Публикации ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ
Автор: Сурхоева Мата Артуровна

УДК 72ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ¹Сурхоева Мата Артуровна²Студент магистратуры по направлению «Архитектура» ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, РоссияАннотация Статья посвящена анализу эволюции роли и места общественных городских пространств в структуре города и общества в целом. Автор выделяет несколько этапов этой эволюции и анализирует ее основные причины и факторы. Отмечается, что в Античности, Средневековье и Эпоху Возрождения общественные пространства выполняли преимущественно утилитарные и/или сакральные функции, в то время как переломным моментом стало развитие капитализма, индустриализации и урбанизации в XIX-XX вв., коренным образом изменившее их роль и функции. Очередной значимый перелом, связанный с развитием техники, транспортных систем и IT-технологий в конце XX - начале XXI в., привел к формированию абсолютно нового взгляда на роль и функции городских общественных пространств.Ключевые слова: город, общественные пространства, эволюция, Античность, Средневековье, Возрождение, капитализм, индустриализация, урбанизация, технологии.THE EVOLUTION OF PUBLIC URBAN SPACES The article analyzes the evolution of the role and place of public urban spaces in the structure of the city and society as a whole. The author identifies several stages of this evolution and analyzes its main causes and factors. It is noted that in Antiquity, the Middle Ages and the Renaissance, public spaces performed mainly utilitarian and/or sacred functions, while the turning point was the development of capitalism, industrialization and urbanization in the XIX-XX centuries, which radically changed their role and functions. Another significant turning point associated with the development of technology, transport systems and IT technologies at the end of the XX - beginning of the XXI century led to the formation of an absolutely new view on the role and functions of urban public spaces. Keywords: city, public spaces, evolution, Antiquity, Middle Ages, Renaissance, capitalism, industrialization, urbanization, technology.Общественные пространства в городской среде: эволюция роли и функций.Общественные пространства в городской среде всегда играли важную роль, однако их значение и функции претерпевали существенные изменения на протяжении истории.В Античности и Средневековье общественные пространства, такие как площади, улицы и парки, выполняли преимущественно утилитарные и сакральные функции. Они служили местами торговли, проведения религиозных и общественных мероприятий, а также местами отдыха и коммуникации горожан [1].Ситуация кардинально изменилась в эпоху Возрождения и последующее Новое время. Развитие капитализма, индустриализация и урбанизация привели к трансформации городских общественных пространств. Они стали выполнять все больше рекреационных, репрезентативных и символических функций, отражая социальный статус и культурные ценности городского сообщества.Очередной этап эволюции общественных пространств связан с развитием транспортных систем, информационных технологий и глобализацией в конце XX - начале XXI века. Эти процессы кардинально изменили характер использования и восприятия городских общественных пространств, сделав их более многофункциональными, интерактивными и ориентированными на потребности современного горожанина.Таким образом, роль и функции общественных пространств в городской среде претерпели значительную трансформацию на протяжении истории, отражая изменения в социально-экономической, культурной и технологической сферах развития городов.Организация городских общественных пространств и социально-культурные практики, развивающиеся в них, являются отражением и воспроизводством характерных черт городского образа жизни в конкретные исторические периоды. Эти пространственные и социальные структуры тесно связаны с более широкими трансформациями, происходящими в обществе.В античных полисах демократическое общественное устройство находит свое выражение в формировании центрального общественного пространства - агоры, где граждане равного статуса могут обсуждать общие вопросы. В этой симметричной организации пространства воплощается принцип равенства. В Средневековье, напротив, общественные пространства городов сокращаются, утрачивая прежнее значение в общественной жизни. Вместо этого появляются административные площади у ратуш, отражающие политическую структуру феодального общества.Таким образом, динамика организации городских общественных пространств служит индикатором более глубоких социокультурных изменений в историческом развитии.1. Форма организации городских общественных пространств и социально-культурные практики в них отражают и воспроизводят характерные черты городского образа жизни в разные исторические периоды.2. В античных городах, в отличие от древневосточных, центром городской жизни становится агора - общественное пространство, где обсуждаются общие проблемы. Это связано с возникновением демократического общественного устройства.3. Демократический принцип равенства граждан находит отражение в организации общественного пространства полиса - все индивиды и группы занимают симметричное положение по отношению к центральной агоре.4. В Средневековье общественное городское пространство сокращается, агоры и форумы утрачивают прежнее значение, идея рационального устройства городской среды забывается. Однако появляются административные площади около ратуш.5. Таким образом, изменения в организации городских общественных пространств тесно связаны с общественно-политическими и социокультурными трансформациями в обществе [1].Основная мысль - форма городских общественных пространств отражает характер социальной организации и особенности общественной жизни в разные исторические эпохи.В физическом смысле публичная сфера реализуется в городском пространстве, в первую очередь в парках и на улицах, предназначенных для пешеходных прогулок, где могут встречаться незнакомцы. Также центрами общественной жизни становятся кофейни, кафе, салоны, магазины, редакции газет, театры, места спортивных состязаний.Переломным моментом в истории европейских городских общественных пространств явились реформы барона Жоржа Эжена Османа по переустройству Парижа в 1853–1870 гг. Стремительный рост городского населения, чрезмерная плотность и стихийная неразбериха городской застройки, скопление бедных кварталов с плохими санитарными условиями в центре города потребовали радикальных мер, инициированных императором Наполеоном III. Осман расчистил центр Парижа, ликвидировав узкие переулки и проложив широкие проспекты, бульвары и авеню. Это не только улучшило транспортную доступность, но и затруднило возведение баррикад, что было важно после опыта уличных революций [2].Парижские бульвары стали новым центром публичной, светской жизни горожан. Если раньше она была сосредоточена при королевском дворе и в салонах аристократии, то теперь переместилась на озелененные пешеходные аллеи с кафе и клубами. Реформы Османа закрепили и демократизировали этот процесс, сделав бульвары местом отдыха и общения для широких слоев городского населения [5].Таким образом, трансформация городских общественных пространств отражает более глубокие социокультурные изменения в развитии городов.Сама форма организации городских общественных пространств и социально-культурные практики, разворачивающиеся в них, отражают и устойчиво воспроизводят универсальные черты городского образа жизни, а также специфические особенности, характерные для общественной жизни конкретных городов и стран в определенные исторические периоды. При этом изменения в организации общественных пространств тесно связаны с более широкими трансформациями, происходящими в обществе в целом [4].Более заметную роль общественное городское пространство начинает играть в античных городах, хотя и не сразу. Исследователь древнегреческой мысли Ж.-П. Вернан, сравнивая древнегреческие и древневосточные города, отмечает: "Теперь городские постройки больше не группируются вокруг обнесенного укреплениями царского дворца. Центром города отныне становится агора, общее пространство, место общего Очага, площадь, где обсуждаются проблемы, представляющие общий интерес" 3, c. 67. Новое социальное пространство возникает вместе с новым общественным устройством - демократическим [3].Общественная жизнь, организованная на принципиально иных началах, требовала и новой организации общественного пространства. Идея демократии, в противовес идее царского правления древневосточных обществ, предполагала, что люди равны между собой: "...власть, господство... не располагаются более на вершине социальной лестницы, а помещены в центре, в середине человеческой группы". Новое социальное пространство ориентировано на центр, но оно в то же время "зависит от тех, кого называют "средними", так как, находясь на равном от крайностей расстоянии, они составляют фиксированную точку равновесия города".ЛИТЕРАТУРА1. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997 458 с.2. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова.СПб.: Питер, 2008 240 с.3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988224 с.4. Высоковский А.А. Соч.: в 3 т. M.: Grey Matter, 2015 III. Public. 352 с.5. Маккуайар С. Медийный город: Медиа, архитектура и городское пространст-во / пер. с англ. М.: Strelka Press, 2014 392