Публикации «Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»
Автор: Чумакова Яна Владимировна

308036, г.Белгород, улица им. Шумилова М.С., д.48 т. 8(4722) 23-26-82Методические рекомендации:«Применение индивидуальных образовательных маршрутов как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении»Разработчик: Чумакова Я.В. учитель истории и обществознанияг. Белгород2023 г.СодержаниеПояснительная запискаАктуальность. Актуальность применения индивидуальных образовательных маршрутов для повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении обусловлена следующими факторами:
  • Развитие личности учащегося становится приоритетной задачей образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Необходимость учёта индивидуальных особенностей ребёнка для формирования комплекса умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации).
  • Индивидуализация образования считается идеальной концепцией для обучения по индивидуальным образовательным программам.
  • Противоречие между традиционной системой организации образовательного процесса и необходимостью включения индивидуальных маршрутов для повышения результативности достижений одарённых детей.
  • Согласно ФГОС образовательная программа должна обеспечивать развитие у обучающихся способностей к самопознанию, формирование личностных ориентиров и установок, умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, а также построение индивидуального образовательного маршрута.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это программа образовательной деятельности обучающегося, разработанная исходя из его интересов, способностей и возможностей. ИОМ является одним из инструментов персонализации образования и позволяет адаптировать процесс обучения под каждого конкретного ребёнка.Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов позволяет образовательным учреждениям более эффективно работать с одарёнными детьми, вовлекая их в конкурсное и олимпиадное движение, что способствует развитию их творческих способностей и успешной социализации.Основная цель работы: повысить результативность в конкурсном и олимпиадном движении одарённых детей, через внедрение индивидуальных образовательных маршрутов и обобщение приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.Задачи методических рекомендаций:- анализ нормативных документов;- внедрение индивидуальных образовательных маршрутов;- обобщение приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.Ожидаемые результаты применения индивидуальных образовательных маршрутов включают:
  • развитие творческих способностей и критического мышления учащихся;
  • повышение мотивации и интереса к обучению;
  • улучшение успеваемости и качества знаний;
  • формирование навыков самостоятельной работы и самообразования;
  • развитие коммуникативных и лидерских качеств;
  • подготовка к успешной самореализации в будущем.
  • 1. Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения результативности участия одарённых детей в конкурсном и олимпиадном движении
  • Целевой компонент ИОМ (индивидуального образовательного маршрута)
  • Создание оптимальных условий для раскрытия потенциала и развития уникальных способностей одаренных детей - ключевая задача работы с ними. Поддержка, обучение и воспитание таких детей направлены на развитие их индивидуальных талантов.Поддержка талантливых учеников основывается на работе учителя. Она осуществляется через индивидуальный образовательный путь учащегося, который формируется благодаря сотрудничеству учителя и ученика. Первый шаг — общая оценка высокомотивированных детей с целью определения одарённых. При определении одарённых детей учитываются:
  • уровень развития способностей, достигнутый на определённом этапе развития;
  • особенности индивидуальных проявлений одарённости, связанных с попытками её реализации в определённых видах деятельности;
  • потенциальные возможности ребёнка.
  • Выявить способности одаренных детей помогает взаимодействие с классными руководителями и психологом. Была проведена диагностика педагогом-психолог на выявление общей одаренности обучающихся МБОУ ЦО №6 «Перспектива». Использовалась «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева)».Работа направлена на повышение качества образования через раннее выявление и развитие способностей, обучающихся по направлению «Интеллектуальная сфера». Для этого необходимо:
  • совместно с социально-психологической службой школы разработка индивидуального маршрутного плана работы с одаренными детьми;
  • разработка и внедрение современных технологий в учебный процесс на основе изучения интересов и склонностей детей;
  • формирование у детей убеждений о необходимости максимального проявления своих способностей.
  • Учащиеся будут стимулированы к развитию своих познавательных активностей, умений проводить исследования и использовать научные методы. Результаты диагностики создают основу для выработки стратегии дальнейшего обучения и сопровождения талантливого и одаренного ребенка.Создав банк информации об одаренных детях в области общественных наук, можно вести целенаправленную работу по стимулированию их способностей. В настоящий момент я осуществляю сопровождение пяти одаренных детей в области гуманитарных наук: Старикова Полина, Макайденко Дария, Глазунов Кирилл, Попов Олег, Руденская Злата.При разработке индивидуальных программ развития одаренных детей учитываются рекомендации психолога: 1) учитывается совместное обсуждение предполагаемых результатов сотрудничества, затем определяется статус работы каждого субъекта; 2) проводится диагностика уровня одаренности; 3) определяются затруднительные моменты и пути их преодоления. Важной частью процесса является совместный анализ результатов деятельности, направленной на развитие одаренности. Это способствует созданию индивидуального плана развития и помогает дальнейшему проектированию работы с учащимися.В процессе обучения ученики активно участвуют в междисциплинарных проектах. Педагог регулярно руководит защитой проектов, а индивидуальные планы работы разрабатываются в сотрудничестве с коллегами-предметниками.В результате сопровождения одаренных детей в области гуманитарных наук удалось добиться следующих результатов:Таблица 1.Таким образом, разработка и реализация индивидуальных программ развития различных категорий, обучающихся показала положительный результат.II. Содержательный компонент ИОМШаблон индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными детьми. Направление: олимпиадное движениеШаблон индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными детьми. Направление: конкурсное движениеIII. Технологический компонент ИОМТехнологии:—проблемного обучения;Технологии проблемного обучения предполагают организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, развивают познавательную активность, творческое мышление и другие личностно значимые качества.— разноуровневого и дифференцированного обучения;Технология разноуровневого и дифференцированного обучения учитывает индивидуальные способности и интересы учащихся, поощряет реализацию их творческого потенциала.— критического мышления;Технология критического мышления помогает анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения.— информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);Информационно-коммуникационные технологии расширяют рамки образовательного процесса, повышают его практическую направленность и интенсифицируют самостоятельную работу учащихся.—технологии личностно-ориентированного обучения (портфолио, педагогика сотрудничества); Технологии личностно-ориентированного обучения, такие как портфолио и педагогика сотрудничества, помогают учащимся развивать свои компетенции и учиться самостоятельно.— ТРИЗ-технологии;ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) направлена на развитие творческого мышления и поиск нестандартных решений проблем.III. Диагностический компонент ИОМДиагностика индивидуальных особенностей детей включает следующие аспекты:1.Беседы и анкетирование родителей. Знания родителей используются для определения интересов, поведения, навыков самообслуживания, речи, интеллекта и социальных навыков ребёнка. Основная цель бесед — установление контакта с родителями, знакомство с ребёнком и определение основных направлений сотрудничества с детским садом.2.Диагностика развития ребёнка. Специалисты проводят диагностику развития ребёнка, обращая внимание на различные области, такие как психическое развитие, взаимодействие с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций и адаптация в новой среде.3.Наблюдение за поведением в группе. Педагоги оценивают уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, самостоятельности и активности, интересы и другие аспекты. Для наблюдения используются различные техники, такие как регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты наблюдений, журналы наблюдений и видеонаблюдение.Диагностика:- Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическоеобследование)- Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка- Подбор методик, определение методов и приемов работы.Современные методы выявления одарённости можно разделить на три категории:- для определения одарённости детей;- для оценки предрасположенности педагогов к работе с одарёнными учениками;- для обнаружения и распознавания способностей детей их родителями.Система работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании основана на совместной продуктивной и творческой деятельности педагога с ребёнком, группой детей и родителями.2. Приемы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознанияДля организации учебного процесса для развития познавательной активности обучающихся посредством использования парной и групповой работы на уроках истории и обществознания необходимо сгруппировать приемы и методы. Обобщенные приемы и методы представлены в таблице.Алгоритм использования парной и групповой работы на различных этапах урока с применением методов и приемов, которые направлены на развитие познавательной активности обучающихся. Таким образом, были выявлены наиболее эффективные приёмы, методы и формы активизации познавательной деятельности учащихся. Также удалось повысить интерес к преподаваемому предмету, развить мотивацию учебной деятельности, повысить результативность обучения и подготовить учеников к предметным олимпиадам и конкурсам.ЗаключениеИндивидуальные образовательные маршруты помогают одарённым детям развиваться в соответствии с их интересами и способностями. Они обеспечивают более высокий уровень сложности заданий, помощь и поддержку со стороны педагогов, а также использование межпредметных связей для решения задач. Это способствует всестороннему развитию детей и созданию благоприятных условий для реализации их потенциала.Индивидуальные образовательные маршруты для одарённых детей должны строиться на следующих принципах:
  • Обучение на более высоком уровне трудности: детям нужно давать сложные задания, чтобы они могли развивать свои способности.
  • Помощь, а не наставление: педагоги должны поддерживать инициативу детей и помогать им преодолевать трудности.
  • Анализ и самостоятельное решение проблем: детей нужно учить анализировать ситуации и находить решения самостоятельно.
  • Использование межпредметных связей: это помогает детям видеть связь между различными областями знаний и применять знания из разных предметов для решения задач.
  • Создание обогащённой предметной и образовательной среды: необходимо обеспечить доступ к ресурсам и материалам, которые помогут детям развиваться.
  • Психолого-педагогическая поддержка: детям нужна поддержка специалистов, которые помогут им справиться с возможными трудностями и развить свои таланты.
  • Применение новых образовательных технологий: использование современных методов и подходов может сделать обучение более интересным и эффективным.
  • Индивидуальный образовательный маршрут создаётся совместно с ребёнком, его родителями и ведущим педагогом с учётом особенностей, интересов и потребностей ребёнка, профессионализма педагогического коллектива и материально-технической базы образовательного учреждения.Список использованной литературы
  • Белова Е. Одаренные дети // Дошкольное воспитание.-1991.-№4.-С69- 75.
  • Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации// Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 937-943.
  • Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия // Модернизация образования. 2016. – С. 139-141.
  • Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. -М.:- 1996.
  • Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Народная асвета, 1975.208 с.