольку они развивают лингвистическое мышление учащихся, умение моделировать грамматические формы и конструкции, видеть и понимать отступление от норм литературного языка.Эффективным способом обучения учащихся русскому языку является технология учебного сотрудничества, которая создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В процессе коллективной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка у учащихся формируются умения самостоятельно ставить познавательную задачу, обсуждать и выбирать способ действия в составе группы, коллективно решать возникающие вопросы, осуществлять анализ познавательной задачи на этапе рефлексии.По мере того, как ребенок растет, изменяется и его языковая картина мира. При этом ее изменения напрямую связаны с его познанием окружающего мира. С приходом в школу в жизни дошкольника происходят важные изменения, касающиеся и его социального положения, и изменениями в ведущем виде деятельности, при этом он получает другие, ранее не известные ему, образы речевого поведения. Именно в начальной школе, где происходит овладение учебно-научной лексикой, понятиями «знание», «учение», «русский язык» и др., которые сначала осваиваются им, как дошкольником, на основе подражания. Постепенно языковая картина мира младшего школьника от образа переходит к понятию, а далее к слову. Лингвистический кругозор выступает значимым звеном в процессе многостороннего формирования личности ребенка и полноценной реализации его способностей в будущей самостоятельной жизни. Раннее обучение в существенной мере содействует формированию лингвистического кругозора и основ коммуникативной компетенции, позволяющих осуществлять общение и взаимодействие детей.Навыки образования и употребления грамматических норм ребёнком приобретаются в процессе овладения им речью. К моменту поступления в школу ребёнок, ещё не обучавшийся родному языку, практически полностью владеет грамматическими формами: дети никогда не делают ошибок при склонении, спряжении, согласовании слов. Овладевает этими речевыми операциями ребёнок в процессе фактического приспособления своей речевой деятельности к тем языковым условиям, в которых она протекает, то есть в процессе подражания. Их употребление не контролируется сознанием.Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке. Список литературыБойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 24 с. Зализняк А. А. Лингвистические задачи. М.: МЦНМО, 2018. 56 с. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 32–34. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2010. 264 с. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие. М.: Фолиум, 1999. 32 с. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: б.и., 2015. 339 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010. 41 с. Халупо О. И. Базовые единицы лингвокультурной компетенции носителя языка // Язык и культура. 2012. № 2 (18). С. 123–131.