Публикации Нетрадиционные техники рисования в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные техники рисования в начальной школе
Автор: Клемешова Нина Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования в начальной школе Клемешова Нина Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиРазвитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной функции обучающихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится формированию творческого потенциала каждого ребенка. Одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование. Яркие краски вносят разнообразие в жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. В своей работе часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбораСамый простой способ нестандартного рисования, которые использовали со своими учениками, — это рисование ватными палочками. Данный прием развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. Однако больший восторг у моих учеников вызывает правополушарное рисование. Эта техника основана на теории американского невролога Р. Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают совершенно за разные виды деятельности. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое — за образное. Правополушарное рисование позволяет развивать инициативность, способность легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, стирает барьеры «я не смогу», «у меня не получится». Рисунки в таком решении практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха. Для работы в этой технике нужны гуашь, водя, сухая тряпочка, но главное — кисти разных размеровРисунки в таком решении практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха. Для работы в этой технике нужны гуашь, водя, сухая тряпочка, но главное — кисти разных размеров. Особенность правополушарного рисования в том, что необходимо сначала «загрунтовать» лист бумаги. Со своими учениками первоначально покрывали альбомный лист гуашевой краской (обязательно с детьми под лист подкладывали основу из простой бумаги). Затем для создания фона ставили цветные точки по всему листу. Например, если рисовали осеннюю картину, то больше использовали желтые, красные цвета, добавляли немного коричневого, чтобы получить фон «золотой осени»; если изображали морской пейзаж — тогда использовали синие, желтые, зеленые краски. У одних ребят море имело голубовато-бирюзовый оттенок, у других — темно-зеленый. После этого набирали на кисточку белую или цветную краску и растушевывали по всему листу (во время работы говорили детям, что можно спокойно выходить за границы листа, т. к. мы подкладывали основу из простой бумаги). Когда фон высыхал, прорисовывали отдельные детали кисточками меньшего размера уже в соответствии с задуманным сюжетом. Формированию художественного вкуса способствовала также встреча с местным художником Хирса Андреем Анатольевичем, которого приглашали на классные часы и уроки изобразительного искусства. Другим увлекательным занятием для наших четвероклассников стала пластилиновая живопись. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем. Благодаря такому приему была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Пластилинография - это в первую очередь такой вид искусства, который соединяет в себе жанры объемного изображения и плоскую живопись. Конечно, главным инструментом при рисовании пластилином являются руки художника, однако, на сегодняшний день, существует большое разнообразие и других вспомогательных инструментов, одними из них является использование одноразовых медицинские шприцов без игл. С их помощью можно не только детализировать и сделать более выразительными части предмета, но и получить большое количество одинаковых предметов картины.Таким образом, нестандартные методы, применяемые в организации занятий, вызывают у детей желание рисовать, способствует проявлению любознательности, одаренности, продуктивности, потенциала. Кроме того, считаю, что при таком подходе младшие школьники становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными в своих силах и способностях