Публикации
Формирование предметных и метапредметных УУД обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Правописание глаголов».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование предметных и метапредметных УУД обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Правописание глаголов».
Автор: Певченко Елена Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование предметных и метапредметных УУД обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Правописание глаголов».
Автор: Певченко Елена Евгеньевна
Формирование предметных и метапредметных УУД обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы Правописание глаголов.
Предмет: русский язык УМК Школа XXI века Авторы программы: С.В.Иванов и др. под руководством Н.Ф.Виноградовой
Класс: 4-А
Учитель: Певченко Елена Евгеньевна
Тема урока: Правописание глаголов.
Цель урока: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию
универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.
Задачи: - повторить теоретический материал о глаголе;
- формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах;
- отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола;
- развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;
- развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
Предполагаемый результат:
Предметные УД: к концу урока ребята будут знать орфограммы глаголов, возможные правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.
Метапредметные УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).
Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Личностные УУД - жизненное самоопределение.
Тип урока: урок-закрепление, обобщение знаний.
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока.
Организационный момент. Настрой на работу на уроке.
- Прочитайте эпиграф нашего урока:
Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении Марсель Ашар
- Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.
Прием жизненное самоопределение – Личностные УУД.
Словарная работа. Игра Охотники и зайцы
У доски 3 ученика – зайцы, все ребята, сидящие за партами – охотники. Охотники стреляют в зайцев словарными словами. 10 слов записывается на доске и в тетрадях. Если допустили 1 ошибку – заяц ранен, 2 ошибки – смертельно ранен, 3 ошибки – убит. Соответственные оценки (4,3,2) выставляются в журнал. Если заяц убежал невредимый, то ставится оценка 5
Прием ролевая игра
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Актуализация знаний.
А) Минутка чистописания: спр вр накл сов несов инф мр жр ср ед мн
- Что можете сказать о буквах, которые мы прописали на минутке чистописания? (это морфологические категории глагола)
-Что мы знаем о глаголе?
- От чего зависит написание окончаний глагола?
- Какие еще ошибки можно допустить при написании глаголов?
Приемы аналогия, ключевые слова, опора
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Б) Составление кластера Орфограммы глаголов
Прием Кластер - моделирование, конструирование, ключевые слова, опора
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Работа над темой урока.
А) Работа в группах сменного состава. Отработка четырех орфограмм глаголов.
В классе 5 групп по 4 человека. Члены групп имеют номера (1,2,3,4). Номера получают задания с соответственным номером, собираются по номерам и договариваются, как выполнять задание. Затем возвращаются в свою группу и объясняют членам своей группы, как выполнить задание, выполняют задания всех номеров. Проверка и подведение итогов фронтально.
Задание 1. Раскрой скобки. Напиши слова в два столбика.
(Не)навидеть, (не)бывает, (не)хочу, (не)годовать, (не)сберегли, (не)выучил, (не)останется, (не)доумевать, (не)взлюбить, (не)плакать.
Задание 2. Напиши глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Объясни правописание окончаний:
Клеить, лаять, стелить, гнать, держать, знать, зависеть, брить, дышать, жарить, помнить, видеть.
Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание гласных.
Солнце зашл…, увид..л картину, слыш..л звуки, девочка ненавид..л.. ночь, обид..ла щенка, завис..ли от урока, засе..ли они поле.
Задание 4. Найди и спиши слова, в которых допущены ошибки.
Умница, увидица, нездоровица, красавица, курица, останеца, участница, девица, дивица, одеваеца.
Приемы – моделирование, конструирование, алгоритм, аудирование, конструктивный диалог, проблемная ситуация, группировка.
УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Б) Проверка работы групп. Оценивание.
Основной критерий оценивания – правильно выполненное задание в группах по номерам. Проверка проходит фронтально. Отвечает любой желающий из группы, кроме самого номера, который выполнял данное задание. Оценивается коллективно.
Прием прогнозирование, целеполагание, оценка деятельности, причинно-следственные связи.
УУД:
Регулятивные – контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод письменной речи в устную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
ФИЗМИНУТКА
Цель: не допустить переутомления учащихся через мышечное расслабление.
-Читайте слова на слайде. Если допущена ошибка – поднимите руки вверх, а если слово написано правильно – похлопайте в ладоши.
Не годовать, несберегли, слышит, видит, солнце зашли, останеца, курица.
Личностные УУД - жизненное самоопределение.
Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
В) Работа по учебнику. (с.37, упр. 2) Отработка пятой орфограммы Ь после шипящих
Распредели слова по группам в зависимости от правил написания
1. Глаголы (надо Ь) 2. Сущ. м.р, (нет Ь) 3. Сущ, ж.р., (надо Ь) 4.Краткие прилагат. (нет Ь)
5 группа формулирует правило написания Ь после шипящих.
-Почему мы вынесли орфограмму Ь после шипящих отдельно? (не только глагольная орфограмма)
Прием группировка, доказательство, аудирование, диалог, аналогия, опора, исследование.
УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Итог урока. Рефлексия.
Что вспомнили на уроке?
Что понравилось?
Вернемся к нашему девизу урока:
Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении Марсель Ашар.
А мы можем продолжить: И к тем, кто весь день проводит в хорошем настроении.
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Домашнее задание.
С.38, упр.5. – Объясни написание всех пропущенных орфограмм.
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
НР МОБУ ПСОШ №2, учитель начальных классов Певченко Е.Е.
Орфограммы глаголов
Не с глаголами
Личные окончания (1 и 2 спряжения)
Глаголы прошедшего времени
-тся
-ться
Ь после шипящих
Предмет: русский язык УМК Школа XXI века Авторы программы: С.В.Иванов и др. под руководством Н.Ф.Виноградовой
Класс: 4-А
Учитель: Певченко Елена Евгеньевна
Тема урока: Правописание глаголов.
Цель урока: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию
универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.
Задачи: - повторить теоретический материал о глаголе;
- формировать умение видеть и находить орфограммы в глаголах;
- отрабатывать умение ставить безударное личное окончание глагола;
- развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;
- развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
Предполагаемый результат:
Предметные УД: к концу урока ребята будут знать орфограммы глаголов, возможные правила их написания; уметь находить ошибки, объяснять их, писать глаголы без ошибок.
Метапредметные УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).
Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Личностные УУД - жизненное самоопределение.
Тип урока: урок-закрепление, обобщение знаний.
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока.
Организационный момент. Настрой на работу на уроке.
- Прочитайте эпиграф нашего урока:
Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении Марсель Ашар
- Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.
Прием жизненное самоопределение – Личностные УУД.
Словарная работа. Игра Охотники и зайцы
У доски 3 ученика – зайцы, все ребята, сидящие за партами – охотники. Охотники стреляют в зайцев словарными словами. 10 слов записывается на доске и в тетрадях. Если допустили 1 ошибку – заяц ранен, 2 ошибки – смертельно ранен, 3 ошибки – убит. Соответственные оценки (4,3,2) выставляются в журнал. Если заяц убежал невредимый, то ставится оценка 5
Прием ролевая игра
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Актуализация знаний.
А) Минутка чистописания: спр вр накл сов несов инф мр жр ср ед мн
- Что можете сказать о буквах, которые мы прописали на минутке чистописания? (это морфологические категории глагола)
-Что мы знаем о глаголе?
- От чего зависит написание окончаний глагола?
- Какие еще ошибки можно допустить при написании глаголов?
Приемы аналогия, ключевые слова, опора
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Б) Составление кластера Орфограммы глаголов
Прием Кластер - моделирование, конструирование, ключевые слова, опора
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Работа над темой урока.
А) Работа в группах сменного состава. Отработка четырех орфограмм глаголов.
В классе 5 групп по 4 человека. Члены групп имеют номера (1,2,3,4). Номера получают задания с соответственным номером, собираются по номерам и договариваются, как выполнять задание. Затем возвращаются в свою группу и объясняют членам своей группы, как выполнить задание, выполняют задания всех номеров. Проверка и подведение итогов фронтально.
Задание 1. Раскрой скобки. Напиши слова в два столбика.
(Не)навидеть, (не)бывает, (не)хочу, (не)годовать, (не)сберегли, (не)выучил, (не)останется, (не)доумевать, (не)взлюбить, (не)плакать.
Задание 2. Напиши глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Объясни правописание окончаний:
Клеить, лаять, стелить, гнать, держать, знать, зависеть, брить, дышать, жарить, помнить, видеть.
Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание гласных.
Солнце зашл…, увид..л картину, слыш..л звуки, девочка ненавид..л.. ночь, обид..ла щенка, завис..ли от урока, засе..ли они поле.
Задание 4. Найди и спиши слова, в которых допущены ошибки.
Умница, увидица, нездоровица, красавица, курица, останеца, участница, девица, дивица, одеваеца.
Приемы – моделирование, конструирование, алгоритм, аудирование, конструктивный диалог, проблемная ситуация, группировка.
УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Б) Проверка работы групп. Оценивание.
Основной критерий оценивания – правильно выполненное задание в группах по номерам. Проверка проходит фронтально. Отвечает любой желающий из группы, кроме самого номера, который выполнял данное задание. Оценивается коллективно.
Прием прогнозирование, целеполагание, оценка деятельности, причинно-следственные связи.
УУД:
Регулятивные – контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод письменной речи в устную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
ФИЗМИНУТКА
Цель: не допустить переутомления учащихся через мышечное расслабление.
-Читайте слова на слайде. Если допущена ошибка – поднимите руки вверх, а если слово написано правильно – похлопайте в ладоши.
Не годовать, несберегли, слышит, видит, солнце зашли, останеца, курица.
Личностные УУД - жизненное самоопределение.
Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
В) Работа по учебнику. (с.37, упр. 2) Отработка пятой орфограммы Ь после шипящих
Распредели слова по группам в зависимости от правил написания
1. Глаголы (надо Ь) 2. Сущ. м.р, (нет Ь) 3. Сущ, ж.р., (надо Ь) 4.Краткие прилагат. (нет Ь)
5 группа формулирует правило написания Ь после шипящих.
-Почему мы вынесли орфограмму Ь после шипящих отдельно? (не только глагольная орфограмма)
Прием группировка, доказательство, аудирование, диалог, аналогия, опора, исследование.
УУД:
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Итог урока. Рефлексия.
Что вспомнили на уроке?
Что понравилось?
Вернемся к нашему девизу урока:
Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении Марсель Ашар.
А мы можем продолжить: И к тем, кто весь день проводит в хорошем настроении.
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Домашнее задание.
С.38, упр.5. – Объясни написание всех пропущенных орфограмм.
Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Личностные УУД - жизненное самоопределение. Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные общеучебные – моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
НР МОБУ ПСОШ №2, учитель начальных классов Певченко Е.Е.
Орфограммы глаголов
Не с глаголами
Личные окончания (1 и 2 спряжения)
Глаголы прошедшего времени
-тся
-ться
Ь после шипящих