Публикации
"Интерактивные формы и методы обучения устной речи на уроках английского языка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интерактивные формы и методы обучения устной речи на уроках английского языка"
Автор: Татьяна Николаевна Ребикова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интерактивные формы и методы обучения устной речи на уроках английского языка"
Автор: Татьяна Николаевна Ребикова
Интерактивные формы и методы обучения устной речи на уроках английского языка.Ребикова Татьяна Николаевна,учитель английского языка высшей кв. категории,МБОУ СОШ №8За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство социализации.Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета», стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания, т. е. чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом. Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом? Задача учителя – создать условия, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цель и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится. Лучшими приемами активизации устной речи учащихся являются интерактивные методы. В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.Интерактивные приемы имеют следующие преимущества: 1. Они предполагают большой выбор парной и групповой деятельности. 2. Учащиеся формируют навыки спонтанной неподготовленной речи. 3. Данные задания обучают анализировать, критически осмысливать, моделировать жизненные ситуации, тем самым подготавливая их к реальным жизненным ситуациям. 4. Использование современных интерактивных методов обучения с применением современных технических средств, таких как компьютер, проектор, интерактивная доска дают возможность не только качественно улучшить процесс обучения и активизировать активность ученика, но и использовать более привычную для современных детей форму получения информации с экрана. Поскольку речь на чужом языке не может возникнуть без соответствующего усвоения языкового материала и формирования определенных навыков и умений, для формирования инициативной речи на начальном этапе учащимся необходимо овладеть подготовленной речью. Подготовленная речь формируется с помощью самостоятельных упражнений, требующих умения сообщать информативный материал, обобщать и оценивать его, выстраивать в связное, личностно-окрашенное высказывание. Это может быть воспроизведение заученного диалога, стихотворения, отрывка, использование в речи различных сочетаний или отдельно усвоенных предложений и фраз, извлеченных из текста.Песенный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Например, хорошо известна английская детская песенка “Two fat gentlemen ”, в припеве которой неоднократно повторяется приветственная фраза “How do you do?”, которая вводится в контексте песенного сюжета встречи разных людей, быстро запоминается и сама фраза, и ситуация, когда нужно ее использовать. Песня “Who’s afraid of big black spiders?” учит вопросно-ответному диалогическому общению, умению давать краткие ответы, широко используемые в бытовой разговорной речи. Широко известная песня “Good morning!” по сути, является целым готовым диалогом, с помощью которого дети учатся здороваться, спрашивать как идут дела и прощаться. Очень эффективным способом запомнить как спросить о времени и правильно ответить на этот вопрос является разучивание песен “What do you do at this time?” и “What does the clock say?”. Дети охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычной и более естественной, чем простая, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность памяти учащихся активно используется при обучении их английскому языку. Запоминание и использование определенного количества готовых штампов, фраз является положительным опытом, но еще не является речью. Для полной творческой и инициативной речевой деятельности этот уровень не достаточен. Многие учащиеся испытывают трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими структурами языка, дети не знают, с чего начать и в какой последовательности говорить. Это происходит потому, что учащимся сложно начинать говорить без какой-либо зрительной опоры.Использование ситуативных картинок является наиболее оптимальным в обучении связному высказыванию с методической и психологической точки зрения. Картинки являются действенным стимулом, побуждающим учащихся к домысливанию, к соответствующим высказываниям, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с развитием инициативной и творческой иноязычной речи. Можно выделить четыре формы работы с картинками: Description (описание), Сomparison (сравнение), Solving a problem (решение проблемы), Making up a story (задание на составление истории). Картинки могут быть использованы на разных этапах урока.Задание на описание.Look at this picture of a young woman. Answer the questions.Where is she? What does she look like? What is she wearing? What is she doing? What kind of person is she?Такие упражнения помогают научить выражать свое отношение к какому-либо событию.Задание на сравнение.Учащимся предлагается две картинки. Учащиеся должны найти сходства и различия между ними и выразить свое собственное отношение к тому, что происходит на этих картинках. Такие упражнения помогают научить учащихся выражать свое мнение и чувства, отдавать предпочтение чему-либо, давать рекомендации и советы, объяснять свой выбор. Задание на решение проблемы.Для задания на решение проблемы учащимся предлагается коллаж из нескольких картинок на определенную тему. Учащиеся должны поговорить о каждой картинке, выразить свое мнение и свое отношение к теме. Такие упражнения помогают научить учащихся отстаивать собственное мнение, принимать или отвергать предложения выражать согласие или несогласие, принимать решение, отдавать предпочтение, приходить к единому мнению.Задание на составление рассказа.Учащимся предлагается картинка, по которой они должны составить законченный рассказ в устной или письменной форме о том, что происходит на картинке. Например: Что было вначале? Что было потом? Что было после этого? Что было в конце? Такие упражнения помогают научить учащихся комментировать происходящие действия и составлять законченный рассказ.Каждый учитель может внедрить в образовательный процесс следующие эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. «Микрофон» - Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. «Броуновское движение» - предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. «Два, четыре – вместе» - Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса. «Дерево решений» - Обсуждаемая информация оформляется группой на листе за короткий промежуток времени, по истечении времени, листы передаются другой группе для ознакомления с информацией и дополнения ее. После того, как лист побывает в каждой группе, он возвращается в 1 группу и анализируется. “Реклама” - Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5-10 мин. Работу можно организовать в группе. Создать рекламу интересных мест Лондона. Придумать слоган неправильным глаголам. «Незаконченное предложение» - Ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными. «Групповой рассказ» можно использовать при отработке Past Simple / Past Continuous. "История" - Используются все слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. В начальной школе рассказ можно оставить на русском языке, в старших классах поставить целью развитие спонтанной речи на изучаемом языке. Например: Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc. «Верите ли вы, что…» - данный вид языковой практики можно использовать на любую тему. Причем учащимся сначала предлагается «поверить» учителю, а затем придумать свои высказывания в рамках заданной темы. «Ролевая игра» - игровая деятельность, в процессе которой ученики выступают в разных ролях. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи). В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем, снимают нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьниковСписок литературы:1. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.-2001. - №6 – с.29-312. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: «Феникс», 20043. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н.А. Суворова. – М., 2005. –167с.4. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст] : учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов : Наука, 2009. – 52 с.5. Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е.В.Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4. - С.4-15.