Публикации
Обобщение и систематизация по теме: "Имя числительное"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение и систематизация по теме: "Имя числительное"
Автор: Батурина Наталья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение и систематизация по теме: "Имя числительное"
Автор: Батурина Наталья Александровна
Открытый урок в 6 классе.
Тема урока: Повторение темы Имя числительное
Педагогические цели: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме Имя числительное; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные: понимают роль языка в интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
Регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
Коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока: рефлексия.
Образовательные ресурсы: карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, развернемся и им тоже улыбнемся.
Присаживайтесь.
II. Вступительное слово учителя. Ребята, на доске у меня записано четверостишие, в котором нужно вставить пропущенное слово.
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
- (Числительным). Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Имя числительное).
- -Какие же задачи стоят сегодня перед вами?
-Какие вопросы были в центре внимания на протяжении нескольких уроков по теме Имя числительное?
III. Работа по теме урока
Любые навыки начинаются со знания теории. Предлагаю провести Мозговой штурм. Учащиеся задают друг другу вопросы. Примерные вопросы:
- Что такое числительное?
- На какие разряды делятся числительные?
- На какие разряды делятся количественные числительные?
- На какие еще группы делятся числительные?
- Как изменяются числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
- Какие части речи могут иметь числовое значение?
IV. Беседа с классом. Сообщения учащихся.
- А теперь, ребята, ответьте на вопрос: узнали ли вы что-нибудь интересное об отдельных числительных? (Да.)
- Вы, конечно, догадались, что сейчас будет уже знакомая вам рубрика Из истории числительных. Некоторые ребята специально подготовили сообщения о словах-числительных.
Из истории числительных.
Семь.
Семь в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него семь пятниц на неделе. Об умном – что он семи пядей во лбу.
Сорок.
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало мешок. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
V. Этап Литературный. Загадки и пословицы.
- А сейчас давайте поиграем. Вспомните пословицы и поговорки, загадки, содержащие числительные.
Я предлагаю разделиться на две группы, поочереди будете загадывать.
А) Загадки: 1. Четыре братца под одной шляпой стоят (стол).
2. Пять мальчиков – пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик (пальцы).
3. Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей (месяцы, недели, дни).
4. Семьдесят одежек и все без застежек (капуста).
5. Два брата бегут, а два догоняют (колёса).
Б) Пословицы: Командам даются по пословице Одна паршивая овца все стадо портит, У семи нянек дитя без глазу.
- Кроме пословиц и загадок, числительные встречаются и в сказках.
Запишите отрывки в тетрадь.
В) Сказки: Учащиеся вставляют пропущенные слова – числительные.
… девицы под окном пряли поздно вечерком (три).
С … щелка прыгнул поп до потолка, со … щелка лишился поп языка, а с … щелка вышибло ум у старика (с первого, со второго, с третьего).
Живет Балда в поповом доме, ест за …, работает за … (четверых, семерых).
Он (старик) рыбачил … лет и … года (тридцать, три).
Далее нас встречает числительное, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное "спряталось в этом стихотворении" (Учитель читает стихотворение)
Попробуйте его разгадать и прочитать. (Ребята расшифровывают и читают стихотворение.)
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
- Ответьте на вопросы к стихотворению:
Чем дорожит стоножка? (Чистотою ног);
Чему нас учит стихотворение? (Стихотворение нас учит быть аккуратными и т.п.; выслушиваются различные ответы ребят).
- А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем " расшифровать" подобную запись.
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
ФИЗМИНУТКА: Немного отдохнем. называю числительные, если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – руки вниз, если его в слове нет – похлопайте.
Семьсот, одиннадцать, сорок, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, триста.
6. Этап Математический.
На данном этапе идет решение примеров.
9,4/6+2/3; 10,02- 8,05; 8,6+7.
из 943 вычесть 325
от 878 отнять 567
7.Этап лингвистический.
1) Прием Лови ошибку
Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.
Из семьсот пятьдесят вычесть два.
По обоим сторонам дороги возвышались горы.
Трое подруг ехали в трамвае.
Стояли бидоны с девяностами литрами молока.
3) Прочитайте предложения, вставив в нужном падеже числительные ОБА и ОБЕ.
1.В … случаях ответ неверный.
2.По … сторонам дороги тянулись кусты.
3.Склоны … оврагов размыты дождями.
4.На … стенах висели стенды.
8. Составление и защита проектов по теме Имя числительное
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
(Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны.
Что нового на уроке вы сегодня узнали об имени числительном?
Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными?
Какой вид работы сегодня понравился больше всех и почему?)
Тема урока: Повторение темы Имя числительное
Педагогические цели: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме Имя числительное; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные: понимают роль языка в интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
Регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
Коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока: рефлексия.
Образовательные ресурсы: карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, развернемся и им тоже улыбнемся.
Присаживайтесь.
II. Вступительное слово учителя. Ребята, на доске у меня записано четверостишие, в котором нужно вставить пропущенное слово.
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
- (Числительным). Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Имя числительное).
- -Какие же задачи стоят сегодня перед вами?
-Какие вопросы были в центре внимания на протяжении нескольких уроков по теме Имя числительное?
III. Работа по теме урока
Любые навыки начинаются со знания теории. Предлагаю провести Мозговой штурм. Учащиеся задают друг другу вопросы. Примерные вопросы:
- Что такое числительное?
- На какие разряды делятся числительные?
- На какие разряды делятся количественные числительные?
- На какие еще группы делятся числительные?
- Как изменяются числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
- Какие части речи могут иметь числовое значение?
IV. Беседа с классом. Сообщения учащихся.
- А теперь, ребята, ответьте на вопрос: узнали ли вы что-нибудь интересное об отдельных числительных? (Да.)
- Вы, конечно, догадались, что сейчас будет уже знакомая вам рубрика Из истории числительных. Некоторые ребята специально подготовили сообщения о словах-числительных.
Из истории числительных.
Семь.
Семь в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него семь пятниц на неделе. Об умном – что он семи пядей во лбу.
Сорок.
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало мешок. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
V. Этап Литературный. Загадки и пословицы.
- А сейчас давайте поиграем. Вспомните пословицы и поговорки, загадки, содержащие числительные.
Я предлагаю разделиться на две группы, поочереди будете загадывать.
А) Загадки: 1. Четыре братца под одной шляпой стоят (стол).
2. Пять мальчиков – пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик (пальцы).
3. Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей (месяцы, недели, дни).
4. Семьдесят одежек и все без застежек (капуста).
5. Два брата бегут, а два догоняют (колёса).
Б) Пословицы: Командам даются по пословице Одна паршивая овца все стадо портит, У семи нянек дитя без глазу.
- Кроме пословиц и загадок, числительные встречаются и в сказках.
Запишите отрывки в тетрадь.
В) Сказки: Учащиеся вставляют пропущенные слова – числительные.
… девицы под окном пряли поздно вечерком (три).
С … щелка прыгнул поп до потолка, со … щелка лишился поп языка, а с … щелка вышибло ум у старика (с первого, со второго, с третьего).
Живет Балда в поповом доме, ест за …, работает за … (четверых, семерых).
Он (старик) рыбачил … лет и … года (тридцать, три).
Далее нас встречает числительное, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное "спряталось в этом стихотворении" (Учитель читает стихотворение)
Попробуйте его разгадать и прочитать. (Ребята расшифровывают и читают стихотворение.)
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
- Ответьте на вопросы к стихотворению:
Чем дорожит стоножка? (Чистотою ног);
Чему нас учит стихотворение? (Стихотворение нас учит быть аккуратными и т.п.; выслушиваются различные ответы ребят).
- А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем " расшифровать" подобную запись.
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
ФИЗМИНУТКА: Немного отдохнем. называю числительные, если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – руки вниз, если его в слове нет – похлопайте.
Семьсот, одиннадцать, сорок, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, триста.
6. Этап Математический.
На данном этапе идет решение примеров.
9,4/6+2/3; 10,02- 8,05; 8,6+7.
из 943 вычесть 325
от 878 отнять 567
7.Этап лингвистический.
1) Прием Лови ошибку
Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.
Из семьсот пятьдесят вычесть два.
По обоим сторонам дороги возвышались горы.
Трое подруг ехали в трамвае.
Стояли бидоны с девяностами литрами молока.
3) Прочитайте предложения, вставив в нужном падеже числительные ОБА и ОБЕ.
1.В … случаях ответ неверный.
2.По … сторонам дороги тянулись кусты.
3.Склоны … оврагов размыты дождями.
4.На … стенах висели стенды.
8. Составление и защита проектов по теме Имя числительное
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
(Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны.
Что нового на уроке вы сегодня узнали об имени числительном?
Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными?
Какой вид работы сегодня понравился больше всех и почему?)