Публикации Целеполагание, как этап современного урока.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Целеполагание, как этап современного урока.
Автор: Овчинникова Марина Акбаржановна


учитель МОУ СШ № 102 Овчинникова М.А.
Целеполагание, как этап современного урока
Есть люди, которые живут без всякой цели,
проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несет
(Сенека)
У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии
Д. Леопарди
Обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на врожденное качество человека - способность постановки целей своей деятельности.
Педагогическое целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания — это коллективное действие, каждый ученик — участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения — урока.
На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как узнать, почувствовать, понять.
Ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки
Как нельзя формулировать
Подмена цели содержанием
Познакомить учащихся с…, Научить…
Подмена методом обучения
Рассказать учащимся о…
Показать учащимся…, Провести наблюдение….
Подмена цели процессом деятельности
Решить задачи по теме…
Выполнить лабораторную работу…
Традиционный
подход
к целеполаганию
Целеполагание от ученика
Задачи этапа урока
(микроцели)
Научить...,
ознакомить учащихся с …
будут знать
узнают…
вспомнят…
выработать умения …
будут уметь
повторят…
научатся…
закрепить навык
приобретут навык
закрепят…
поупражняются…
воспитывать интерес к предмету
смогут поразмышлять …
задуматься о …
смогут проявить …
поразмышляют…
продемонстрируют…
Некоторые приемы целеполагания на уроках истории в 6 классе:
1. ВопросТема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Тема: Образование Древнерусского государства
Вопросы:
1.Какие поселения племен находились на территории Восточной Европы к середине 6 в. н.э.?
2. Какие племена проживали на территории нашей страны?
3.Стремились ли к единству эти племена?
4. Что общего было у этих племен?
2. Работа над понятиемУчащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
Тема: Начало удельного периода
От значения слова удельного определяем цель урока. 3. Подводящий диалогНа этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Тема: Принятие христианства
Какие религии вы знаете? Вспомните, в Древнем Риме какая зародилась религия? Когда пала Римская империя, какая образовалась империя? Жители этого государства были приверженцами какой религии? А общались ли мы с эти государством? Нужна ли была Руси тоже единая религия?4.ДомысливаниеПредлагается тема урока и слова "помощники":ПовторимИзучимУзнаемПроверимС помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Тема: Походы Батыя на Русь
Повторим…что произошло на Руси в 12 веке?Изучим …карту походов Батыя
Узнаем…как ему удалось подчинить княжества Руси
Проверим…правильно ли мы поняли последствия завоевательных походов монгол.
5. Проблемная ситуация Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.
Тема: Москва и Тверь: борьба за лидерство
Ситуация: Русь находилась под игом ордынцев. Между княжествами начинается борьба за лидерство.
6. Группировка
Понятия на доске:
Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
7. Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме
Тема:Природа и люди Древней Индии.
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
Какие животные водились в Древней Индии?
Какие растения росли в Древней Индии?
Чем занимались люди Древней Индии?
Во что верили индийцы?
Как добывали пищу?
Где жили?
8. Приём Яркое пятно1. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером.2. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.3. Определяется тема и цели урока.
Анализ урока.
Тема: Начало феодальной раздробленности Древнерусского государства
Учителям предлагается Таблица в помощь.
Таблица ниже показывает полезные слова, которые помогут более точно определить цели урока.К концу урока ученики смогут:
Обобщить...Классифицировать...Выделить...Привести пример...Использовать...Применить...Установить связь...Определить...Сконструировать...Выбрать...Сопоставить...Связать...Показывать связь между...Объяснить связь между...Подсчитать...
Найти...Спроектировать...Озаглавить...Оспорить заголовок...Сократить...Расширить...Распространить...Уменьшить...Отсортировать...Создать...Подтвердить...Подтвердить свою мысль о...Объяснить свою мысль о...Сравнить...Противопоставить...
Поддержать мысль...Оценить...Рассмотреть...Сконструировать...Прийти к заключению...Презентовать...Выяснить...Вынести суждение о...Установить...Проанализировать...Присоединить...Сформировать...Прокомментировать...Запомнить...Вспомнить...Задать вопрос о...Выбрать вопрос, который...
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Определить причины феодальной раздробленности Древнерусского государства
Сравнить государственное правление в период раздробленности с правлением в период единства Руси.
Оценить последствия раздробленности на Руси.
Подтвердить свою мысль с помощью источников.
Ожидаемый результат:
Знать причины феодальной раздробленности Древнерусского государства
Научиться демонстрировать схему: Государственное правление в период раздробленности
Уметь высказывать мнение о положительных и отрицательных последствиях раздробленности на Руси.
4. Уметь структурировать учебный материал.
Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?
В течение всего урока ученики заполняют лист самооценки по критериям, вытекающим из целей урока, и принятых в начале урока.
Суммативное оценивание (по критериям):
1.Исторический диктант (на этапе актуализации знаний)
2. Самостоятельное выполнение теста (на этапе первичного закрепления знаний)
Продукты деятельности учеников:
1.Схема Государственное правление в период раздробленности
2. Заполненный по совместно принятым критериям лист самооценки
3. Тест
В конце урока рефлексия с помощью смайликов.(+, -, ?)
Алгоритм анализа цели урока:
1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;
3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.
4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;
5. Определить степень осознанности учителем цели;
6. Выяснить реальность достижения цели;
7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.