Публикации Исследовательская работа учителя– «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа учителя– «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
Автор: Антонова Татьяна Викторовна

Исследовательская работа учителя начальных классов

МАОУ «СОШ№1» г.Горнозаводска

Антоновой Татьяны Викторовны

Педагогическая проблема, над которой я работаю– «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Актуальность данной проблемы

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагоги.

Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интересу нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так,чтобы ребенок хотел учиться?

Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) вошли в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характерпедагогической деятельности. Если раньше задача учителя заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня учитель должен научить активной познавательной деятельности, способам как добывать знания,желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Практическая значимостьданной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Процесс познания у младших школьников не всегдацеленаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Ведущая педагогическая идея педагогического опыта– формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса.

Цели и задачипредставленной мною работы:

  • Охарактеризовать методы и приѐмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

  • Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.

  • Выявить    наиболее    эффективные    методы    и    приѐмы    формирования

познавательной активности у младших школьников в процессе обучения. Достичь высокого качества учебно-воспитательного процесса можно используя современные образовательные технологии.

Хочу остановиться на технологиях, которые я очень часто применяю в образовательном процессе:

- использование ИКТ,

-работа в группах и парах,

-учебно-игровая деятельность,

-проблемное обучение,

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвѐртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

А всѐ вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

На уроках в начальных я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

Спектрприменения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например ,небольшое сообщение на заданную тему.

примеры

Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников.слайд 8

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, осуществляю демонстрацию примеров, задач , цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.Слайды 9,10

На уроках окружающего мира использую видеосюжеты, фото по изучаемым темам.

Очень любят дети игры-тренажѐры.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чѐтко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

ИКТ может использоваться на различных этапах урока: на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, усвоению новых знаний, закреплению новых знаний, подведению итогов урока, домашнего задания.

опрос Сравнение традиционного урока и урока с применением ИКТ)

Работа в группах и парах

Наиболее благоприятными условиями для включения каждого ученика в активную познавательную работу на уроке являются групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своѐ мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идѐт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Ичто особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Работу в парах начинаю вводитьс первого класса.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомлю с правилами общения:как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи,внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

Работа ведѐтся систематически и целенаправленно в течении четырѐх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляетсяуверенность в собственных силах.Дети, работая группами:решают, составляют задачи,ищут наиболее рациональный способ решения; составляют план произведения, инсценируют, готовят коллективный пересказ,пишут продолжение рассказа;разгадывают кроссворды, головоломки .

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа составляет текст - повествование «Зима пришла », вторая группа – текст - описание

«Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю зиму?»

При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

Интересен приѐм «Ручеѐк».

Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки . После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем одна пара начинает движение: с первой парты идѐт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперѐд. Движение идѐт до тех пор, пока все ученики не займут свои места.

Можно проводить «Ручеѐк» по вариантам, между группами.

На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причѐм, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Я, как учитель, получаю возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы ,пары, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объѐму учебного материала.

Учебно-игровая деятельность.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету и активизации познавательной деятельности являетсяучебно-игровая деятельность.Технология игры —это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Классификация игр:

  • игры с правилами;

  • ролевые игры;

  • комплексные игровые системы (КВН);

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;игры для проверки знаний;обобщающие игры.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.Большинство игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

Игровые элементы использую на различных этапах урока:

  • актуализации знаний;

  • изучении нового материала;

  • закреплении полученных знаний и умений;

  • контроле знаний.

Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения–технология, которая предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательнаяактивность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средствомсоздания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).видеоролик

Инновацияпредставленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей.Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, я надеюсь увидеть своих выпускников, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Проводимая мною работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивать и активизировать познавательнуюдеятельность учащихся .

Результаты проводимых диагностик

Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся. Каждый год учащиеся успешно участвуют во Всероссийских и муниципальных конкурсах, районных конференциях.