Публикации Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий
Автор: Медведева Елена Николаевна, Кошелькова Ирина Викторовна, Доронина Светлана Иосифовна, Баринова Наталья Владимировна

Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологийМедведева Елена Николаевна.учитель – логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНРМБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородБаринова Наталья Владимирповнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородДоронина Светлана Иосифовнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородКошелькова Ирина Викторовнамузыкальный руководительМБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородВ данной статье мы рассказываем о ранней профориентации у старших дошкольников, о роли использования информационно-коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с миром профессийКлючевые слова: профориентация, дошкольник, мир профессий, информационно-коммуникационные технологии.Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.В ранней профориентации дошкольников мы используем следующие технологии:1. Игровые технологии.2. Проектная деятельность.3. Познавательно-исследовательская деятельность .4. Информационно-коммуникационные технологии.Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.Для ознакомления детей с профессиями широко используют технологию «Гость группы».В условиях дистанционного обучения эти технологии и методы ознакомления с профессиями невозможно использовать в своей работе.Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;- рассказы воспитателей и родителей;- организованная образовательная деятельность;- игры, праздники и развлечения;- самостоятельная деятельность детей.Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:1.Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.2Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.Литература:    1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]