Публикации Краеведческая работа на уроках литературного чтения в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Краеведческая работа на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор: Елена Анатольевна Цуканова

Краеведческая работа на уроках литературного чтения в начальной школе Одним из основных направлений современного патриотического воспитания детей младшего школьного возраста является краеведение. Краеведение в школе является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города и села с большой Родиной – Российской Федерацией. Литературное краеведение - нестандартная область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений именно те, которые имеют отношение к литературному наследию края.Литературное краеведение, не только расширяет и обогащает знания школьников, знакомит с жизнью и творчеством местных поэтов, но прививает любовь и уважение к истории культуры края, формирует высокую гражданскую позицию, способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Занимаясь исследованием в данной области, мы знакомимся с биографией и творческой жизнью белгородских писателей и поэтов. Отбираем произведения, которые можно включить в круг детского чтения и которые помогут детям познакомиться со своим родным краем. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. В этом случае краеведение становится важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе — общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Важность нравственно - патриотического воспитания средствами краеведения огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. И задача педагогов – воспитать достойных граждан Российской Федерации, любящих и гордящихся своей страной, ее историей, городом или селом, в котором они живут. На мой взгляд, краеведение как предмет обязательно должно присутствовать в школьной программе. Краеведение способствует пониманию культурных традиций нашего народа. Данная дисциплина учит ребёнка любви к родным местам, даёт знания по истории, культуре своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Список белгородских авторов,произведения которых отобраны для чтенияв начальных классах1.Колесник В. В. Белгородская черта : поэма / В. В. Колесник. - Белгород : Константа, 2006. 2. Колесник В. В.Юность генерала Ватутина : рассказы о генерале Ватутине для детей младшего и среднего школьного возраста / Вячеслав Колесник. - Белгород : Белу, 2009. 3.Макаров Ю.И. Там, где я живу. Стихи для детей. – Белгород, издательство Сангалова К.Ю., 2022 г. 4.Макаров Ю.И. Чудо-рыбина. Стихи. – Белгород, издательство «Крестьянское дело», 2003. 5. Шаповалов В.М. Весны детства/ В.М.Шаповалов. – Воронеж, 1995 .