Публикации Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности
Автор: Белясник Ксения Сергеевна

Белясник Ксения Сергеевна воспитатель МДОУ «Детский сад № 22» город Вольск , Саратовская областьПатриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личностиПатриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России. В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с детьми. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством. Патриотизм - понятие многогранное и многоаспектное. Всё это объясняется сложностью и самого понятия, и патриотизма как явления. Важно и то, что разные авторы в зависимости от личной гражданской позиции рассматривали(ют) проблемы патриотизма в различных исторических, социально-экономических, политических условиях. Патриот (гр. Patriots - земляк, соотечественник) - человек, любящий своё отечество, преданный своему народу. Это слово пришло к нам из Древней Греции, где патриотом называли не только человека, защищавшего свой дом, полис, государство, но и человека, принимавшего активное участие в государственном управлении. Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции: · 1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра. · 2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность. · 3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т. д.). · 4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии. · 5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности. Патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом. Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования. В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я — гражданин России!»). В практике образовательной деятельности используются различные направления и формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего молодого поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, историко-патриотическое, культурнопатриотическое воспитание, а также и другие направления образовательновоспитательной деятельности. Эти направления практической деятельности по патриотическому воспитанию объединяются общей воспитательной целью, задачами её полноценной реализации, а также рекомендуемыми формами и методами наиболее эффективной образовательной работы с учащимися. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации детей, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию включает в себя следующие задачи: Задачи: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края. Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя следующие направления: 1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения. - Воспитание уважения к людям труда и знакомство с предметам народного творчества, художественным промыслам; - Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; - Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; 2. Ознакомление с явлениями общественной жизни. - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники); - Бережливое отношение к тому, что сделано людьми; - Воспитание любви к родному краю, к Родине, (представление о стране, городах, столице, символике государства (герб, флаг ,гимн) - Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; - Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства; 3. Ознакомление с природой. - Воспитание любви к природе родного края; - Воспитание бережного отношения к родной природе; - Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. Ознакомление детей с разными сторонами окружающего мира способствует развитию чувств, отношений и мотивов поступка, способствует развитию нравственности, то есть внутренней установки, благодаря которой регулируется взаимодействие с окружающим миром и людьми, формируется внутренняя культура личности дошкольника. Формируя представление детей о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, о родном крае, неповторимости его природы и красоты, народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; Развивая гордость за свое отечество необходимо раскрыть перед детьми духовные и материальные ценности общества. Дети должны понимать, что все окружающее – результат труда многих поколений: дом, в котором живет ребенок, школа, в которой он будет учиться, лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Это духовные ценности, созданные учеными, писателями, поэтами; это первый букварь, по которому ребенок учится читать; это труд учителя, раскрывающего перед детьми все богатство знаний; это книги, которые становятся источниками знаний; это увлекательные сказки, рассказы и повести о жизни замечательных людей, о приключениях и борьбе героев со злом, их мужестве, стойкости, умении преодолевать трудности, невзгоды. Такие примеры вызывают у детей желание подражать. Знания о труде о вкладе в свое отечество сочетается со знанием о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о роли защитников своей Родины о лучших качествах человека (героизм, мастерство, ответственность, настойчивость, и т.п.). Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Окружающий мир не только обогащает внутренний мир ребенка но и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, смелыми, ловкими, здоровыми. Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент учебно-воспитательного процесса формирования