Публикации
"Методы обучения каллиграфии младших школьников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы обучения каллиграфии младших школьников"
Автор: Павлова Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы обучения каллиграфии младших школьников"
Автор: Павлова Ирина Анатольевна
Методы обучения каллиграфии младших школьниковКаллиграфия-это тонкое и сложное искусство. Чтобы написать ровно и красиво, необходимо овладеть этим искусством. Если не получится с первого раза, придется начать заново. Каллиграфия не терпит исправлений. Буквы должны быть ровными, четкими, с красивым наклоном и правильным соединением.Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной. На мой взгляд, причинами данной проблемы являются ограниченность времени, которое педагог может посвятить индивидуальной работе по отработке навыков письма; занятость родителей, которые просто не в состоянии систематически уделять внимание закреплению навыков, данных педагогом, а порой и просто непонимание значимости данной проблемы. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.В соответствии с ФГОС НОО обучающиеся начальных классов должны освоить метапредметные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Одна из составляющих этого умения является грамотная письменная речь.Но может ли первоклассник или среднестатистический ученик начальной школы сразу начать писать красивым почерком? Я думаю, что любой из вас понимает, что для получения такого результата придется проделать колоссальную работу. Таким образом, мы приходим к осознанию того, что к каллиграфии можно отнести не только результат в виде красивого почерка, но и весь процесс предшествующий его созданию.Процесс письма у ребенка распадается на множество самостоятельных действий. Для начала ребенок должен правильно сесть за парту (стол) и только определенным образом, и никак иначе, расположить руки и ноги. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, верно расположить тетрадь на столе. Учась писать букву, ребенок вспоминает ее форму, элементы, размещает ее на строке в тетради, учитывая разлиновку, вспоминает как будет двигаться ручка по строке. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда ребенок пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья.Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно.Каллиграфический навык относят к функциональным возможностям организма. Это основа интеллектуального развития ребенка. Усвоение этого навыка успешно происходит через детское творчество: рисование, аппликация, лепка, конструирование. Эти виды деятельности рождают потребность в освоении и понимании формы и пространства, что очень схоже с действиями в каллиграфии. В обучении письму дошкольников можно выделить несколько базовых принципов: принцип наглядности; принцип сознательности; принцип повторяемости; принцип нарастания сложностей; Рассмотрим подробнее каждый из принципов:Принцип наглядности.Демонстрация процесса письма ребенку. Процесс демонстрации необходим для более точного понимания изображения элемента и буквы целиком. Невозможно обеспечить качественный процесс написания только на основе устного объяснения. В идеале важен трехсторонний процесс: озвучивание-демонстрация-практика (отработка, повторение). Подражание и копирование - главные действия для усвоения информации и формирования навыка.Принцип сознательности.Этот принцип говорит, что необходимо подробно и точно объяснять приемы и умения, которые необходимо сформировать педагогу у обучающегося. Очень важно, чтобы ребенок не просто увидел, но и понял процесс написания. На начальном этапе освоения навыка письма необходимо, чтобы ученик освоил порядок написания букв, условия и правильность написания высоты букв, правильное положение ручки в руке, правильная посадка и расположение рук при письме. Принцип повторяемости.При этом принципе тренируется автоматизация навыка письма. Именно правильное повторение написания элементов и букв и повторного их написания помогает совершенствовать этот навык. Особенно этот процесс важен на начальном этапе освоения письма. Принцип нарастания сложностей.Этот принцип подразумевает изучение от простого к сложному. Это очень просто объясняется: вначале происходит изучение элементов букв, далее - написание буквы, после -сочетания букв, т.е. их соединение. Этот принцип является основным. Он основан на работе с формой буквы. Буквы существуют разные, какие-то из них графически понятны, некоторые более сложные по написанию, что и предполагает нарастание сложностей.Перечисленные принципы определенно имеют важность для обучения письму. Они являются основой и опорой для развития навыка письма. Не менее важны и методы, следуя которым можно сформировать этот навык.Можно выделить несколько этапов начального обучения чистописанию.Изучение печатных букв Промежуток от 5 до 7 лет. Когда вы чувствуете, что базовые графические навыки уже сформированы, то можно очень актуально практиковать это на занятиях по подготовке к школе. Детям необходимо владеть образами печатных букв. Если мы проскочим это этап, то осознано замедлим формирование навыков чтения. Для лучшего усвоения материала ребёнок должен пройти через три основных канала восприятия: зрительный, слуховой и сенсорный.2.Изучение элементов прописных букв Дошкольный или до букварный период. Когда дети уверенно овладели образами печатных букв и готовы к написанию. Тетради в частую косую линию образуют разлиновку из ячеек, каждая такая ячейка позволяет ребёнку при правильном использовании контролировать не только высоту, но их ширину и наклон, в отличие от обычной узкой линейки. Частая разлиновка делает обучение ребёнка проще, следовательно, результат лучше.3.Работа с прописными буквами в тетрадях в частую косую линиюСамое важное на этом этапе - научить детей правильно пользоваться тетрадями. Основные принципы письма в частую косую линию:все наклонные линии букв идут строго по наклонным линиям тетради ширина одного элемента соответствует ширине ячейки в которой он находится высота букв соответствует высоте строки Переход в тетради в узкую линию Этот этап стоит осуществлять когда навык работы с прописными буквами закреплён и автоматизирован. Зрительные восприятия и мышцы руки должны были запомнить, что от них требуется, соблюдения наклона и поддержание ширины, а значит уже без опоры на наклонные линии.Переход в тетради в широкую линию Этот этап нужно осуществлять в середине 3 класса. Единственная трудность состоит в том, что для опоры у ребёнка остаётся только нижняя строка. Соответственно от ребенка требуется контроль не только за наклонном и шириной букв, но и за их высотой. С этого момента подчерк становится самостоятельным и крайне важно, что бы когда приобретая свой характер не ушёл слишком далеко от общих принятых норм каллиграфии.В системе обучения письму широкое распространение получили следующие методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Этот метод был популярен в 19 веке. Дети должны были обводить буквы в специальной тетради, написанной педагогом слабой линией. С помощью этого процесса у детей формировался навык письма. Основа метода - длительное обведение образов, повторение правильных форм, что прививает привычку соединять элементы и писать последовательно, красиво, правильно. В современной практике используются элементы этого метода. Есть специальные тетради с примерами букв и слов, которые дети обводят по точкам или еле заметным линиям. При коррекции почерка данный метод может быть достаточно эффективен. Однако, многие педагоги считают, что обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению графическим навыком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Тем не менее, на мой взгляд, умелое применение этого метода может дать определенный эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка. Линейный метод появился еще в 18 веке. Суть данного метода-ограничение высоты, ширины, наклона букв с помощью линий. Нам он знаком как тетрадь в косую линейку, которая и сегодня очень распространена. Благодаря вспомогательной сетке, удавалось писать буквы и слова с одинаковой высотой, шириной буквы, определяя верный наклон, расстояние между элементами букв.Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что посчитали, что она лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Сегодня используются тетрадки в одну и две линейки, что значительно упрощает усвоение навыков работы с высотой букв, с коррекцией движения рукой при письме.Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем более сложные. Письмо состоит из линий различного направления и формы. Этот метод был описан немецким художником и гравёром Дюрером. По его мнению, основа письма - это самая элементарная геометрическая фигура, которую постепенно усложняют, доводя до самой сложной. Таким образом, буквы формируются в группы в соответствии со сходством их элементов и по возрастающей сложности. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот метод применялся Песталоцци. Ритмический (тактический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В этом методе можно распознать схожесть с методиками обучения скоростному чтению, где в одном из методов тоже используется ритм и звук. Ритмический метод удобен для фронтальной работы с группой, позволяет установить оптимальную скорость письма. Но применять такой метод можно скорее для разнообразия обучения письму, чем в качестве основного. Он отнимает много времени, энергии и сил ученика. Со временем этот процесс может наскучить, утомить и притупить интерес ребенка к обучению. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению необходимой скорости письма. Важно помнить, что данный метод хорош для уровня, когда ребенок уже освоил начертание букв в ровном спокойном темпе и его уже ничего не будет отвлекать. Метод хорош для тренировки скорописи.Метод Карстера получил свое название по имени его создателя – английского педагога Иосифа Кластера. Он заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Вначале это освоение написания простых и крупных элементов, после-буквы, далее-слова. Важно научить ребенка освоить навык работы с пространством листа, направление письма, достичь легкости письма. Такие упражнения выполняются без дополнительной разлиновки.По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «росчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.В практике обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих методов на определенных этапах обучения письму.Каллиграфия – это не просто искусство, а проявление культуры и уважения пишущего к читающему.Литература:Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте. Емва, 2015г. 139 стр. Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. Кириллова М.И. Агаркова, Н.Г. Конструирование букв - ведущий прием в обучении шестилетних детей письму. Начальная школа. – 1989. – № 12. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В. Джежелей: пособие. – М.: Дрофа, 2002. Безруких, М.М. Учимся писать буквы. – М.: Ювента, 2015. Боголюбов, Н.Н. Методика чистописания. Учеб. пособие для пед. училищ. – Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 16. Милютина А.А. Практикум по каллиграфии. Учебно-практическое пособие. Челябинск, 2020.