Публикации Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста: основные направления и способы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста: основные направления и способы
Автор: Головашкина Ирина Сергеевна

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста: основные направления и способыМотивацией школьников на ведение здорового образа жизни может быть создание положительных эмоций при освоении знаний, формирование у младших школьников нравственного отношения к своему здоровью. Школьник должен знать и осознавать, что здоровье человека – это важнейшая ценность.Значимую роль в формировании представлений о здоровом образе жизни у младшего школьника играет деятельность педагога-психолога.Целью работы педагога-психолога является создание психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения.Одним из видов помощи ребёнку является психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым.Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем.Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития ребёнка.В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:- определение степени готовности ребёнка к обучению в школе, обеспечение успешной адаптации к школьным занятиям;- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;- систематическое отслеживание психологического статуса ребёнка и динамики его психологического развития;- создание психологических условий для оказания помощи школьникам, у которых есть проблемы в психологическом развитии.Поэтому, одно из важных направлений в работе педагога-психолога является укрепление и сохранение здоровья детей. Для формирования представлений у младших школьников о здоровом образе жизни педагог-психолог должен:- обращать внимание школьников на особенности их организма и здоровья;- расширять представления о составляющих здорового образа жизни (движение, сон, правильное питание, солнце, воздух, вода);- расширить представления о роли гигиены и режима дня для здоровья;- показать зависимость человека от правильного питания;- учить характеризовать своё самочувствие;- раскрыть возможности здорового человека.В качестве основных методов по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников педагог-психолог может использовать артикуляционную гимнастику, игровые упражнения, беседы, физкультминутки, дыхательные упражнения и т.д.Развитие навыков в процессе формирования здорового образа жизни имеет огромное значение для развития таких психических процессов как память, внимание, речь, мышление, воображение, развитие волевых качеств.Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения процесса формирования здорового образа жизни в начальной школе являются:- сохранение и укрепление психологического здоровья;- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;- формирование активного отношения к своему здоровью, овладение приёмами и навыками здорового образа жизни; - мониторинг уровня сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.Сначала педагог-психолог проводит диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни школьников и их психического здоровья. По результатам диагностики планируется индивидуальная и групповая работа с младшими школьниками по формированию представлений о здоровом образе жизни. Далее идёт коррекционная работа (индивидуальная и групповая, активно применяется песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия); развивающая работа (индивидуальная, групповая); просвещение и психопрофилактика (выступления на педсоветах, организация и проведение семинаров-тренингов, проведение круглых столов).