Публикации Организация экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира
Автор: Елена Анатольевна Цуканова

Организация экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира Эксперимент или опыт — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий.Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений, дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы. Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:
  • наблюдения явления;
  • предположение о причине явления;
  • проверка предположения при помощи опыта;
  • анализ результатов, выводы.
  • Важной задачей обучения является представление в сознании учащихся опыта как модели природных явлений. Кроме того, моделирование явлений природы обеспечивает широкие межпредметные связи и пропедевтическую направленность начального обучения. С этой целью разработана система опытов с указанием, моделью какого природного явления они выступают. Так в теме «Воздух» необходимо образовать в сознании детей элементарное понятие о воздухе как материальном теле, то есть довести до школьников мысль о том, что воздух обладает свойствами, общими для всех тел природы. При ознакомлении учащихся с почвой на уроке «Что такое почва?» показываем (демонстрационно и лабораторно) следующее: 1) в почве есть воздух и вода; 2) почва состоит из сгораемых (органических) веществ - перегноя (гумуса) и несгораемых (неорганических) веществ: глины, песка, минеральных солей. Большой познавательный интерес у детей вызывали опыты исследовательского характера. Тема «Развитие растения из семени» имеет важное образовательное и воспитательное значение. На данном уроке учащиеся узнают о важной стадии в жизни растения — семени, определяют условия, необходимые для прорастания семян (тепло и влага). Школьники получают дифференцированные задания провести эксперименты: наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха. Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях — семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в питательном растворе, семена высеваются сухими. «Изучение свойств воды» проводится с большей долей самостоятельности. Дети становятся исследователями, решая проблему: «Почему вода является одним из самых ценных богатств Земли?» Опыты по изменению воды под действием разных температур более сложные, поэтому мы предлагаем их демонстрацию учителем с одновременным выполнением учащимися, либо только демонстрацию с привлечением некоторых учеников. Для закрепления и осознания материала о свойствах воды школьникам даётся задание подумать, моделью каких природных явлений выступают проведённые опыты.Учащимся сообщается, что ещё не все свойства воды изучены, на следующем уроке они будут учеными - исследователями ещё одного замечательного свойства воды и будут работать более самостоятельно.Литература:
  • Курапова, И.И. Окружающий мир. Мои первые опыты: 1 и 2 кл. / И.И. Курапова. – М.: Баласс, 2003.
  • Миронов, А.В. Приобщение школьников к постановке опытов, экспериментированию //«Окружающий мир» в начальной школе как реализовать ФГОС. – М.: Издательство Баласс, 2011.