Публикации "Использование интерактивных технологий, как одного из методов современного обучения и воспитания дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование интерактивных технологий, как одного из методов современного обучения и воспитания дошкольников"
Автор: Ходячих Елена Николаевна

Использование интерактивных технологий, как одного из методов современного обучения и воспитания дошкольниковАннотация. В данной статье описываются методы современных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. Выделяются и обосновываются возможности использования интерактивных технологий в обучении и развитии дошкольников. Целью работы является изучение возможностей внедрения интерактивных технологий в конкретный образовательный процесс. А также описаны результаты использования интерактивных игр в группе старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: Интерактивные технологии, технологии ИКТ, интерактивные игры, дошкольное образование, современное обучение, внедрение, игра.Время, в которое мы сейчас живем динамично, а мир изменчив. Активное развитие информационных технологий и средств ИКТ ( информационно-коммуникативных технологий) вынуждает нас внедрять их в процесс обучения и воспитания детей. На данный момент во всех сферах образования, в том числе и дошкольном обучении, происходит активное внедрение новейшего интерактивного и информационного оборудования в образовательный процесс.Дошкольные учреждения обзаводятся современными компьютерами, сенсорными экранами и интерактивными досками, а воспитатели обучаются методам современной педагогики. Все это направлено на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основной задачей педагогов дошкольного учреждения является определение в выборе правильных методов и форм организации работы с детьми с помощью инновационных технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.Благодаря инновационным технологиям, процесс обучения детей Так как мы говорим о современных технологиях, для начала вспомним, что же означает сам термин «технология».“Технология – Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. Т. производства. Т. волокнистых веществ. Нарушение технологии.(толковый словарь Ожигова)”[ 3,157]Исходя из данного термина, можно сказать, что это совокупность каких-то методов,для производства какого-то результата. Интерактивная технология обучения - это специальная форма организации учебного процесса, предусматривающая создание комфортных условий для обучения” [4,110] Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы с кем- либо ( человеком) или чем- либо ( компьютером). Таким образом интерактивное обучение строится на взаимодействии ученика с учебной средой и окружением. Суть интерактивного обучения заключается в постоянном взаимодействии: воспитатель-ребенок, ребенок-ребенок. Использование современных интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет педагогом ДОУ перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания детей. В связи с тем, что современные информационные технологии являются интересными и актуальными для подрастающего поколения, использование их в процессе обучения способствует усилению интеллектуальных возможностей детей. Целью работы является изучение возможностей применения интерактивных игровых технологий в процессе обучения и воспитания старших дошкольников. Использование интерактивных технологий невозможно без наличия интерактивного оборудования. В нашем детском саду есть компьютеры в каждой группе, интерактивные доски, мультимедийное оборудование. именно поэтому педагогами давно внедряются инновационные технологии в образовательный процесс. Как уже говорилось ранее, интерактивное обучение, это создание комфортных условий для активного взаимодействия участников образовательного процесса. Оно позволяет учащимся почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс обучения. Интерактивные игровые технологии направлены на формирование у детей качественно новых умений, таких как:
  • активизация интеллектуальной активности каждого дошкольника;
  • преодоление коммуникативных барьеров в общении детей;
  • формирование условий для самообразования и саморазвития дошкольников;
  • Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре детям легче всего получат новую информацию. В отличие от других методов обучения, интерактивные направлены на более широкое взаимодействие детей между собой, а роль воспитателя в такой игре практически сводится к минимуму, он направляет детей к достижению успехов с помощью взаимной коммуникации. В такой игре ребенок не просто получает новую информацию и заучивает ее, а учится понимать себя и других, приобретает собственный опыт. Использование интерактивных игр возможно в любой сфере непосредственной образовательной деятельности, будь это формирование элементарных математических представлений или художественно-эстетическое развитие дошкольников. Главное - это создание условий для приобретения социально значимого опыта дошкольниками. Существует огромное количество интерактивных игр на любую тему и возраст, каждый педагог может подобрать уже готовые варианты или придумать новые для работы в группе. Как и любые другие игры, интерактивные делятся на несколько видов, это: развивающие, обучающие, развлекательные, логические.
  • Развивающие игры подразумевают развитие познавательных процессов ребенка ( речи, мышления, памяти и др.,) У них нет четко определенной задачи, они являются инструментом для самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскраски» и «рисовалки»), музыкальные игры, сказки, работа с иллюстрациями и др.
  • Обучающие игры предлагают ребенку в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Это интерактивные игры по обучению чтению, счету, иностранным языкам и мн.др.
  • Развлекательные игры дают возможность ребенку весело и с пользой провести время. Это может быть увлекательное путешествие с героями мультфильмов и сказок, игры-бродилки, и др.
  • Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки, лабиринты, шифры.
  • Для старшего дошкольного возраста мы используем уже более сложные и интересные интерактивные игры, с анимацией, известными персонажами, запутанными историями.Сейчас существует огромное количество русскоязычных бесплатных платформ и программ, для создания интерактивных игр и заданий, с их помощью очень легко воплотить любую идею в жизнь. К примеру, к дню космонавтики можно использовать готовые шаблоны с темой космос, это будет очень интересное и увлекательное путешествие в мир космонавтики, при этом развивающий материал может использоваться абсолютно любой, будь это обучение счету или развитию речи дошкольников. Очень актуальным направлением сейчас является развитие финансовой грамотности, при подготовке к проекту по данной теме нами были разработаны такие интерактивные игры, как: “Разложи продукты по прилавкам”, “Я-продавец” . Целью данных игр является формирование у детей старшего дошкольного возраста классифицировать предметы по общему признаку, умение обобщать и описывать образы. Данные методы организации обучения очень вовлекают детей любого возраста, однако стоит учитывать, что дети легко привыкают к компьютерам и различным гаджетам, поэтому продолжительность каждой игры в среднем должна быть не более 3-5 минут, а общая работа с интерактивным и мультимедийным оборудованием не более 15 минут. Таким образом работа с цифровыми технологиями не принесет вреда психическому и физическому здоровью дошкольников. Кроме интерактивных игр существуют и другие методы интерактивного обучения, это могут быть экскурсии и виртуальные путешествия, дистанционная работа с детьми, которые часто пропускают посещение детского сада, закрепление изученной темы в домашних условиях и мн.др. Например ребенок часто пропускает детский сад из-за болезни, но ему очень хочется играть и развиваться вместе с другими детьми, можно отправить родителям ребенка ссылку на игру, которая была в тот или иной день в любой образовательной деятельности группы и ребенок совместно с родителями изучит эту тему, проходя все задания и игры. Таким образом можно дистанционно обучать и развивать детей с таким же успехом, как и в реальном процессе обучения. Интерактивные технологии в обучении дошкольников отличный вариант разнообразия форм обучающего процесса. Они позволяют решать одновременно несколько задач, при этом являются главным помощником для педагога. Главная особенность интерактивное обучение – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе обучения и воспитания, как показывает практика, снимает нервную нагрузку у детей, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы и темы занятий.Таким образом, стоит отметить, что интерактивные технологии в дошкольном обучении должны быть. Потому что они доступны детскому пониманию, интересны и привлекательны. Любая интерактивная технология является при правильной ее организации будет отличным способом для активного развития дошкольников. Обучение с использованием интерактивных технологий повышает познавательную активность дошкольников и способствует активизации их самостоятельности и активности, а также способствуют адаптации детей в условиях информационного общества. Литература
  • Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2021. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  • Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
  • Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
  • Окунцова, Елена Андреевна, авт.-сост. Новейший словарь иностранных слов: около 5000 слов и словосочетаний / [авт.-сост. Е. А. Окунцова]. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 510 c.
  • Полат Е.С., Бухаркина М. Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. – М., 2020.