Публикации
«Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»
Автор: Чумакова Яна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»
Автор: Чумакова Яна Владимировна
308036, г.Белгород, улица им. Шумилова М.С., д.48 т. 8(4722) 23-26-82Методические рекомендации:«Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»Разработчик: Чумакова Я.В. учитель истории и обществознанияг. Белгород2023 г.СодержаниеПояснительная запискаАктуальность. Актуальность применения индивидуальных образовательных маршрутов для повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении обусловлена следующими факторами:Развитие личности учащегося становится приоритетной задачей образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Необходимость учёта индивидуальных особенностей ребёнка для формирования комплекса умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации). Индивидуализация образования считается идеальной концепцией для обучения по индивидуальным образовательным программам. Противоречие между традиционной системой организации образовательного процесса и необходимостью включения индивидуальных маршрутов для повышения результативности достижений одарённых детей. Согласно ФГОС образовательная программа должна обеспечивать развитие у обучающихся способностей к самопознанию, формирование личностных ориентиров и установок, умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, а также построение индивидуального образовательного маршрута.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это программа образовательной деятельности обучающегося, разработанная исходя из его интересов, способностей и возможностей. ИОМ является одним из инструментов персонализации образования и позволяет адаптировать процесс обучения под каждого конкретного ребёнка.Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов позволяет образовательным учреждениям более эффективно работать с одарёнными детьми, вовлекая их в конкурсное и олимпиадное движение, что способствует развитию их творческих способностей и успешной социализации.Основная цель работы: повысить результативность в конкурсном и олимпиадном движении одарённых детей, через внедрение индивидуальных образовательных маршрутов и обобщение приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.Задачи методических рекомендаций:- анализ нормативных документов;- внедрение индивидуальных образовательных маршрутов;- обобщение приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.Ожидаемые результаты применения индивидуальных образовательных маршрутов включают:развитие творческих способностей и критического мышления учащихся; повышение мотивации и интереса к обучению; улучшение успеваемости и качества знаний; формирование навыков самостоятельной работы и самообразования; развитие коммуникативных и лидерских качеств; подготовка к успешной самореализации в будущем. 1. Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движенииЦелевой компонент ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) Создание оптимальных условий для раскрытия потенциала и развития уникальных способностей одаренных детей - ключевая задача работы с ними. Поддержка, обучение и воспитание таких детей направлены на развитие их индивидуальных талантов.Поддержка талантливых учеников основывается на работе учителя. Она осуществляется через индивидуальный образовательный путь учащегося, который формируется благодаря сотрудничеству учителя и ученика. Первый шаг — общая оценка высокомотивированных детей с целью определения одарённых. При определении одарённых детей учитываются:уровень развития способностей, достигнутый на определённом этапе развития; особенности индивидуальных проявлений одарённости, связанных с попытками её реализации в определённых видах деятельности; потенциальные возможности ребёнка. Выявить способности одаренных детей помогает взаимодействие с классными руководителями и психологом. Была проведена диагностика педагогом-психолог на выявление общей одаренности обучающихся МБОУ ЦО №6 «Перспектива». Использовалась «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева)».Работа направлена на повышение качества образования через раннее выявление и развитие способностей, обучающихся по направлению «Интеллектуальная сфера». Для этого необходимо: совместно с социально-психологической службой школы разработка индивидуального маршрутного плана работы с одаренными детьми; разработка и внедрение современных технологий в учебный процесс на основе изучения интересов и склонностей детей; формирование у детей убеждений о необходимости максимального проявления своих способностей. Учащиеся будут стимулированы к развитию своих познавательных активностей, умений проводить исследования и использовать научные методы. Результаты диагностики создают основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка.Создав банк информации об одаренных детях в области общественных наук, можно вести целенаправленную работу по стимулированию их способностей. В настоящий момент я осуществляю сопровождение пяти одаренных детей в области гуманитарных наук: Старикова Полина, Макайденко Дария, Глазунов Кирилл, Попов Олег, Руденская Злата.При разработке индивидуальных программ развития одаренных детей учитываются рекомендации психолога: 1) учитывается совместное обсуждение предполагаемых результатов сотрудничества, затем определяется статус работы каждого субъекта; 2) проводится диагностика уровня одаренности; 3) определяются затруднительные моменты и пути их преодоления. Важной частью процесса является совместный анализ результатов деятельности, направленной на развитие одаренности. Это способствует созданию индивидуального плана развития и помогает дальнейшему проектированию работы с учащимися.В процессе обучения ученики активно участвуют в междисциплинарных проектах. Педагог регулярно руководит защитой проектов, а индивидуальные планы работы разрабатываются в сотрудничестве с коллегами-предметниками.В результате сопровождения одаренных детей в области гуманитарных наук удалось добиться следующих результатов:Таблица 1.Таким образом, разработка и реализация индивидуальных программ развития различных категорий, обучающихся показала положительный результат.II. Содержательный компонент ИОМШаблон индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными детьми. Направление: олимпиадное движениеШаблон индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными детьми. Направление: конкурсное движениеIII. Технологический компонент ИОМТехнологии:—проблемного обучения;Технологии проблемного обучения предполагают организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, развивают познавательную активность, творческое мышление и другие личностно значимые качества.— разноуровневого и дифференцированного обучения;Технология разноуровневого и дифференцированного обучения учитывает индивидуальные способности и интересы учащихся, поощряет реализацию их творческого потенциала.— критического мышления;Технология критического мышления помогает анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения.— информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);Информационно-коммуникационные технологии расширяют рамки образовательного процесса, повышают его практическую направленность и интенсифицируют самостоятельную работу учащихся.—технологии личностно-ориентированного обучения (портфолио, педагогика сотрудничества); Технологии личностно-ориентированного обучения, такие как портфолио и педагогика сотрудничества, помогают учащимся развивать свои компетенции и учиться самостоятельно.— ТРИЗ-технологии;ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) направлена на развитие творческого мышления и поиск нестандартных решений проблем.III. Диагностический компонент ИОМДиагностика индивидуальных особенностей детей включает следующие аспекты:1.Беседы и анкетирование родителей. Знания родителей используются для определения интересов, поведения, навыков самообслуживания, речи, интеллекта и социальных навыков ребёнка. Основная цель бесед — установление контакта с родителями, знакомство с ребёнком и определение основных направлений сотрудничества с детским садом.2.Диагностика развития ребёнка. Специалисты проводят диагностику развития ребёнка, обращая внимание на различные области, такие как психическое развитие, взаимодействие с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций и адаптация в новой среде.3.Наблюдение за поведением в группе. Педагоги оценивают уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, самостоятельности и активности, интересы и другие аспекты. Для наблюдения используются различные техники, такие как регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты наблюдений, журналы наблюдений и видеонаблюдение.Диагностика:- Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическоеобследование)- Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка- Подбор методик, определение методов и приемов работы.Современные методы выявления одарённости можно разделить на три категории:- для определения одарённости детей;- для оценки предрасположенности педагогов к работе с одарёнными учениками;- для обнаружения и распознавания способностей детей их родителями.Система работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании основана на совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с ребёнком, группой детей и родителями.2. Приемы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознанияДля организации учебного процесса для развития познавательной активности обучающихся посредством использования парной и групповой работы на уроках истории и обществознания необходимо сгруппировать приемы и методы. Обобщенные приемы и методы представлены в таблице.Алгоритм использования парной и групповой работы на различных этапах урока с применением методов и приемов, которые направлены на развитие познавательной активности обучающихся. Таким образом, были выявлены наиболее эффективные приёмы, методы и формы активизации познавательной деятельности учащихся. Также удалось повысить интерес к преподаваемому предмету, развить мотивацию учебной деятельности, повысить результативность обучения и подготовить учеников к предметным олимпиадам и конкурсам.ЗаключениеИндивидуальные образовательные маршруты помогают одарённым детям развиваться в соответствии с их интересами и способностями. Они обеспечивают более высокий уровень сложности заданий, помощь и поддержку со стороны педагогов, а также использование межпредметных связей для решения задач. Это способствует всестороннему развитию детей и созданию благоприятных условий для реализации их потенциала.Индивидуальные образовательные маршруты для одарённых детей должны строиться на следующих принципах:Обучение на более высоком уровне трудности: детям нужно давать сложные задания, чтобы они могли развивать свои способности. Помощь, а не наставление: педагоги должны поддерживать инициативу детей и помогать им преодолевать трудности. Анализ и самостоятельное решение проблем: детей нужно учить анализировать ситуации и находить решения самостоятельно. Использование межпредметных связей: это помогает детям видеть связь между различными областями знаний и применять знания из разных предметов для решения задач. Создание обогащённой предметной и образовательной среды: необходимо обеспечить доступ к ресурсам и материалам, которые помогут детям развиваться. Психолого-педагогическая поддержка: детям нужна поддержка специалистов, которые помогут им справиться с возможными трудностями и развить свои таланты. Применение новых образовательных технологий: использование современных методов и подходов может сделать обучение более интересным и эффективным. Индивидуальный образовательный маршрут создаётся совместно с ребёнком, его родителями и ведущим педагогом с учётом особенностей, интересов и потребностей ребёнка, профессионализма педагогического коллектива и материально-технической базы образовательного учреждения.Список использованной литературыБелова Е. Одаренные дети // Дошкольное воспитание.-1991.-№4.-С69- 75. Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации// Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 937-943. Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия // Модернизация образования. 2016. – С. 139-141. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. -М.:- 1996. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Народная асвета, 1975. — 208 с.