Публикации
Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Автор: Клемешова Нина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Автор: Клемешова Нина Сергеевна
Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школеКлемешова Нина Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиРаботая в школе более 8 лет, изучив особенности детей младшего школьного возраста, пришла к выводу: игра является необходимой, неотъемлемой частью обучения. Я. Коменский подчеркивал, что «дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». С самого раннего возраста дети познают мир через игру. Приходя в школу, в жизни ребенка начинается новый этап, главным компонентом которого становится учебная деятельность. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, способствует приобретению знаний. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предметам, т. к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Использование игровых моментов на уроках математики - один из вариантов повышения мотивационной составляющей, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игровая деятельность содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Проводя игру, обязательно нужно помнить, что детям даются сложные учебные задания, а в игру их превращает педагог. При выполнении всех условий, дидактическая игра помогает учащимся в непринуждённой форме овладеть учебным материалом по математике, развивая при этом их познавательные способности. Дидактические игры кратковременны (10–20 мин.), педагог должен следить за тем, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно это в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи. В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития.Математика – одна из наиболее трудных предметов. Все любят сказки, на уроках математики применение игры с элементами сказки вызывает у детей радость, внимание, интерес. Первоклассникам нравится, когда приходят сказочные или мультипликационные герои. Дети отправляются в путешествия, сталкиваются и преодолевают препятствия, выполняют задания героев, отгадывают ребусы и загадки. Игровые технологии придают обучению яркую окраску и способствуют повышению усвоения материала.При обучении второклассников на уроках математики использую игровые ситуации на различных этапах урока. Например, игры-соревнования по командам. Данный вид работы помогает совместно находить решения того или иного задания. При обучении учащихся 3-4 классов применяю игры повышенной сложности. Например, при обобщении и повторении блока изученных тем предлагаю игру-соревнование «Знатоки математики», «Математический марафон», «Блиц-турнир», где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. Например:1. Год назад Лене было 5 лет. Сколько лет ей будет через 2 года? 2. Два отца и два сына съели три апельсина. Поскольку съел каждый из них? 3. 3 кг яблок стоят 30 р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок? Закрепление изученного материала провожу с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лотеВ заключении можно сделать вывод, игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не скучное занятие. При комплексном использовании игровых технологий можно добиться хороших результатов, т.к. игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету