Публикации Мастер-класс на тему: «Политехническое образование в начальной школе через использование приемов формирования метапредметных умений»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс на тему: «Политехническое образование в начальной школе через использование приемов формирования метапредметных умений»
Автор: Певченко Елена Евгеньевна

Мастер-класс на тему: «Политехническое образование в начальной школе через использование приемов формирования метапредметных умений»Здравствуйте, уважаемые зрители. Я предлагаю вам принять участие в занятии мастер-класса по теме «Политехническое образование в начальной школе через использование приемов формирования метапредметных умений».Можете ли вы ответить на вопрос: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая очень актуальна. Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда окружающий мир   усваивается сам по себе, русский язык и математика - сами по себе. Все чаще учитель обращается к метапредметной работе. Таким образом, цель мастер-класса можно озвучить так:Создать условия для педагогов по восприятию приемов формирования метапредметных умений как способа введения политехнического образования в начальной школе.Для участников открытого урока цель звучала таким образом:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии деятельностного метода. Цели по содержанию:Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока, систематизация знаний учащихся о единицах времени.Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы. Пропедевтика и подготовка к восприятию понятий в основной школе.Воспитательный аспект: воспитывать умение работать в группеХод мастер-класса.
  • Представьте: вы – ученики, а я ваш учитель.
  • Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это. (Время)* Что такое «время»? (ответы детей)Вывод: Время – форма существования бесконечно меняющейся и развивающейся материи (Ожегов). (Википедия) – время – форма протекания физических и психических процессов.
  • Сообщение темы и целей урока. (Дети ставят цели для себя)
  • Тема: Время. Измерение времени.Цель: понимать – научиться – узнать – Мы сегодня присутствуем на уроке математики. А как вы думаете, время изучается только на уроках математики? Выскажите свои предположения. (попробуем доказать ваши предположения)
  • Связь наук с понятием «время»
  • * Литература:На партах разрезанные пословицы о времени. Собрать пословицы, объяснить их значение.Кто временем не дорожит, у того всегда убытки. Время никого не ждет. Время не дремлет, часы не стоят. Утро вечера мудренее. Время — лучший лекарь. Делу – время, потехе – час.* Русский язык:Есть ли в этих пословицах устаревшие слова? Объясните значение устаревших слов из пословиц: убытки(урон), мудренее(умнее), лекарь (доктор, врач), потеха (развлечение)* История, окружающий мир:Покажите на ленте времени, когда могли «жить» устаревшие слова. Какие события этих времен вы помните?
  • Единицы измерения времени
  • - Можно ли время измерить? Посчитать? Как? С помощью чего?ЗАГАДКА: Идут целые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте. (Часы)* Какие часы у вас перед глазами на парте? Разместите часы на ленте времени (в парах или группах)Прочитать время с часов. Где труднее читать?* Часы бывают разные. (просмотр слайдов)* Вернемся к загадке. Какие единицы измерения времени встретились в загадке? Какие единицы знаете еще?* Расположите на доске единицы измерения времени по возрастанию.Связаны ли между собой эти единицы? Как? Составить таблицу соотношений единиц измерения времени и записать в тетрадь.Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 18 марта, среда, весна, 2020 год, ХХI век, 14 часов.* Если время можно измерить, значит можно и посчитать? Составьте примеры.1 сут – 23ч56мин=4мин1 век – 10 лет=90 лет1ч – 34 мин=26мин* А задачу можно придумать?От города да села 120 км. Машина проезжает 60 км за 1 час. За сколько часов машина доберется до города?* Какая наука изучает движение тел? (физика). В ней можно обойтись без времени?
  • Итог урока.
  • поняли – научились – запомнили -
  • Рефлексия.
  • Как вы думаете, а в музыке, искусстве можно обойтись без этой величины? Многие художники используют время и производные от него образы в символическом смысле. ... Часто время на картинах изображают с помощью часов (под музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» смотрим картины Михая Кристи, Сергея Колесникова, Сальвадора Дали и др.)Вывод: Время – такая величина, которая соединяет все науки и встречается везде в нашей жизни, живет с нами и будет всегда. Оно бесконечно меняется.
  • Спасибо вам, уважаемые коллеги за участие в мастер-классе. Желаю вам учеников, у которых будет жизненная необходимость, мотивация и интерес к обучению.
  • Ведь, если нет жизненной необходимости, значит, нет интереса и тогда.. голове ученика - ветер, но... Если ветер, если ветер В голове ученика,Что ни утро, что ни вечер –Он взлетает в облака.Вот была б такая скрепка Или специальный клей, Чтоб они держали крепко Улетающих детей!Пусть у вас всегда будет такая «скрепка» под рукой.Использованные приемы и технологии:Технология деятельностного метода, игровая технология, основы кейс-технологии при работе с информацией, основы технологии критического мышления при сопоставлении и наложении предметов учебного плана друг на друга, технология сотрудничества при работе в парах (группах), технология исследовательской деятельности в части поиска доказательств своих выводов.Прием введения загадки, прием обучения через опыт (интерактивное обучение), приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, синтез)