Публикации Развитие силовой выносливости у молодежи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие силовой выносливости у молодежи
Автор: Ступаков Евгений Олегович

Развитие выносливости у молодежи
Содержание.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Обзор литературных источников по теме
исследования.
1.1. Биологические и возрастные особенности развития общей
и специальной выносливости у учащихся 13 – 14 лет………..6
1.2. Двигательная активность школьников на уроках
физической культуры………………………………………..…11
1.3. Методы развития выносливости у детей 13 - 14 лет…………15
1.4. Постановка проблемы………………………………………….20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1. Задачи исследования………………………………………..22
2.2. Методы исследования………………………………………22
2.3. Организация исследования…………………………………25
Глава 3. Педагогический эксперимент.
3.1. Методика развития выносливости применяемая на уроках физической культуры …………………………………………26
3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение .31
Выводы……………………………………………………………………43
Практические рекомендации……………………………………44
Список литературы……………………………………….…………45
Приложение….………………………………………………………….48
Введение.
Актуальность.
Вопросы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников находится постоянно в центре внимания научных работников, органов народного образования и учителей физической культуры. Их актуальность вытекает из требований современной жизни и развития общества. В результате научно-технической революции существенно меняется характер трудовой деятельности, предъявляются всё более высокие требования к различным сторонам подготовленности подрастающего поколения. Современное общество с его производством, бытом и транспортом требует от людей современных, быстрых ответных действий, повышенного внимания, физической подготовленности. Следовательно, социально-экономические и экологические условия жизни, с одной стороны предъявляют всё более высокие требования к уровню физической подготовленности людей, а с другой стороны – приводят к недостатку двигательной активности, что является одной из причин низкой работоспособности, физической и спортивной подготовленности большинства школьников.
В современном спорте стремительно растёт тенденция к омоложению участников, что побуждает к началу регулярных занятий физической культурой и спортом с самого раннего возраста. Однако, хотя количество уроков в школе детям отводится по учебному плану 2 часа в неделю
(68 часов в год), этого недостаточно для гармоничного физического развития и закрепления хороших спортивных результатов, поэтому особое внимание нужно уделять внеурочным формам организации спортивной деятельности (спортивные секции, соревнования и т.д.).
Известно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения физических качеств. Однако в определённые периоды темпы естественного прироста в изменении двигательных способностей не одинаковы. Ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития, она даёт больший и длительно сохраняющийся эффект в определённые периоды, которые называют критическими или чувствительными, когда резко повышается восприимчивость к избирательно направленным влияниям среды.
Особое место в развитии физических качеств занимает выносливость, высокий уровень развития которой играет большую роль как в овладении ряда сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких спортивных результатов во многих видах спорта. Анализ научно-методической литературы, данные спортивной практики показывают, что развитие выносливости как двигательного качества в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс, тогда как школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки (Филин В.П., 1984; Зациорский 1984; Набатникова М.Я.).(9,20). Однако вопросы учёта в практической деятельности благоприятных периодов развития различных видов выносливости на уроках физической культуры, знание их границ у школьников обоего пола решены далеко не полностью.
До настоящего времени недостаточно изучено влияние специальных упражнений на различные виды выносливости. Решению этих вопросов посвящено наше исследование описание которого идёт в выпускной квалификационной работе.
Цель работы – экспериментально обосновать эффективность развития выносливости на уроках физической культуры у мальчиков 13-14 лет,;
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры учащихся 7 – 8 классов.
Предмет исследования: методика развития и совершенствования различных видов выносливости посредством применения карт-комплексов у мальчиков 13 -14 лет.
Рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что под влиянием систематических занятий физическими упражнениями по разработанными нами картам-комплексам уровень общей и специальной выносливости у мальчиков 13-14 лет может значительно увеличится.
Научная новизна заключается в разработке и обосновании методики развития различных видов выносливости на основе карт-комплексов специально разработанных для различных разделов школьной программы по физической культуре..
Практическая значимость: данная методика может применяться во всех типах учебно-воспитательной, самостоятельной и внеклассной работе, как с юношами так и с девушками.
Достоверность фактического материала и выводов подтверждается применением комплекса информативных методов исследования, объёмом исследований, продолжительностью педагогического эксперимента, надёжностью статистической обработки результатов.
Положения выносимые на защиту:
Разработанная методика, построенная на применении карт-комплексов, для развития различных видов выносливости у мальчиков 13-14 лет основывается на биологических и возрастных особенностях учащихся.
На начальном этапе целесообразно акцентировать своё внимание на развитии общей выносливости, а затем на этой основе работать над другими её видами.
Глава 1.
Обзор литературных источников по теме исследования.
1.1. Биологические и возрастные особенности развития общей и специальной выносливости у подростков.
Всестороннее развитие школьника, его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом – вот та основа, которая должна, в большей или меньшей степени, присутствовать у каждого человека.
Как известно каждый человек с рождения обладает определёнными двигательными возможностями. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные стороны этих двигательных возможностей (4, 7, 11). Многолетние исследования (30) позволили определить ряд основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Эти качества являются ведущими (или базовыми) в подготовке спортсменов во всех видах спорта. А такие качества как прыгучесть и т.п. являются сопутствующими, т.е. не проявляющиеся самостоятельно, а лишь во взаимосвязи друг с другом, способствуя их более полному раскрытию. Важное значение, при этом, имеет оптимальное соотношение этих качеств процессе физической подготовки. Закладка всех этих базовых способностей происходит в период обучения ребёнка в школе.
Любые двигательные действия человека есть результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности. Нервно-мышечной системы. В процессе выполнения физических упражнений тело человека и его отдельные звенья перемещаются в пространстве и во времени. Без проявления мышечных усилий никакие физические упражнения выполнить невозможно. (1. 12)
В настоящее время учителя физической культуры уделяют большое внимание решению важных актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. В объеме и содержании двигательной деятельности школьников в режиме дня, недели, месяца, года, совершенствуется программа физической культуры: определяются конкретные пути осуществления взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим, путем развития у учащихся общественной активности и самодеятельности по физической культуре и спорту. (25)
Маркосян А. А. (28) считает, что рост и развитие детей в этот период происходят не равномерно. Особенно бурные морфологические и функциональные изменения во всех системах организма протекают с началом полового созревания.
Среди основных двигательных качеств, определяющих всестороннее развитие человека, выносливость занимает особое место, являясь показателем здоровья, функциональных возможностей организма и главным фактором обеспечения работоспособности.
Под физическим качеством выносливости следует понимать возможность человека, обеспечивающая ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. В данном случае это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. (27)
По классификации профессора Ляха В.И. (27) выносливость подразделяется на: скоростную, силовую, локальную, региональную и глобальную, статическую и динамическую, сердечно-сосудистую и мышечную, а также общую и специальную, эмоциональную, игровую, дистанционную, координационную, прыжковую и т.д.
Поэтому качество выносливости по своей структуре, методам измерения и методикам тренировки является более сложным в сравнении с такими двигательными способностями, как скоростные, силовые, гибкость. (27)
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. (34) утверждают, что общая выносливость обусловлена влиянием наследственных факторов (К= от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62 – 0,75) обнаружены в статистической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы у мальчиков и мужчин больше всего влияют на работу умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходит аналогичные результаты не занимающихся.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. (34)
Дубровский В. И. указывает, что на рост и развитие организма школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, закаливание. [13]
Анализ многочисленных литературных данных показывает, что проблема возрастного развития и совершенствования такого физического качества как выносливость, нуждается в глубокой экспериментальной разработке. Важно выявить уровни развития выносливости у школьников разного возраста, экспериментально обосновать эффективные средства и методы воспитания этого качества, определить допустимые тренировочные нагрузки в занятиях. (6, 8, 18)
При воздействии на организм для развития, каких либо качеств требуется чередование различных видов деятельности для сохранения высокого уровня работоспособности.
Физиологами даётся определённое объяснение механизму положительного влияния чередования различных видов деятельности и отдыха. Так как под влиянием длительной и интенсивной работы в определённых участках головного мозга наступает функциональное истощение нервных клеток. Во время смены деятельности возбуждаются новые участки коры, а деятельность предыдущих усугубляется, что и приводит к быстрому восстановлению. (22, 24)
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Выносливость подростков 13 – 14 лет составляет около 50 – 70 % выносливости взрослого человека. На этом возрастном этапе темп естественного развития выносливости у девочек может снижаться. У мальчиков школьного возраста это качество более развито по сравнению с девочками. Однако наивысшего уровня мышечная выносливость достигает у мужчин лишь к 28 - 30 годам.
Поддержание высокой работоспособности у юношей во многом зависит от эффективности функционирования систем аэробного энергообеспечения организма и характеризуется термином общая выносливость. Это жизненно необходимое качество является важнейшей составляющей занятий, направленных на развитие выносливости, особенно в циклических видах спорта.(33)
Как показывают данные физиологических исследований, с возрастом происходит расширение диапазона нагрузок, причём преимущественно за счёт зон анаэробного энергообеспечения (19,32).
По сравнению с выносливостью, отражающей продолжительность работы до отказа, работоспособность более полно характеризует объём и мощность работы при выполнении нагрузок разной направленности. Изучение возрастной динамики этих показателей у школьников позволило выявить, что от 6 – 8 до 15 – 16 лет объём выполненной работы в наибольшей степени возрастает при выполнении нагрузок большей (70% от максимальной) и особенно умеренной (50% от максимальной) мощности. Причём объём и мощность работы мальчиков оказывается выше, чем у девочек, особенно с 13 – 14 лет. Интересно и то, что у мальчиков прирост физической работоспособности при выполнении всех нагрузок продолжается вплоть до юношеского возраста, а у девочек это наблюдается лишь при работе аэробной направленности. Работоспособность девочек при нагрузках анаэробной и анаэробно - аэробной направленности с 13 – 14 лет не повышается, у многих даже снижается. (28)
Исследовательские работы показали, что чем выше мощность нагрузки (скорость бега), тем больший прирост выносливости в соответствующей зоне можно зарегистрировать с возрастом, А скорости, которые 20, 30, 50 с могут выдерживать подростки 13-14 лет, вообще не доступны 9-летним мальчикам (19,32).
Исследования учёных (16, 18, 24) показывают, что до 14 летнего возраста происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции. Но вегетативные функции несколько отстают в своём развитии. Потребление кислорода на один килограмм веса достигает у детей уровня взрослых только к 14 –15 годам. У них меньше содержание гемоглобина на один килограмм веса. В младшем возрасте сердце работает чаще, а сила его сокращения отстаёт от темпов роста его организма. Следовательно, сердце ребёнка работает напряжённо. Отсюда становится понятным, почему качество выносливости нужно направленно развивать с 5 класса. При применении упражнений следует различать их направленность на развитие общей и специальной выносливости.
Выносливость в нагрузках субмаксимальной интенсивности имеет своеобразную возрастную динамику. Показатель выносливости мало меняется в период от 7 до 11 лет, но с началом процесса созревания резко возрастает, ненадолго оставаясь на одном уровне лишь в 14-летнем возрасте.
Особняком в этом ряду стоит статическая выносливость. Хотя эта двигательная способность педагогически изучена достаточно детально, физиологические механизмы, лежащие в основе её проявления, всё ещё мало изучены.
Таким образом, главной задачей по развитию выносливости у детей школьного возраста по мнению Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. (34) состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Важны решения задач по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Так же важно и достижение максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной дисциплины.
1.2. Двигательная активность школьника на уроках физической культуры.
Школьный возраст - время, когда формируются основной фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярность занятий физической культурой позволяет направленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствует росту. [25]
Холодов Ж. К. [33] считает, что двигательная активность включает в себя сумму движений выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Литвинов Е. Н. [25] отмечает, что двигательная активность – это естественная потребность человека в движении. Количество шагов, которые совершает человек в течение какого-либо периода, составляет объём двигательной активности. Ученые выяснили, что норма двигательной активности школьников- 18-25 тысяч шагов в течение дня, или 3,5-4,5 часа ходьбы.
При свободном режиме в летнее время за сутки дети 13 – 14 лет от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30 % ниже, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается.
Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объём суточной двигательной активности.
Учёные установили, какой объём суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (табл.1).
Таблица 1
Двигательная активность учащихся средних классов при разных видах мышечной деятельности (по Н. Т. Лебедевой)
Вид мышечной
деятельности
Продол-
житель-
ность,
(мин.)
Объём движений,
(шаги)
Мальчики
Девочки
Утренняя гимнастика (дома)
15
400-500
500-700
Гимнастика на уроке (в школе)
15
200-300
300-400
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе
3
120-150
150-200
Подвижные игры на переменах:
больших
малых
на уроках физкультуры
на открытом воздухе
15
5
45
60-90
700-1000 800- 1200
400-500 500-600
1200-3240
3000-4000 4000-5000
Внеклассные занятия
90
6840-9120
Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры мо-
жет быть обеспечено до 43-57 % суточного числа движений. [33]
В.И. Дубровский (13) условно разделяет двигательную активность на три вида:
1) физическую активность во время обучения;
2) общественно-полезную активность в процессе физического
воспитания;
3) спонтанная физическая активность в свободное время.
Нормой суточной двигательной активности является наличие (20-24 %) динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11 %. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 часов в неделю, а мальчиков 7-15 часов занятий разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и другие). [13]
Ашмарин Б. А. (2) отмечает, что двигательные возможности детей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями.
Волковым В. М. (8) были проведены исследования по выявлению возрастных особенностей формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания.
Полиевский С. А. (29) отмечает, что необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность, которая является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство не даёт такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок, какую даёт физическая культура. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, двигательной активности, обусловливающей появление гиподинамия, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Малоподвижное положение за партой или учебным столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. [13].
Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает
почти на 50 %, снижаясь от младших классов к старшим, девочки делают в
сутки меньше шагов, чем мальчики. Двигательная активность в воскресные
дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. [31]
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогает перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. [28]
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. [9]
Учителя-практики в своей работе с воспитанниками большое внимание обращают на повышение общей и физкультурной грамотности учащихся, на осознание ими своего физического самосовершенствования ради собственного здоровья и готовности к грядущей взрослой жизни. Очень важно на уроках сочетать двигательные упражнения с теоретической подготовкой, с объяснением и показом возможностей человеческого организма, демонстрацией путей его познания и укрепления. (20)
Недаром, одной из основных задач физического воспитания в среднем школьном возрасте и на протяжении всего периода обучения в школе является воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта; уметь самостоятельно организовывать активный отдых. (34)
1.3. Методы развития выносливости у мальчиков 13 – 14 лет.
Ашмарин Б.А. (3) утверждает, что воспитание физических качеств в данном возрасте осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей.
Физическое развитие – это становление и изменение структуры и функции организма, физических качеств и способностей, происходящие под влиянием условий жизни воспитания и наследственности. Это наиболее объективный показатель здоровья человека поскольку более высокому уровню здоровья, как правило, соответствуют высокие данные физического развития.
Богатырев В.С. (6) считает, что на физическое развитие влияют наследственные факторы и социально экономические условия: воспитание, двигательная активность, питание, степень полового созревания, природные факторы, условия труда и быта. От степени физической подготовленности во многом зависит работоспособность ребенка, состояние здоровья, недостаточный уровень быстроты, силы, выносливости, ловкости у детей и является основой причин низких результатов в беге, в прыжках, в метаниях, ходьбе на лыжах, силовых упражнениях.
Нормативы учебных программ по физическому воспитанию предъявляют высокие требования к уровню развития основных физических качеств и двигательных навыков занимающихся. Уроки физической культуры, направленные только на обучение двигательным действиям не обеспечивают должного уровня физического развития и подготовленности детей.
Организм школьника находится в стадии незавершенного формирования. Применение широкого круга упражнений при взаимосвязанном воспитании физических качеств и формирование двигательных навыков улучшают пластичность нервной системы школьников, создавая обширный фонд временных связей, обеспечивает хорошие предпосылки для освоения других, еще неизвестных им навыков. На начальных этапах развитие одного из физических качеств влияет на совершенствование других. Характер и величина этого влияния зависит от применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности, так как каждое качество, несмотря на различия, является функцией нервно-мышечного аппарата человека. Отставания в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных. Многократное повторение разнообразных упражнений скоростно-силового характера с целью проявить быстроту, достичь хороших результатов в беге, прыжках, метании, в игровых и соревновательных действиях, эффективно развивает не только скоростно-силовые качества, но и выносливость, ловкость, гибкость, равновесие. [5]
Индивидуальные особенности ребенка влияют на прочность формирования двигательных навыков. Поэтому рациональное построение занятий по физическому воспитанию и регламентирование нагрузок не возможно без учета индивидуальных особенностей. Выполнение упражнений в зависимости от уровня физического развития и подготовленности содействуют оптимизации процесса физического воспитания. [18]
Какова стратегия тренировки выносливости в школьном возрасте? Во-первых, следует позаботиться о развитии приведённых видов выносливости (общей, скоростной, силовой, координационной) примерно поровну во все периоды школьной жизни, приняв во внимание рекомендованные программой физические упражнения. Во-вторых, необходимо в большей мере использовать возможности младшего и первой половины среднего школьного возраста по развитию общей аэробной выносливости, а детей средних и особенно старших классов привлекать для тренировки скоростной, силовой и координационной выносливости.
Величина прироста показателей, характеризующих выносливость, зависит от того, на каком уровне интенсивности работы они вычисляются. Так, если аэробную выносливость определить по показателям бега со скоростью 60% от максимальной, то за 10 – 11 лет обучения в школе у мальчиков она увеличивается почти на 60%. Если же измерять выносливость продолжительностью бега с интенсивностью 80%, то результаты увеличиваются только в 2,5 раза. При большей интенсивности работы результаты растут ещё медленнее.
Для развития выносливости могут применяться самые разнообразные по форме физические упражнения (циклические, ациклические, гимнастические, легкоатлетические, игровые и другие) – конечно, при условии рациональной методической организации (27).
Таблица 2.
Методы и характерные показатели нагрузки при совершенствовании общей (аэробной) выносливости у учащихся среднего школьного возраста. (26, 27)
№№
п/п
Метод
Нагрузка
Отдых
Упражне-ние (средство)
Число
повтор-й
Длитель-ность
Интенсив-ность
1.
Слитнго (непрерыв-ного) упражнения
1
Не менее 10-15 мин.
Умерен-ная и переменная. ЧСС от120-130 до 160-170 уд/мин.
Без пауз
Ходьба, бег, передвижение на лыжах, многократные прыжки через скакалку и т.д.
2.
Повторно интерваль-ного упражнения
3-4, при хорошей подготов-ке больше
3-4 мин.
ЧСС от 120-140 вначале до 170-180 уд/мин.
Актив-ный, непол-ный
То же, что и выше.
3.
Круговая тренировка – длитель-ная непре-рывная ра-бота
Число кругов
1-3
Время прохождения 5-10 мин; одна станция 30-60 сек.
Субмакси-мальная, перемен-ная
Между станциями 30-60 сек;между кругами – 3 мин.
Повторный максимум 1/2-1/3 (вначале), 2/3-3/4 (через несколько месяцев занятий)
4.
Круговая тренировка в режиме интервальной работы
Число кругов: 1-2 раза
5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 сек.
Субмакси-мальная, перемен-ная
Между станциями 30-60 сек, между кругами – 3 мин.
Бег, многоскоки, приседания и.т.д.
5
Игровой
1
Не менее 5-10 мин
Перемен-ная
Без пауз
Подвиж-ные и спортивные игры
6.
Соревновательный
1 (4 раза в год)
В соответст-вии с тре-бования-ми про-грамммы
Макси-мальная
Без пауз
6- или 12-минутный бег, бег 1000-1500 м.
Одним из главных методов развития общей выносливости признана длительная работа умеренной интенсивности. В.Б. Карпенко (21) предлагает такую методику развития выносливости. Для достижения оптимального уровня развития в первой учебной четверти стоит задача преимущественного развития общей выносливости с целью повышения общей работоспособности , во второй и третьей совершенствования ловкости и силовых способностей. В осеннее-зимнем периоде занятия направлены на повышение уровня работоспособности, который снижается во второй четверти в связи со спецификой прохождения раздела гимнастики. К концу учебного года на основе уже достигнутого уровня двигательной подготовленности начинается развитие быстроты и скоростной выносливости, что способствует повышению потолка общей физической подготовленности школьников (35).
Показатели выносливости (общей, скоростной, силовой) у мальчиков в средних и старших классах продолжают улучшаться, хотя и с меньшими темпами. У девочек же при переходе от среднего к старшему возрасту рост различных показателей выносливости резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц. Например, статическая силовая выносливость (тест вис на согнутых руках) нарастает до 10 – 11 лет, потом резко снижается и почти не изменяется до 13 – 14 лет; снова резко увеличивается и с 15 – 16 лет столь же резко снижается до уровня 7 летних девочек (34).
Такие колебания обусловлены ростом неактивной массы тела в период полового созревания и, конечно же, отсутствием тренировки данного типа выносливости в школе и дома. Однако выносливость мышц спины у девочек равномерно возрастает вплоть до 17 лет. Установлена зависимость динамики развития выносливости от степени биологической зрелости. Так, у девочек с более ранними стадиями полового созревания по сравнению с девочками - подростками, менее биологически зрелыми, наблюдается и более высокий тренировочный эффект при развитии выносливости (36).
Различия в развитии выносливости складываются в пользу мальчиков. С 13 лет их преимущество становится ещё более очевидным – разница в показателях 10 – 40%.
1.4. Постановка проблемы.
При изучении данных по развитию выносливости в тренировочном процессе вопросы учёта в практической деятельности благоприятных периодов развития различных видов выносливости на уроках физической культуры, знание их границ у школьников обоего пола решены далеко не полностью, поэтому и возникла необходимость в дополнительном исследовании, связанном с разработкой и применением методики по развитию выносливости на уроках физической культуры с применением карт-комплексов.
Глава 2.
Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1. Цель и задачи исследования:
Цель работы – экспериментально обосновать эффективность методики развития выносливости на уроках физической культуры у юношей 13-14 лет.
Задачи:
Проанализировать состояние вопроса развития выносливости у юношей 13-14 лет по данным литературных источников
Разработать методику развития выносливости, основанную на применении карт-комплексов.
Проверить эффективность разработанной методики в педагогическом эксперименте.
2. 2. Методы исследований.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ литературных источников по проблеме
исследования.
2) Контрольные испытания (тесты).
3) Педагогический эксперимент.
4) Метод математической статистики ( t – критерий Стьюдента) (8).
- В процессе исследования изучалась научно-методическая литература по теме работы. Её анализ осуществлялся для выявления проблемы, постановки цели, задач, подбора методов.
- Тестирование. Отбор тестов для исследования двигательной подготовленности детей, проводился с учётом имеющихся литературных рекомендаций. При отборе тестов, выявляющих физическую подготовленность детей, мы руководствовались основными требованиями, согласно которым упражнения должны быть:
1) достаточно простыми и доступными для всех испытуемых;
2) разнообразными, с целью объективной характеристики физической подготовленности детей на основе обобщённой оценки.
Для контроля за развитием различных видов выносливости были взяты контрольные тесты, которые являются базовыми в теории и практике физического воспитания (В.И. Лях, 1998 г.), (26).
1) На проявление силовой выносливости мышц плечевого пояса. Сгибание
и разгибание рук в упоре лёжа от пола. Упражнение выполняется до
отказа, темп произвольный (количество повторений).
2) Уровень скоростной выносливости измерялся с помощью теста в беге на
60 метров с низкого старта (сек.)
3) По выявлению силовой выносливости мышц ног – количество
приседаний за 1 минуту
4) По выявлению силовой выносливости мышц живота – поднимание
туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты в
коленях, ступни закреплены, выполняется наклон вперёд до касания
локтями средины бедра (количество повторений за 30 сек.).
5) По выявлению статической выносливости мышц рук – удержание
туловища в висе на перекладине. Обучающийся с помощью учителя принимает положение виса так, чтобы его подбородок касался перекладины. После этого включается секундомер, когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и перекладина окажется на уровне переносицы, выполнение теста прекращается (сек.).
6) Для определения общей выносливости использовался тест – бег 1000 м
с высокого старта на время. Результат фиксировался с помощью
секундомера. На дистанции при необходимости возможен переход на
ходьбу (спортивную и обычную), (мин., сек.)
Контрольное тестирование для обоих групп проводилось в одинаковых условиях.
- Результаты тестовых заданий подвергались статистической обработке (t – критерий Стьюдента).
- Педагогический эксперимент проводился с целью проверки эффективности методики, основанной на применении карт-комплексов.
2.3. Организация исследования.
Исследования проводились в естественных условиях на базе МОУ СОШ
г. Белая Холуница.
В эксперименте приняли участие мальчики 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. Были сформированы 2 группы:
* контрольная – занятия в которой проводились в соответствии с требованиями общеобразовательной программы для средних учебных заведений;
* экспериментальная – на уроке вводная и заключительная части оставались без изменений, но в основной части 10-12 минут отводилось на работу по составленным картам-комплексам.
В каждой группе занимались по 20 человек. Контрольная группа формировалась из учащихся параллели А-классов, а экспериментальная –
Б-классов.
Наша методика применялась только на уроках физической культуры – 2 раза в неделю.
Исследования проводились в 3 этапа:
Первый этап - (весна-осень 2005 г.)- поисковый, анализ литературных источников в практике и теории физической культуры. В ходе его определялась гипотеза исследования и условия её реализации: разрабатывались задачи, программа эксперимента, апробировались тесты.
Второй этап - (осень-весна 2006 г.) – экспериментальный, в процессе которого проводился основной педагогический эксперимент.
Третий этап – (сентябрь 2006 – март 2007 г.) – завершающий, на котором обрабатывались результаты исследования, проводилось их обсуждение, формулировались выводы.
ГЛАВА 3.
Педагогический эксперимент.
3.1. Методика развития выносливости у учащихся 13-14 лет.
Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в единстве с двигательными действиями. Следовательно, только используя разнообразные виды и элементы двигательной деятельности, систематически упражняясь в них, можно добиться желаемого развития способностей. В практике физического воспитания используют два основных пути развития физических способностей.
Первый путь сводится к попутному стимулированию способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, а также при дальнейшем варьировании и совершенствовании их в усложнённых условиях.
Второй путь характеризуется специальной организацией развития способностей, опираясь главным образом на использование усвоенных действий. Для этого, с одной стороны, широко используются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения, с другой – всегда в конечном счёте используются и основные для данной двигательной деятельности движения или их разновидности.
Упражнения расчётливо дозируются возрастающим количеством или продолжительностью повторений, ускорением темпа или повышением скорости движений , использованием отягощений и другими приёмами.
В среднем школьном возрасте ведущим становится второй путь развития физических качеств.
Так же при развитии физических качеств важно учитывать чувствительные (сенситивные) периоды. Для выносливости этот период приходится на 11-14 лет и совпадает со средним школьным возрастом. Но работать над этим качеством обязательно нужно начинать с младшего школьного возраста и в первую очередь развивать общую выносливость ,т.е. повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах деятельности. В качестве главных средств развития общей выносливости должны использоваться естественные движения, связанные с относительно легко регулируемой, ритмичной, одновременной работой большей части мускулатуры. Это прежде всего бег в равномерном темпе, ускоренная ходьба, повторные прыжки в чередовании с ходьбой, а так же передвижение на лыжах. (14)
Исходя из этих данных, нами были составлены карты-комплексы для развития общей и специальной выносливости (23).
Наша методика предъявляла повышенные требования:
- к функциональному потенциалу ЦНС;
- к функциональному потенциалу опорно-двигательного аппарата;
- к функциональному потенциалу вегетативных функций
(сердечно-сосудистой, дыхательной);
- к наличию энергетических ресурсов в организме;
- к личностно-психологическим особенностям (типу ВНД,
свойствам темперамента, характеру, способности к волевым
усилиям);
- к уровню освоения техники двигательного действия.
С помощью наших тестов в начале и конце эксперимента мы измеряли такие свойства учащихся, как:
1. общая выносливость;
2. скоростная выносливость;
З. силовая выносливость;
4 статическая выносливость.
Наши карты-комплексы составлялись в соответствии с требованиями программы, возрастными возможностями организма подростка.
В разделе лёгкой атлетики использовались комплексы № 1-4 (сентябрь, май), в баскетболе № 3-4, в волейболе № 5-6, в гимнастике № 7-8, в лыжной подготовке № 9-10 ( Например: карты-комплексы 1, 5, 7; полностью все карты-комплексы 1-10 приведены в приложении 1-10).
Карта-комплекс 1.
Применяемая в разделе лёгкой атлетики.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми
(с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Бег на ме-сте с высо-ким подни-маниием бедра в максималь-ном темпе
5
2-3
10-15
2
30-40
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Фронтальный
2. Бег 30 метров с высокого старта
-
3
20
2
50
Групповой
3. Подтяги-вание из положения виса
-
6-8
-
2
40
Групповой
4. В висе на переклади-не поднима-ние прямых ног до угла 90.
-
8-10
-
2
50
Групповой
5. Бег 150 метров (90% интен-сивности)
-
2-3
80-90
1
-
Фронтальный
Карта-комплекс 5.
Применялась в разделе спортивных игр.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Прыжки боком на двух ногах через гим-настичес-кую скамей-ку с прод-вижением вперёд
20
-
-
3
40-50
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Передача набивного мяча (2 кг.) из-за голо-вы сидя, ноги врозь по высокой траектории
-
13-15
2-3
2
50
Групповой
3. Подним-ние прямых ног из поло-жения лёжа с зажатым между сто-пами бас-кетбольным мячом
-
10-12
2-3
2
40
Фронтальный
4. Подтяги-вание рука-ми лёжа на спине на наклонной скамейке
-
2-3
20
1
-
Поточ-ный
5. Челноч-ный бег с ведением баскетболь-ного мяча 10*10 м.
-
2
50-60
1
-
Групповой
Карта – комплекс 7.
Применялась в разделе гимнастики.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Лазание по канату
-
2
40
1
-
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Из виса подъём переворо-том в упор
-
3-5
-
2
60-90
Инди-виду-альный
3. Сгибание и разгиба-ние рук в упоре на брусьях
-
8-10
-
2
60
Групповой
4. Прыжки на скакалке в среднем темпе
-
100
-
2
60
Фронтальный
5. Бег в среднем темпе
3,5-4 мин
-
-
1
-
Фронтальный
Данные карты-комплексы применялись в конце основной части урока. Для этого использовались следующие методы организации учащихся на уроке:
* фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися;
* поточный – выполнение упражнения по очереди друг за другом беспрерывным потоком;
* посменный – все учащиеся в группе распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнений;
*групповой – учащиеся распределяются на группы, каждая по заданию учителя занимается самостоятельно;
* индивидуальный – каждый учащийся выполняет упражнение.;
* широко применялся метод индивидуално-круговой тренировки, он предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывнрй или интервальной работы ( 34, 22).
3.2. Результаты педагогического эксперимента.
В данном параграфе представлены материалы педагогического эксперимента, позволяющие объективно оценивать правомерность выдвинутой гипотезы и определить возможность дальнейшего применения в практике методики для развития выносливости.
Измерение уровня общей и специальной выносливости у учащихся контрольной и экспериментальной групп было проведено в начале и в конце педагогического эксперимента. Анализу подвергся уровень подготовленности учащихся в ходе тестовых заданий.
Для проверки эффективности разработанной методики в сравнении с общепринятой методикой необходимо выявить изменения внутригрупповых показателей физической подготовленности, а также их различия по уровню в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента (межгрупповые различия).
Анализ исходных данных показал, что статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено (Р > 0,05). Это указывает на относительную однородность групп в начале педагогического эксперимента (таблица 3)
Таблица 3
Сравнение показателей выносливости контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента.
Тесты
Экспери-
менталь-
ная гр.
М1 m1
Контроль-
ная группа
M2 m2
δ
t
p
Сгибание разгибание
рук в упоре лёжа
(кол-во раз)
26,35 1,96
24,52,21
9,1
0,63
> 0.05
Бег 60 метров
10,440,29
10,120,23
1,13
0,86
>0.05
Приседания за 1 мин.
55,25 2,58
53,13,37
12,97
0,51
> 0.05
Поднимание туловища
из положения лёжа на спине, (кол-во раз)
17,10,92
17,60,74
3,61
0,42
> 0.05
Удержание тела в висе
на перекладине (сек)
23,23,07
20,22,45
12,04
0,76
> 0.05
Бег 1000 метров
(сек)
32313,8
324,212,2
56,69
0,07
> 0.05
Сравнение результатов в начале эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показало, что при числе степеней свободы ƒ=38 мы получили значение t > 0.05 по всем 6-ти испытаниям. Этот результат считается недостоверным и разница между среднеарифметическими показателями в группах имеет случайный характер. Исходя из этого можно утверждать, что группы на начало эксперимента практически равны и между ними можно проводить педагогический эксперимент.
Разница в сгибании и разгибании рук упоре лёжа от пола в экспериментальной и контрольной группах составляет 1,85 раза. При стандартном отклонении δ – 9,1, t = 0,63. Различие не достоверно (Р>0,05).
Различие в показателях скоростной выносливости в беге на 60 метров также является недостоверным при разнице в группах 0,32 сек., (t = 0,86, Р > 0.05).
Приседания за 1 мин – в этом тесте разница между группами составляет 2,15 раза, при δ – 12,97, t =0,51, различия являются недостоверными.
Результаты по подниманию туловища из положения лёжа в контрольной и экспериментальной группе отличается незначительно, разница составляет 0,5 раза, (Р> 0,05).
Удержание тела в висе на перекладине измерялась в секундах, межгрупповое различие – 3 сек., (Р>0,05).Различие не достоверно.
В беге на 1000 метров также выявлены недостоверные различия показателей контрольной и экспериментальной групп, разница составляет 1,2 сек. (Р>0,05).
Повторное тестирование выявило положительную динамику развития различных видов выносливости как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако, прирост результатов в этих группапх различен.
Сравнивая показатели различных видов выносливости контрольной группы в начале и конце эксперимента мы наблюдаем следующие результаты (таб. 4).
Таблица 4
Сравнение показателей выносливости контрольной группы в начале и конце эксперимента.
Тесты
Начало
эксперим.
М1 m1
Конец
эксперим.
M2 m2
δ
t
p
Сгибание разгибание
рук в упоре лёжа
(кол-во раз)
24,5 2,21
27,952,76
10,83
0,97
> 0.05
Бег 60 метров
10,120,23
9,590,22
0,97
1,66
>0.05
Приседания за 1 мин.
53,13,37
53,13,37
12,97
0,51
> 0.05
Поднимание туловища
из положения лёжа на спине, (кол-во раз)
17,60,74
18,91,23
4,28
0,9
> 0.05
Удержание тела в висе
на перекладине (сек)
20,22,45
19,952,15
10,03
0,08
> 0.05
Бег 1000 метров
(сек)
324,212,2
320,09,81
48,0
0,27
> 0.05
Сравнение результатов в начале и конце эксперимента в контрольной группе показало, что t > 0.05 по всем 6-ти испытаниям. Этот результат считается недостоверным и разница между среднеарифметическими показателями в группе на разных контрольных этапах имеет случайный характер. Исходя из этого, можно утверждать, что мы наблюдаем незначительный прирост показателей в конце эксперимента по отношению к начальным результатам измерения выносливости в контрольной группе при использовании обычной методики на уроках физической культуры.
Разница в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа от пола в начале и конце составляет 3,45 раза. При стандартном отклонении δ – 10,83, t = 0,97. Этот показатель силовой динамической выносливости мышц плечевого пояса является недостоверным.
Различия показателей скоростной выносливости в беге на 60 метров также является недостоверным при разнице 0,13 сек., t = 1,66, (Р > 0.05).
Приседания за 1 мин – в этом тесте разница составляет 8 раз, при δ – 14,44, t =1,7, при этом различия являются недостоверными.
Тест по подниманию туловища из положения лёжа в группе отличается незначительно, разница составляет 1,3 раза, t = 0,9, (Р > 0.05).
Удержание тела в висе на перекладине измерялось в секундах, разница – 1 сек., (Р > 0,05). Этот результат недостоверен.
В беге на 1000 метров также выявлены недостоверные различия. Разница составляет 4 сек.., при δ – 48,0, t = 0,27, (Р > 0.05)
При сравнении начальных и конечных показателей в экспериментальной группе мы наблюдаем значительный прирост различных видов выносливости в результате применения в процессе уроков разработанных нами карт-комплексов. Итоги эксперимента мы наблюдаем в таблице 5.
Таблица 5.
Достоверность различия показателей выносливости в экспериментальной группе в начале и конце эксперимента.
Тесты
Начало
эксперим.
М1 m1
Конец
эксперим.
M2 m2
δ
t
p
Сгибание разгибание
рук в упоре лёжа
(кол-во раз)
26,35 1,96
34,951,71
8,03
3,31
< 0.05
Бег 60 метров
10,440,29
9,410,18
1,03
3,03
<0.05
Приседания за 1 мин.
55,25 2,58
65,03,07
12,3
2,43
< 0.05
Поднимание туловища
из положения лёжа на спине, (кол-во раз)
17,10,92
21,30,67
3,48
3,68
< 0.05
Удержание тела в висе
на перекладине (сек)
23,23,07
36,352,45
12,04
3,35
< 0.05
Бег 1000 метров
(сек)
32313,8
267,37,36
46,13
3,62
< 0.05
Сравнение результатов в начале и конце эксперимента в экспериментальной группе показало, что при числе степеней свободы ƒ=38 мы получили значение t < 0.05 по всем 6-ти испытаниям. Этот показатель считается достоверным Исходя из этого можно утверждать, что динамика развития выносливости в экспериментальной группе при использовании разработанной методики несколько выше чем в контрольной.
Разница в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа от пола в начале и конце составляет 8,6 раза. При стандартном отклонении δ – 8,03, t = 3,31. Различия в показателях силовой динамической выносливости мышц плечевого пояса являются достоверными (Р < 0.05).
Различия показателей скоростной выносливости в беге на 60 метров также являются достоверными при разнице 1 сек., t = 3,03, (Р < 0.05).
Приседания за 1 мин – в этом тесте различие составляет 9,75 раза, при δ – 12,3, t =2,43, (Р < 0.05).
Тест по подниманию туловища из положения лёжа в группе отличается и разница составляет 4,2 раза, t = 3,68, (Р < 0.05).
Удержание тела в висе на перекладине измерялось в секундах, разница – 13,15 сек., (Р < 0,05). Различия достоверны.
В беге на 1000 метров также выявлены достоверные различия, разница составляет 55,7 сек.., при δ – 46,13, t = 3,62, (Р < 0.05).
В таблице 6 мы наблюдаем динамику прироста различных видов выносливости в конце эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 6.
Достоверность различия показателей выносливости в экспериментальной и контрольной группах в конце эксперимента.
Тесты
Экспери-
менталь-
ная гр.
М1 m1
Контроль-
ная группа
M2 m2
δ
t
p
Сгибание разгибание
рук в упоре лёжа
(кол-во раз)
34,951,71
27,952,76
9,76
2,15
< 0.05
Бег 60 метров
9,410,18
9,590,22
0,87
0,64
> 0.05
Приседания за 1 мин.
65,03,07
61,053,37
13,77
0,88
> 0.05
Поднимание туловища
из положения лёжа на спине, (кол-во раз)
21,30,67
18,91,23
4,15
2,17
< 0.05
Удержание тела в висе
на перекладине (сек)
36,352,45
19,952,15
10,03
5,03
< 0.05
Бег 1000 метров
(сек)
267,37,36
320,09,81
37,44
4,3
< 0.05
Сравнение результатов в конце эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показало, что при числе степеней свободы ƒ=38 мы получили достоверные различия (Р < 0.05) по 4 испытаниям – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от пола, поднимание туловища из положения лёжа на спине, удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках и бег 1000 метров. В то же время по 2 тестам – приседания за 1 мин и бег 60 метров различия являются недостоверными.
Исходя из этого, можно утверждать, что разработанная нами методика является не эффективной для развития скоростной выносливости и силовой выносливости мышц ног. Поэтому в содержание наших карт-комплексов по развитию этих видов выносливости необходимо внести коррективы.
Разница в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа от пола в конце эксперимента в группах составляет 7 раз. При стандартном отклонении δ – 9,76, t = 2,15, (Р < 0.05). Различия достоверны.
Показатель скоростной выносливости в беге на 60 метров в группах отличается на 0,18, t = 0,64, (Р > 0.05), различия недостоверны.
Приседания за 1 мин – в этом тесте разница между группами составляет 3,95 раза, при δ – 13,77, t = 0,88, (Р > 0.05), при этом различия являются недостоверными.
В тесте по подниманию туловища из положения лёжа результаты в группах отличаются, разница составляет 2,4 раза, t = 2,17, (Р < 0.05).
Удержание тела в висе на перекладине измерялось в секундах, разница – 17 сек., при (Р < 0,05). Это различие достоверено.
В беге на 1000 метров также выявлены достоверные результаты, различие составляет 53 сек.., при δ – 37,44, t = 4,3
Для наглядности, данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, выражены в виде диаграмм (рис.1-6)
Сравнительные показатели развития уровня выносливости у мальчиков 13-14 лет в начале и в конце эксперимента.
Рис. 1. Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз).
Рис. 2. Бег 60 метров (сек.)..
Рис. 3. Приседания за 1 минуту (кол-во раз).
Рис. 4. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз).
Рис. 5. Удержание тела в висе на перекладине (сек).
Рис. 6. Бег 1000 метров (сек).
Конец эксперимента
Начало эксперимента
Выводы
1. Анализ научно методической литературы позволил разработать и проанализировать применение комплексов развития выносливости у учащихся 13 – 14 лет:
Проблемой развития выносливости занимались такие учёные, как А.А.Маркосян (1974 г), Ж.К.Холодов и В.С.Кузнецов (2000 г), З.И.Кузнецова (1967г), В.И.Лях (1998 г) разработал тесты для контроля за развитием физических качеств у школьников, в том числе и выносливости.
Изучив научно-методическую литературу, мы вышли на проблему развития и совершенствования общей и специальных видов выносливости.
2. В процессе подготовки педагогического эксперимента нами была разработана методика. Она включает в себя упражнения, направленные на развитие и совершенствование различных видов выносливости, но основное внимание уделялось развитию силовой, статической, скоростной и общей. Кроме этого наша методика предусматривала решение комплекса взаимосвязанных задач: воспитания учащихся, обучению их двигательным действиям.
Наша методика представляет собой разработанные карты-комплексы состоящие из строго дозированных упражнений по времени выполнения, числу повторений, серий, интервалам отдыха между повторениями сериями, характеру отдыха и методам организации пед. эксперимента.
Наша методика представляет собой результат непрерывного педагогического воздействия на учащихся в течении всего учебного года с целю развития различных видов выносливости. Упражнения карт-комплексов применялись в основной части урока и продолжались в течение 10-12 мин., включая и уроки лыжной подготовки.
3. Разработанная методика развития выносливости у учащихся 7-8 классов на основе урочных форм занятий в общеобразовательной школе проверена и её эффективность подтверждается следующими показателями, полученными в ходе пед. эксперимента:
- прирост показателей общей выносливости мальчиков экспериментальной группы составил 21%, в отличие от контрольной группы – 7%;
- прирост показателей специальной выносливости колеблется от 11% в беге на 60 метров, до 57% в висе на перекладине ( в контрольной группе от 5% до 15%);
- анализ межгрупповых различий показал, что мальчики экспериментальной группы, занимающиеся по предложенной нами методике, существенно превзошли своих сверстников из контрольной группы, занимающихся по общепринятой программе в силовой, статической и общей выносливости (Р < 0.05), хотя в скоростной и силовой выносливости мышц ног резличия носят недостоверный характер (Р > 0.05). По нашему мнению это объясняется недостаточным количеством средств, направленных на развитие этих видов выносливости.
Практические рекомендации.
При разработке нашей методики мы исходили из того, что длительность уроков в общеобразовательной школе всего 45 минут дважды в неделю, а на развитие основных физических качеств, времени отводится ещё меньше. И за этот короткий период времени учитель должен дать учащимся такой комплекс упражнений и заданий, чтобы параллельно формировались и совершенствовались основные двигательные навыки.
Для увеличения моторной плотности урока в нашей методике мы использовали такие методы, чтобы учащиеся постоянно находились в тренировочном процессе. Данными методами являются фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, индивидуально-круговой.
Для удобства работы по данной методике учащихся можно заранее ознакомить с упражнениями, подготовить в печатном виде индивидуальные карточки-задания и раздать их детям.
При недостатке какого-либо инвентаря его можно заменить аналогичным. Если дети не справляются с выполнением отдельных упражнений можно давать карточки с домашним заданием, включающие элементы тренировочных упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Анохин Н.К.. Очерки по физиологии функциональных систем. М:,
1968 г., - 128 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.- М.: Просве-
щение, 1990.- 287 с.
3. Ашмари Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978. – 160 с.
4. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека.
Киев, 1987 г. -226 с.
5. Белякова В. М. Стань сильным, ловким и выносливым.- М.: Физкультура
и спорт, 1984.- 23 с.
6. Богатырёв В. С. Методика развития физических качеств у юношей.-
Киров ВГПУ, 1995.
7. Булгакова Н.Ж. Проблема спортивной одарённости. // Спорт в
современном обществе: тезисы докладов Всемирного научного конгресса.
М:, 1974 г. – с.157-158.
8. Волков В. М. Спортивные способности детей.- М.: Физкультура и
спорт, 1981. – 21 с.
9. Гамза. Н. А. Подружитесь с физкультурой. Минск, Полымя 1985. - 8 с.
10. Гальчинский В.А, Ажицкий К.Ю.. О тренировке выносливости юношей
13-15 лет с использованием бега со скоростью на уровне анаэробного
порога. // Теория и практика физической культуры, №10, 1990 г.,
- с. 36-38.
11. Гужаловскии А.А.Физическая подготовка школьника. Челябинск, 1980
г., с -152 .
12. . Донской Д.Д.. Теория строения действий (физических упражнений). М.,
1990 г., - 20 с.
13. Дубровский В. И.Спортивная медицина.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
14. Под ред. С.П. Евсеева Теория и организация адаптивной физической
культуры. М: Советский спорт, 2002г. с-336-343.
15. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте./ Железняк Ю. Д., Петров П. К./- М.:
Академия 2002.- 261с.
16. Зациорский В. М.Физические качества спортсменов.- М.: Физкультура
и спорт, 1970. - 35 с.
17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена // Основы теории и
методики, 2-е издание. М: Физкультура и спорт, 1970 г. – 200 с.
18. Захаров Е. И.Развитие двигательных качеств школьников.- М.: Лептос,
1994. - 20 с.
19. Зайцева В.В.Биомеханические аспекты энергетики спортивных
движений. // Сборник научных работ. М: ГЦОЛИФК, 1984 г., - с. 86-98.
20. Карюгина Т.В. Чтобы дети знали, как быть здоровыми. // Физическая
культура в школе. №4, 1994 г. – 35 с.
21. Карпенко В.Б. Организация учебного процесса, направленного на
развитие выносливости школьников 10-12 лет на уроках физической
культуры. // Теория и практика физической культуры, №10, 1990 г.,
- с. 13-18
22. Качашкин В.М. Методика физического воспитания М: Просвещение,
1980 г., с -183-195.
23. Капустин А.Г. Совершенствование процесса физической подготовки
допризывной молодёжи (10-11 кл.) на основе взаимосвязи урочных и
внеурочных форм занятий. Автореф. канд. дис. – Киров 2003. – 23 с.
24. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств у школьников.- М.:
Просвещение, 1967. - 180 с.
25. Литвинов Е. Н.Физкультура! Физкультура!- М.: Просвещение, 1999. –
192 с.
26. Лях В. И Тесты в физическом воспитании школьников.- М.: Просвещение,
1998.- 270 с.
27. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития.
//Физическая культура в школе, №1, 1998 г., - с. 7-15.
28. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии.- М.: Просвещение,
1974. - 205 с.
29. Полиевский С. А. Физкультура в семье.- М.: Медицина, 1984.- 80 с.
30. Платонов В.Н.. Теория и методика спортивной тренировки. Киев, 1986 г.,
- с. 27-28.
31. Соловьёва И. А.Теория и практика на уроках физической культу-
ры. // Физическая культура в школе.- 2003. - № 8. - 25 с.
32. Сонькин В.Д. Физиология человека, т. 14, 1988 г., №2, - с. 248-255.
33. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М.: Академия, 2003. - 479 с.
34. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.. Теория и методика физического
воспитания и спорта. М: Асадема, 2000 г. – 105 с.
35. Юровский С. Ю. К стартам готов.- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 31 с.
36. Яруллинг Р. Х. Качества двигательной деятельности человека. // Теория
и практика физической культуры.- 1999. - № 8. - 20-21 с.
Результаты испытаний в экспериментальной группе
в начале эксперимента.
Сгиба-
ние
и разги-
бание рук
в упоре
лёжа
(раз)
Бег
60
метров
(сек.)
Присе-
дания
за
1 мин.
(раз)
Подни-
мание туло-
вища
из по-
ложе-
ния
лёжа
(раз)
Удержа-
ние тела
в висе на перекла-
дине (сек)
Бег 1000 метров (мин.
сек.)
1.Анфилатов
29
10,4
67
10
24
5.00
2.Бастроков
18
9,7
72
20
10
6.30
3.Буторин
30
9,7
30
16
12
5.30
4.Воронин
10
12,3
57
22
24
4.30
5.Гнусов
16
13,1
50
10
15
8.00
6.Дудников
24
9,4
63
13
40
4.20
7.Егоров
21
8,5
45
18
18
5.00
8.Катаев
29
8,4
60
15
25
5.30
9.Краев
22
9,1
65
24
60
6.22
10.Крысов
42
9,8
65
14
25
5.10
11.ларин
30
12,2
50
18
14
5.40
12.Лимонов
38
10,4
62
13
10
4.21
13.Митусов
24
10,8
30
20
25
5.04
14.Новиков
26
11,4
45
12
17
5.21
15.Носов
25
9,7
65
15
10
4.15
16.Рогов
30
9,9
54
25
15
6.27
17.Тетерин
33
10,6
61
20
40
6.18
18.Ушаков
26
11,4
63
22
35
4.50
19.Шуклин
29
9,2
61
17
20
4.39
20.Якимов
25
12,7
40
18
25
5.10
Результаты испытаний в экспериментальной группе
в конце эксперимента.
Сгиба-
ние
и разги-
бание рук
в упоре
лёжа
(раз)
Бег
60
метров
(сек.)
Присе-
дания
за
1 мин.
(раз)
Подни-
мание туло-
вища
из по-
ложе-
ния
лёжа
(раз)
Удержа-
ние тела
в висе на перекла-
дине (сек)
Бег 1000 метров (мин.
сек.)
1.Анфилатов
31
10,4
70
15
40
4.15
2.Бастроков
39
8,4
75
25
29
4.30
3.Буторин
40
9,3
35
18
35
3.30
4.Воронин
25
9,1
80
15
41
4.40
5.Гнусов
25
10,9
55
20
27
4.15
6.Дудников
26
10,2
85
25
49
4.10
7.Егоров
30
8,8
45
24
35
4.50
8.Катаев
31
7,9
65
21
30
5.00
9.Краев
41
9,0
70
15
60
4.37
10.Крысов
45
10,2
70
21
48
4.40
11.ларин
32
9,6
60
20
44
5.30
12.Лимонов
44
9,7
65
19
25
4.20
13.Митусов
26
10,9
40
25
48
4.23
14.Новиков
27
10,1
65
17
26
3.40
15.Носов
29
10,0
70
19
20
4.34
16.Рогов
32
9,4
70
25
26
4.40
17.Тетерин
50
8,0
80
26
45
4.10
18.Ушаков
53
8,2
70
25
37
3.43
19.Шуклин
44
9,1
65
26
35
4.23
20.Якимов
29
8,9
65
25
27
5.15
Результаты испытаний в контрольной группе
в начале эксперимента.
Сгиба-
ние
и разги-
бание рук
в упоре
лёжа
(раз)
Бег
60
метров
(сек.)
Присе-
дания
за
1 мин.
(раз)
Подни-
мание туло-
вища
из по-
ложе-
ния
лёжа
(раз)
Удержа-
ние тела
в висе на перекла-
дине (сек)
Бег 1000 метров (мин.
сек.)
1.Бастроков
25
10,9
50
22
25
5.30
2.Бастроков
34
9,8
65
20
40
4.20
3.Буланов
26
10,4
51
12
17
6.27
4.Волков
15
11,5
45
19
40
5.58
5.Воронов
22
11,2
40
21
10
5.40
6.Гурьев
10
9,6
20
11
0
7.20
7.Дуднов
12
9,0
35
14
0
5.45
8.Котов
21
8,4
60
13
25
5.04
9.Колмаков
23
10,2
40
16
35
5.41
10.Катаев
32
9,4
70
20
10
4.01
11.Листов
24
8,8
30
20
25
5.03
12.Липатов
10
8,6
20
10
0
7.20
13.Митусов
24
10,4
65
21
22
4.41
14.Норкин
25
11,7
62
21
30
5.30
15.Носков
14
12,1
65
14
10
5.20
16.Рысев
18
10,8
60
20
20
5.21
17.Трушков
37
10,9
64
20
15
4.30
18.Ушаков
30
9,4
75
19
20
4.50
19.Шуклин
46
10,2
75
20
20
5.20
20.Ястребов
42
9,0
70
19
40
4.23
Результаты испытаний в контрольной группе
в конце эксперимента.
Сгиба-
ние
и разги-
бание рук
в упоре
лёжа
(раз)
Бег
60
метров
(сек.)
Присе-
дания
за
1 мин.
(раз)
Подни-
мание туло-
вища
из по-
ложе-
ния
лёжа
(раз)
Удержа-
ние тела
в висе на перекла-
дине (сек)
Бег 1000 метров (мин.
сек.)
1.Бастроков
25
10,1
50
16
25
5.30
2.Бастроков
50
10,0
70
21
35
5.13
3.Буланов
36
9,2
60
15
20
5.20
4.Волков
20
9,4
65
14
35
5.21
5.Воронов
35
9,7
70
21
12
4.57
6.Гурьев
8
8,9
30
11
0
6.30
7.Дуднов
7
9,3
45
17
0
5.50
8.Котов
21
8,6
70
15
25
5.03
9.Колмаков
21
9,4
61
22
30
4.40
10.Катаев
45
9,4
70
30
19
4.00
11.Листов
23
9,1
52
21
25
5.30
12.Липатов
5
8,5
22
10
0
6.40
13.Митусов
25
8,2
66
20
22
4.58
14.Норкин
48
11,7
61
23
28
6.35
15.Носков
24
11,6
70
16
20
6.35
16.Рысев
16
9,4
65
19
21
5.21
17.Трушков
35
10,4
75
24
14
4.35
18.Ушаков
28
9,8
71
20
18
4.53
19.Шуклин
46
10,3
75
20
15
4.28
20.Ястребов
41
8,7
73
23
35
4.41
Содержание карт-комплексов
по развитию различных видов выносливости
на уроках лёгкой атлетики ( 1 - 4 ), баскетбола ( 5 ),
волейболу ( 6 ), гимнастики ( 7 - 8 ),
лыжной подготовки (9 – 10),
Карта-комплекс 1
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми
(с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Бег на ме-сте с высо-ким подни-маниием бедра в максималь-ном темпе
5
2-3
10-15
2
30-40
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Фронтальный
2. Бег 30 метров с высокого старта
-
3
20
2
50
Групповой
3. Подтяги-вание из положения виса
-
6-8
-
2
40
Групповой
4. В висе на переклади-не поднима-ние прямых ног до угла 90.
-
8-10
-
2
50
Групповой
5. Бег 150 метров (90% интен-сивности)
-
2-3
80-90
1
-
Фронтальный
Карта – комплекс 2
использовалась в разделе лёгкой атлетики
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми
(с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Поднима-ние прямых рук через стороны с гантелями
5 кг.
-
13-15
-
2
30-40
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Фронтальный
2. Приседа-ния.
30
-
-
3
30-40
Фронтальный
3. Поднима-ние тулови-ща из поло-жения лёжа на животе на скамейке с макси-мальной амплитудой
-
20
-
2
40
Групповой
4. Прыжки на двух ногах через барьеры высотой
40 см.
-
8-10
-
2
30
Групповой
5. Бег 120 метров (90% интен-сивности)
-
3-4
80-90
1
-
Фронтальный
Карта-комплекс 3.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми
(с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Метание набивного мяча (2 кг.) двумя рука-ми из-за головы
-
7-8
-
2
30
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Групповой
2. Челноч-ный бег 4*15 м.
-
2
40
1
-
Групповой
3. Прохож-дение по рукоходу
-
2
50
1
-
Поточ-ный
4. Удержа-ние угла 90 на перекла-дине
8
2
60
1
-
Групповой
5. Бег 300м. +200м.+100м.
-
-
60-90
1
Фронтальный
Карта-комплекс 4.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми
(с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Прыжки через ска-калку
30
-
-
3
30
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Фронтальный
2. Поднима-ние тулови-ща из поло-жения лежа на спине, ноги сог-нутые в коленях удерживает партнёр
-
20-25
-
2
50-60
Групповой
3. Перенос-ка партнёра за спиной (30 м.)
-
3
50
1
-
Групповой
4. Ходьба на руках ноги удерживает партнёр
(10 м.)
-
2
40
1
-
Групповой
5. Эстафет-ный бег 4*100 м.
-
2
-
1
-
Поточ-ный
Карта-комплекс 5.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Прыжки боком на двух ногах через гим-настичес-кую скамей-ку с прод-вижением вперёд
20
-
-
3
40-50
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Передача набивного мяча (2 кг.) из-за голо-вы сидя, ноги врозь по высокой траектории
-
13-15
2-3
2
50
Групповой
3. Подним-ние прямых ног из поло-жения лёжа с зажатым между сто-пами бас-кетбольным мячом
-
10-12
2-3
2
40
Фронтальный
4. Подтяги-вание рука-ми лёжа на спине на наклонной скамейке
-
2-3
20
1
-
Поточ-ный
5. Челноч-ный бег с ведением баскетболь-ного мяча 10*10 м.
-
2
50-60
1
-
Групповой
Карта – комплекс 6.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Прыжки в глубину с высоты
50-60 см. с последующим резким прыжком вверх
-
6-7
5
2
30-40
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Передачи мяча над собой
-
20
-
2
50
Фронтальный
3. Передачи мяча во встречных колоннах через сетку
-
20
-
2
40
Групповой
4. Сгибание и разгиба-ние рук в упоре лёжа с хлопком
-
10
3-5
1
-
Фронтальный
5. Выпрыги-вание из положения приседа с отягощени-ем 10 кг.
-
8-10
3-5
2
60
Групповой
Карта – комплекс 7.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Лазание по канату
-
2
40
1
-
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Из виса подъём переворо-том в упор
-
3-5
-
2
60-90
Инди-виду-альный
3. Сгибание и разгиба-ние рук в упоре на брусьях
-
8-10
-
2
60
Групповой
4. Прыжки на скакалке в среднем темпе
-
100
-
2
60
Фронтальный
5. Бег в среднем темпе
3,5-4 мин
-
-
1
-
Фронтальный
Карта – комплекс 8.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Вис над переклади-ной не каса-ясь подбо-родком
30
3
60
1
-
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Перенос-ка партнёра различными способами 30м.
-
3
50-60
1
-
Групповой
3. Лёжа на животе на гимнастическом коне, держась за рейку гим-настической стенки, про-гибаясь быстро под-нять ноги вверх
-
10-12
-
3
50
Групповой
4.Прыжки на скакалке с чередова-нием ног
по 20с. на каждой
-
-
2
40
Фронтальный
5.Бег в среднем темпе с длинным кувырком через пре-пятствие на каждом кру-ге (высота 80 см.)
3-3,5 мин.
-
-
-
-
Фронтальный
Карта – комплекс 9.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Продви-жение на санках по прямой трассе отталкива-ясь руками 30 м.
-
2
50
1
-
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Поточ-ный
2. Пробега-ние без лыж по глубо-кому снегу 40 м.
-
2
30
1
-
Групповой
3. Перевоз-ка партнёра на санках с максималь-ной скорос-тью 60 м.
-
3
40
1
-
Групповой
4. Прхожде-ние дистан-ции на лы-жах 500 м.
(интенсив-ность 90%)
-
2
90
1
-
Поточ-ный
Карта – комплекс 10.
Упражнение
Время
выпол-нения
(с)
Число
повто-рений
Интер-вал
отдыха
между
повто-рения-ми (с)
Число
серий
Интер-вал
отды-ха
между
серия-ми (с)
Харак-тер
отдыха
Мето-ды орга-низа-ции
уч-й
дея-ти
1. Приседа-ния на лы-жах с пре-одолением сапротивле-ния партнё-ра
-
20
-
2
50
Ходь-ба, упраж-нения
на дыха-ние и на рас-слаб-ление
Групповой
2. Прбега-ние на лы-жах по глу-бокому сне-гу 50 м.
-
2
40
1
-
Групповой
3. Подъём в гору сред-ней крутиз-ны в сред-нем темпе 75 м.
-
3
60
1
-
Поточ-ный
4. Прхожде-ние дистан-ции на лы-жах 800 м.
(интенсив-ность 90%)
-
2
90
1
-
Поточ-ный
HYPER13PAGE HYPER15
53