Публикации методическая разработка технологической карты по литературному чтению "Произведение В. Осеевой «Волшебное слово»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка технологической карты по литературному чтению "Произведение В. Осеевой «Волшебное слово»
Автор: Грицевич Наталья Владимировна


Технологическая карта урока литературного чтения
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности посредством изучения произведения Валентины Осеевой Волшебное слово.
Задачи урока: 1. познакомить детей c краткими сведениями об авторе. 2. знать содержание рассказа, выразительно читать произведение, составлять план рассказа.
Оборудование: учебник УМК Школа России 2 класс, 2 часть; презентация, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Формируемые УУД
Личностные:проявлять интерес к изучению творчества автора, проживать текст, выражать свои эмоции.Предметные:
совершенствовать умение работы с текстом: читать рассказ целыми словами, воспитывать интерес к творчеству Валентины Осеевой.
Метапредметные:- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.- формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.- познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
- отвечать на вопросы по содержанию текста. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.Личностные:
- осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, проживать текст, выражать свои эмоции.
Образовательные ресурсы: учебник Климанова Л. Ф. Литературное чтение 2 класс, карточки с пословицами, карточки Тест для самостоятельной работы, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
I.Самоопределение к деятельности
Организационный
этап.
1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
2. Создаёт эмоциональный настрой.
-Добрый день! Мы рады приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Здороваются, желают друг другу успешной работы на урок
Регулятивные
УУД: способность
регулировать
свои действия
Личностные
УУД: самоорганизация
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
II. Актуализация знаний, мотивация речевая разминка,
выразительное чтение
-А теперь мы для порядка.
Выполним свою зарядку.
1. Улыбочка
Растяни в улыбке губы
И пропой тихонько: И-и-и.
Зубки все у нас видны
Сверху, снизу, посмотри!
Описание: растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы.
2. Лошадка
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
3. Гармошка
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
1. Побуждает к высказыванию своего мнения.
2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Предлагаю вам послушать небольшое стихотворение:
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил. (С.Я. Маршак)
- Предлагаю вам прочитать сначала про себя.
-А сейчас предлагаю вам прочитать вместе медленно хором, по слогам;
- А теперь следим за указкой и читаем в среднем темпе целыми словами хором;
- Читаем вместе со мной быстро хором.
- А сейчас предлагаю вам самостоятельно прочитать стихотворение очень тихо, а слово спасибо громко;
- Кто быстрее? (индивидуально, 3-4 чел)
- Молодцы ребята!
-Молодцы, а теперь предлагаю вам прочитать стихотворения со слайда и определить, что же объединяет эти стихотворения
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Если бабушка с утра Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи Спасибо
- Станет бабушка счастливой!
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы пожалуйста добавим – Будут все довольны нами.
-Что объединяет эти стихи?
-Как называются такие слова? -Для чего они нужны?
Выполняют артикуляционную зарядку.
Произносят стихотворение
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков
III. Формулировка темы и цели урока, постановка учебной задачи
IV. Открытие новых знаний
1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением автора, а автора вы назовете, собрав буквы ( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О). -Верно, а какие произведения Осеевой вы знаете?
- Молодцы, ребята.
-Давайте отгадаем несколько загадок:
Говорить друзьям не лень, Улыбаясь… (Добрый день)
До чего ж оно красиво Слово доброе… (Спасибо)
Друг другу на прощание Мы скажем… (До свидания)
-Как одним словом назвать эти слова?
-Ребята, предположите название произведения, с которым мы с вами сегодня познакомимся?
-Верно, мы познакомимся с произведением В. Осеевой Волшебное слово
Корректурная проба
Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке - надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.
ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО
1. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.
Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему мы будем учиться?
-Ребята, для того, чтобы достичь целей нашего урока нам поможет план:
1.Познакомиться с некоторыми сведениями из биографии. 2.Прочитать новое произведение.
3.Обсудить прочитанное, составить план рассказа
-Итак, что же первое мы с вами должны сделать?
-Давайте я вам немного расскажу о В.Осеевой. Валентина Осеева – советская писательница, педагог. Автор детских книг о добре и справедливости, на которых выросло несколько поколений.
-Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной писательницей.
-в этих увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
-На какой пункт плана мы ответили?
-Ребята вспомним наш план, что же мы должны сделать дальше?
1.Словарная работа.
-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.
-В произведении нам встретятся непонятные слова. Где вы можете найти значение слов?
– хорошо. Перед вами несколько словарей: орфографический словарь, толковый словарь и орфоэпический к какому из этих словарей вы обратитесь?
- Молодцы. Откройте толковый словарь и прочитайте толкование слов в словарике на странице 215 учебника. Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил. Стряпать – готовить пищу.
-Ребята, теперь мы можем приступать к прочтению нашего текста
-Ребята, понравилось ли вам произведение?
-Кто из героев понравился?
-О каком событии повествует рассказ?
-Верно
-Давайте немного отдохнем
1. Организует динамическую паузу. Физкультминутка.
Ну, вот и настало время отдохнуть. Предлагаю вам встать выйти из-за парт и поиграть в игру Пожалуйста. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово "Пожалуйста", если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!Руки на пояс!Пожалуйста, руки на пояс!Выполняем приседания!Приседаем 2 раза, пожалуйста!Прыгаем, как зайчики!Пожалуйста, сделали вдох и выдох!Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
-Валентина Осеева
-До первого дождя, синие листья, хорошее
-Добрый день
-Спасибо
-До свидания
-Волшебные слова
-Познакомиться с произведением Волшебное слово,
читать его выразительно –
Познакомиться с биографией
Биография писателя
-прочитать произведение
-в словарике
Работают с толковым словарем
Отвечают на вопросы
Личностные:
умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.
Регулятивные:
умение определить цель и поставить задачи урока.
Коммуникативные:
умение формулировать свои умозаключения.
Познавательные:
логическое
решение
проблемы,
построение
логической
цепи
рассуждений.
.
V. Первичное закрепление
1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний.
-А сейчас поработаем над последним пунктом нашего плана, а для этого мы должны разделить произведение на части и составить план. У вас на партах лежат листочки, на них вы будете писать названия пунктов плана.
1) -Скажите, как озаглавим первую часть рассказа, о чем в первой части говорилось?
-Найдите подтверждение в тексте
-Хорошо, ребята, что вы можете сказать о Павлике?
-Как он себя вел в разговоре с дедушкой?
-А дедушка как себя вел?
-Верно, как мы можем озаглавить этот пункт плана?
-Верно запишите этот пункт плана.
2) –Как озаглавим вторую часть нашего рассказа?
-Что происходило дальше?
-О чем говорил Павлик с дедушкой?
-Найдите предложения в тексте, где дедушка решил помочь мальчику?
-Хорошо, спасибо, как мы можем озаглавить эту часть плана?
-Хорошо, вы правильно говорите, посмотрите, я назвала эту часть плана Есть такое волшебное слово
3) -Идем дальше, что происходило дальше?
-Какое волшебное слово подарил старичок Павлику?
-Найдите в тексте строчки, в которых говорится, как на сестру подействовало волшебное слово?
-Ребята, нужна ли была краска мальчику?
-Что он с ней сделал? О чем Павлик думал?
-Как мы назовем эту часть плана?
-Хорошо, я назвала эту часть плана так. Можете записать то, как вы назвали
4) –Что же происходило дальше?
-К кому Павлик отправился после Лены?
-А как же подействовало волшебное слово на бабушку? Найдите эти строчки в тексте?
-Какие чувства Павлик испытывает? Найдите в тексте
-как озаглавим эту часть плана?
-Я назвала этот пункт так, можете записать его, а можете написать то, что ответили
5) -На ком еще осталось проверить волшебную силу слова?
-Прочитайте, как просил мальчик брата взять его с собой?
-Как Павлик отреагировал на слова брата?
-Как можно озаглавить эту часть плана?
-Хорошо, я озаглавила ее так. Можете записать
6) -А что же произошло после? Найдите эти строчки
-А зачем он побежал в сквер?
-А ля чего хотел увидеть дедушку?
-Как назовем последний пункт плана?
-Хорошо, я озаглавила так, запишите себе на листочек
-Молодцы ребята, мы составили план.
Составляют план рассказа
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные:
добыча
новых знаний
из различных
источников.
Коммуникативные:
Договариваться
с людьми,
согласуя с
ними свою
точку зрения,
понимать
другие
позиции.
Познавательные:
Перерабатывать информацию
для получения
необходимого
результата.
Коммуникативные:
Слушать и
понимать речь
других.
Выразительно
читать.
Личностные:
формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование
Познавательные:
Перерабатывать
информацию для получения
необходимого результата;
умение осуществлять поиск нужной информации;
умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
1. Организует самостоятельную работу.
-А сейчас ребята мы с вами немного поиграем в группах, поделимся на 1,2 и 3 ряд, сейчас объясню задание
Работа в группах.
Повторим Правила работы в группах
1группа. Восстановите последовательность событий в рассказе В.А. Осеевой Волшебное слово
1)В сквере старика уже не было.
2)Подействует ли на брата?
3)Прогонит бабушка или нет?
4)Павлик решил попробовать.
5)Волшебное слово.
6)Бабушка и брат против Павлика.
7)Лена не даёт краски. 8)Обида Павлика
2 группа - Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке Катя сидела за столом и читала -Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся
3 группа - Соберите пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа. Докажите. Добрый человек добру и учит. Под лежачий камень вода не течёт. (если ничего не предпринимать, то ничего не изменится, нужно прилагать усилия) Волшебное слово всегда помочь готово
Работают в группах
Регулятивные:
выделять необходимую (существенную) информацию из текста
Коммуникативные:
формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками;
совместно договариваться при работе
VII. Включение в систему знаний, повторение
Словарная работа
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
1. Осуществляет выборочный контроль.
2. Формулирует задание.
-Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте выполним небольшой тест на листочках, которые я вам сейчас раздам, напишите свою фамилию. Обведи кружком правильный вариант ответа. Работать будем в парах.
1.Кто автор произведения Волшебное слово? а) Ю. Ермолаев в) К. Паустовский б) Н. Булгаков г) В. Осеева
2.С кем встретился Павлик в парке? А) с другом Б) с бабушкой В) со стариком Г) с волшебником
3.Что просил мальчик у Лены? а) краски в) фломастеры б) карандаши г) мелки
4.На чём катался брат мальчика? а) на велосипеде в) на катере б) на мотоцикле г) на лодке
5.Что бабушка дала внуку? а) морковку в) пирожок б) оладушек г) кусочек торта
6.Какое волшебное слово говорил всем мальчик? а) пожалуйста в) извините б) спасибо г) благодарю
-Давайте проверим наши ответы, поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте ответы. Листочки передайте мне.
Работают в парах
Коммуникативные:
формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками;
совместно договариваться при работе
Познавательные: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; обобщение
Регулятивные: контроль, коррекция
VIII. Рефлексия
1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
-Ребята, о чем было произведение Волшебное слово?
-Кто были главные герои произведения?
-Как выражена главная мысль рассказа?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что запомнили?
-Что смогли сделать в выполнении поставленной цели?
-А что вам больше всего понравилось на уроке?
XI. РЕФЛЕКСИЯ
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.
Я уважителен и доброжелателен к людям
Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
Мне трудно быть уважительным и вежливым
Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности
Регулятивные: оценка результатов
Коммуникативные: построение речевого высказывания