Публикации
«Развитие нравственно-патриотических чувств и познавательного интереса дошкольников к малой Родине»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие нравственно-патриотических чувств и познавательного интереса дошкольников к малой Родине»
Автор: Сорокина Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие нравственно-патриотических чувств и познавательного интереса дошкольников к малой Родине»
Автор: Сорокина Елена Анатольевна
Сорокина Елена Анатольевна«Развитие нравственно-патриотических чувств и познавательного интереса дошкольников к малой Родине»В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется внимание формированию у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формированию позитивных установок к различным видам труда, чувства любви к малой Родине и своему Отечеству, формированию представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, дому, детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому, настоящему, ко всему человечеству. С самого раннего детства ребенок учится не только ходить, говорить, но и любить. Следовательно, дошкольный возраст очень важен для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые свойства личности.Опыт работы показывает, что даже в старшем возрасте дошкольники порой с трудом правильно называют свою республику, город, улицу, на которой живут.Традиционные формы работы: беседа, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов – безусловно, обеспечивает познавательное развитие дошкольников.Однако наиболее эффективными являются нетрадиционные формы работы с детьми и семьями воспитанников, которыми являются: - конкурсы творческих работ,- семейный клуб выходного дня,- интервьюирование, - проектная деятельность.Запоминание идет успешно тогда, когда у ребенка есть интерес. Нетрадиционные формы работы представляют собой интересную для детей специально организованную воспитательную деятельность, подразумевающую их активность, взаимодействие, общение, способствующую накоплению информации об окружающем мире. Именно такая деятельность позволяет подключить чувства, воображение, эмоции ребенка и направить их на изучаемый объект – все это вызывает интерес, одобрение, восхищение и значительно помогает запоминанию.Конкурсы творческих работ проводятся с регулярностью один раз в квартал. Это семейный конкурс. В подготовке к нему принимают участие все члены семьи. Это способствует сплочению, установлению доверительных отношений, созданию эмоционального контакта, доброжелательной позитивной атмосферы, формирует семейные традиции. Тематика конкурсов подчинена основной теме: «Семейный альбом моей семьи», «Семейная реликвия», «Национальный сувенир», «Край родной, люблю тебя», «Читаем стихи о любимой Республике Марий Эл».Семейный клуб выходного дня – это совместные прогулки взрослых с детьми в выходные дни: прогулки на природу, посещение достопримечательных мест поселка, города. Рабочая неделя начинается с бесед с детьми о том, где они побывали в выходные дни, что узнали нового. Ребята приносят рисунки и альбомы с фотографиями.Помогает подробно рассказать детям о новых открытиях и познакомить остальных воспитанников с Республикой Марий Эл игра Интервьюирование. Взрослые организуют не только увлекательные беседы, показ презентаций, выставку рабочих инструментов и поделок, но и проводят настоящие мастер-классы, предлагают детям пробовать себя в роли того или иного специалиста, либо изготовить поделку своими руками. Так, представляя профессию «парикмахер», мама воспитанника организовала выставку профессионального инвентаря, детям сделаны стильные прически, ребята под руководством взрослого сами преображали своих сверстников.Знакомство с профессией «продавец» переросло из беседы в настоящую сюжетно-ролевую игру, в которой участвовали все дети группы.В преддверии Нового года мама-кондитер провела мастер-класс по украшению имбирного пряника. Дети не только проявили творчество, придумывая узоры, но и получили много полезной информации о продуктах питания, о соблюдении техники безопасности.Семья, совершившая экскурсию на родину Деда Мороза, представила детям увлекательную красочную презентацию, а в завершении подарила всем детям группы подарок от настоящего Деда Мороза.Участвуя в жизни детского сада, родители выступают в роли полноправного партнера воспитателя.Мама-врач в игровой обучающей ситуации познакомила ребят с особенностями медицинских профессий.Представленные формы работы способствуют формированию у детей в первую очередь уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, к обществу детей и взрослых. Они развивают интерес к семейным традициям, увлечениям, знакомят с многообразием профессий, формируют у детей представления о роли труда в жизни человека, воспитывают привязанность к семье, детскому саду, родному поселку, республике и стране. Список литературы1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.А.Алешина. – Москва, 2004. – 75 с.2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / М.Д.Маханева. – Москва: Аркти, 2007. – 60 с.3. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбакова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6.4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.