Публикации Внеклассная работа. Виды внеклассной работы по экономике

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассная работа. Виды внеклассной работы по экономике
Автор: Зорина Ольга Анатольевна

Внеклассная работа. Виды внеклассной работы по экономикеКурсовая работа ВВЕДЕНИЕПеред общеобразовательной школой государством и обществом поставлена задача подготовки подрастающего поколения к активному творческому участию в жизни общества. Это требует создания соответствующих условий, одним из которых является наличие в школе необходимой для этого внеклассной деятельности. Темой множества дискуссий в современной педагогике является не только формы организации и методы проведения внеклассной работы, но и ее цели и задачи. Так, доктор педагогических наук, профессор Е.Г. Хрисанова [4] считает, что цель внеурочной деятельности – развитие многогранной личности, принимающей и разделяющей социально значимые ценности гражданского общества. Е.Н. Степанов определяет внеклассную работу как «проявляемую вне уроков активность детей, обусловленную в основном их интересами и потребностями, направленную на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющую при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива» [7]. Таким образом, соглашаясь, что внеклассная работа в школе направлена на развитие личности обучающихся, при этом, учитывая совершенно недостаточное количество отводимых на экономическое образование учащихся в школе, внеклассная работа может помочь в решении данной проблемы. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.Цель исследования: на основании анализа теоретических основ внеклассной работы по экономике разработать внеклассные мероприятия по этой дисциплине.Задачи:– выявить особенности целей, методов и форм организации внеклассной работы по экономике в современной школе;– обосновать преимущества инновационных технологий во внеклассной работе по экономике;– проанализировать существующие теоретические основы организации внеклассной работы;– разработать внеклассные мероприятия по экономике.Объект исследования – внеклассная работа по экономике.Предмет исследования – организация и методы внеклассной работы по экономике.Методы исследования: анализ научно-методических источников, сравнительный анализ, классификация, моделирование.ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ1.1 Понятие внеклассной работы в школе, ее содержание, цели и значениеСовременная общеобразовательная школа призвана обеспечить реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, развитие гражданского самосознания общества, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Одним из средств решения поставленных задач является внеклассная работа, которая рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования как деятельность, направленная на достижение учащимися метапредметных и личностных результатов [1]. Для учителя всегда актуален вопрос, как сформировать и направить интерес ученика к познавательной деятельности, к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. В связи с этим внеклассная работа учителя по своему предмету необходима при ведении учебно-воспитательной работы. Именно эта работа позволяет пробудить и усилить мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.Внеклассная работа направлена на достижение общей цели воспитания – эффективного усвоения учащимися социального опыта, необходимого для жизни в обществе, а также формирования у него системы ценностей, определенной обществом.Специфика внеклассной работы проявляется в необходимости следующих задач:1. Формирование у учащихся социальной коммуникабельности и ответственности, убежденности в собственной успешности и значимости. В учебной деятельности в силу сложности учебной программы, большого количества детей в классе, недостаточного количества времени и других факторов не всегда удается сформировать данные качества у каждого учащегося. Внеклассная работа дает возможность для формирования позитивного восприятия ребенком себя.2. Формирование у учащихся навыков коллективного взаимодействия. Во время внеклассной работы у учеников проще сформировать навыки успешного сотрудничества с товарищами и взрослыми, умение распределять обязанности, совместно выполнять задания, оказывать необходимую помощь, разрешать конфликты, уважать мнение другого.3. Формирование у учащихся интереса именно к продуктивной, социально-одобряемой деятельности с учетом особенности личности, обучение его необходимым для этой деятельности умений и навыков. 4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения у учащихся. 5. Развитие интереса к познавательному процессу. Внеклассная работа сохраняет комплексность учебной и внеучебной деятельности и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса [3].Указанные задачи работы внеклассной работы придают особенности функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.Обучающая функция во время внеклассной работы не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Эта функция заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения, творчества.Развивающая функция внеклассной работы заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии их индивидуальных способностей через включение их в соответствующую деятельность. Процесс развития заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов школьника. Воспитательная функция внеклассной работы проявляется в трудовой деятельности школьника. Занимаясь научной, технической или художественной работой в кружке, он развивает свои творческие способности, становится более инициативным, трудолюбивым, внимательным, а результаты его кружковой деятельности повышают его уровень самоуважения [7].Цели, задачи и функции внеклассной работы реализуются путем привлечения детей к общественно-полезной деятельности и влияют на выбор ее содержания, формы организации и методов проведения.1.2 Виды и формы проведения внеклассной работы по экономикеВсе организационные формы внеклассной работы с учащимися можно разделить на три группы: 1) массовые формы; 2) групповые формы; 3) индивидуальная работа учащихся. Групповые формы – наиболее используемые в школе формы организации внеклассной работы. К ним относятся кружки по интересам, секции, клубы, общества, кружки.Тематический кружок – это добровольное объединение детей под руководством учителя. Занятия кружка проводятся регулярно, на них поддерживается дисциплина, ребятам обеспечиваются необходимые условия: помещение, наглядные пособия, дополнительные материалы. Детей в кружках объединяет интерес к какой-либо конкретной области знаний, техники, искусства, творчества. Ребят связывает не просто обязанность посещать занятия в определенное время, но и общность интересов, обычно связанная со схожестью характера и поведения, которые трудно обеспечить в учебной деятельности. Руководитель кружка должен составить программу деятельности кружка, планы занятий, планы участия в конкурсах. Разрабатываются рабочие программы на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками планируемых результатов, в первую очередь личностных и метапредметных. В ходе разработки рабочей программы курсов внеурочной деятельности необходимо руководствоваться требованиями ФГОС к ее структуре. В соответствии с этими требованиями структура рабочей программы курса внеурочной деятельности включает в себя следующие разделы: − результаты освоения курса внеклассной деятельности; − содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности; − тематическое планирование.Цель программы кружка формулируется на основе конкретизации общей цели начального, основного или среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности и образовательных запросов учащихся.Задачи формулируются на основе поставленной цели. Они указывают, что необходимо сделать для того, чтобы достичь поставленной цели.К массовым формам организации внеклассной работы учащихся относятся такие формы, как конкурсы, соревнования, викторины, выставки, олимпиады, проведение дней творчества и мастерства, встреч с учеными, изобретателями и новаторами, мастерами различных искусств и профессий. Массовые формы наиболее эффективны для выявления и формирования интересов детей, для демонстрации возможности достижения успеха, для побуждения к творчеству и созиданию.Индивидуальные формы – наименее часто встречающиеся в практике формы. К индивидуальным формам работы относятся: работа с технической литературой; подготовка докладов, сообщений, рефератов; выполнение творческих заданий, проектов; изготовление экспонатов, моделей; индивидуальная учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа школьников. Руководитель по внеклассной работе может проводить индивидуальные занятия и консультации. ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕИтак, внеклассная работа – это важнейшая часть общего учебно-педагогического процесса в школе. Она направленна на достижение учащимися метапредметных и личностных результатов.Внеклассная работа в школе строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Однако роль учителя в процессе организации внеклассной работы – не просто уловить и определить интерес каждого ученика, но и вызвать у него интерес именно к той сфере знаний и деятельности, которая наиболее востребована обществом, отвечает способностям и возможностям ученика, а в дальнейшемпостоянно поддерживать и направлять этот интерес, не ограничивая, впрочем, широту прочих его интересов.ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ2.1 Методическая разработка внеклассного мероприятия по экономике «Машина времени»Тема: «Что мы знаем о товарах»Цель занятия: научиться идентифицировать потребительские товары. Задачи: сформировать умения различать, оценивать качество и рационально выбирать товары.Вид занятия: игра-конкурс.Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и способов действия.Методы обучения: соревнование.Ожидаемые результаты: актуализация знаний и способов действия в измененной среде.Внеклассное мероприятие предлагается провести в виде игры, в качестве элементов игры предлагаются конкурсы, элементы одежды, образцы товаров, зонирование мест проведения. На подготовительном этапе к занятию преподаватель определяет всех участников игры, ее основную концепцию, совместно с учащимися продумывают элементы тематического декора и ход мероприятия.Класс разбивается на 3 группы: «хозяева», «гости», эксперты – «друзья». По предлагаемому сюжету на машине времени в гости к учащимся («хозяевам») прибывают древние люди («гости»). Хозяева устраивают прибывшим проверку: смогут ли гости показать такой же уровень знаний и умений, какой имеют хозяева. Хозяевам и гостям помогают друзья. Вместо баллов за правильные ответы и действия победителям вручаются импровизированные «шкурки животных».Для «гостей» подготавливаются соответствующие костюмы. При подготовке участники мероприятия самостоятельно изучают историю своего края, разрабатывают костюмы и аксессуары.Членами жюри выбираются родители.Ход мероприятияОрганизационный момент. «Знакомство с древними людьми»Учитель приветствует участников – гостей, хозяев и друзей, членов жюри и экспертов, знакомит с темой, целями и ходом занятия.В класс входят гости из прошлого – древние люди, имеющие соответствующие атрибуты, например, одежду и обувь. Остальные учащиеся приветствуют их.Первый блок «Две пещеры»Учитель предлагает гостям разделиться на команды, которым присваивается номер «пещеры», раздает одинаковое заданиеза 1 минуту составить максимальное количество новых слов из слова «товароведение». Победившая пещера имеет право начать игру, т.е. назвать номер вопроса, на который будет отвечать.Хозяева (2-3 человека) делят гостей на команды, прикалывают им бейдж с номером и разводят по «пещерам», где будет выполняться первое задание.Второй блок «Чье копье острее»Учитель зачитывает вопрос, один из «друзей» засекает время (1 минута на обдумывание). По истечении времени один из членов пещеры дает ответ. «Друзья» определяют, правильный ответ или нет. Если ответ неправильный, вступает в игру следующая команда. Критерии оценивания: ошибок нет – 10 баллов (костей), каждая ошибка – минус один балл.Третий блок Конкурс «Ключ». Графический диктант «Верно – не верно». Учитель показывает на экране утверждения, одни из которых сформулированы верно, другие нет.
  • Колбасы, подвергнутые обжарке, варке, сушке и копчению относят к полукопченым.
  • К черным металлам относятся бронза, никель, хром.
  • Врезание в основную древесину отдельных кусочков, отличающихся по цвету от основного, называется инкрустацией.
  • Операция дубления придает коже устойчивость к загниванию.
  • Если на одежде есть пятна белкового или жирового происхождения – от крови, яиц, шоколада, губной помады, молока, соусов, то рекомендуется пользоваться универсальным стиральным порошком.
  • Масляные краски высыхают быстрее, чем эмалевые краски.
  • Гончарная керамика отличается цветным, чаще красно-коричневого цвета, черепком с высокой пористостью.
  • Декалькомания – это украшение, наносимое с помощью переводных картинок.
  • На нечетные утверждения ответы дают участники из пещеры № 1, на четные – из пещеры № 2. Для этого один из жителей «пещеры» называет правильные ответы, эксперты (друзья)проверяют. Критерии оценивания: ошибок нет10 баллов («шкурок»), каждая ошибка – минус один балл.Ответы на задания конкурса «Ключ» (Графический диктант) 1. верно 2. неверно 3. верно 4. верно 5. неверно 6. неверно 7. верно 8. верноЧетвертый блок Конкурс «Битва титанов» (продолжите фразу) Учитель предлагает фразы с экономическим контекстом, которые необходимо правильно закончить.1. Кондитерские изделия обладают ……………… ценностью. 2. Сосиски и сардельки являются разновидностью ………………. 3. Любой предмет, предназначенный для продажи и удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности, является………. 4. Серебристо-белый, тяжелый, тугоплавкий металл, очень стойкий, не окисляющийся при самых высоких температурах – это …………. 5. Особо высоким каблуком считается каблук высотой свыше……… см. 6. Помада и контурный карандаш относится к группе косметики ………. Хозяева в определенной последовательности по одной начинают фразу, которую один из гостей должен правильно договорить. Для этого один из выбранных членов «пещеры» озвучивает правильные окончания фраз. Хозяева дают оценку битве, помогая формулировать предложения правильно. Эксперты определяют результат. Критерии оценивания: Ошибок нет – 14 баллов, каждая ошибка – минус один балл.Ответы на задания конкурса «Битва титанов» 1. Энергетической ценностью 2. Вареных колбас 3. Товаром 4. Платина 5. 6 см 6. Декоративной косметикиРефлексияУчитель подводит итоги. Раздаются листы в виде сердечек. Красное сердечко-мне понравилось.Зеленое сердечко- было как всегда.Синие сердечко-не заинтересовало.Жюри выносит свое решение, объявляют команду-победителя.Благодарят друг друга.2.2 Методическая разработка внеклассного мероприятия по экономике «Рынок»Тема:«Конкуренция и монополия».Цель занятия: выявить роль конкуренции в рыночной экономике.Задачи: сформировать умение формулировать понятия, относящиеся к рыночной конкуренции, находить материалы, разрабатывать и защищать проект, применять IT-технологии.Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.Вид занятия: дебаты.Методы обучения: соревнование.Ожидаемые результаты: актуализация знаний в области рыночной экономике.Не менее чем за 1 неделю до мероприятия необходимо обсудить с участниками тему занятия, разделить учащихся на 2 команды по 2-3 человека, выбрать состав жюри, остальные учащиеся будут журналистами. Каждая команда готовит свой проект по выбранной теме: «Конкуренция – основа успеха рыночной экономики» и «Положительная роль монополий в экономике государства». Ход мероприятияОрганизационный момент. Приветствие. Учитель приветствует участников. Знакомит с темой, целями и ходом занятия:– Командам надо было самостоятельно подготовить выступления, используя материалы периодической печати или Интернет, создать компьютерную презентацию. Примерный план презентации:
  • Анализ научной литературы по сущности и роли экономических понятий.
  • Виды и методы.
  • Примеры положительного и отрицательного влияния изучаемых экономических явлений на экономику предприятия, отрасли, государства.
  • Необходимость государственного регулирования рынка.
  • Первый блокПервая команда представляет свой доклад, журналисты задают дополнительные вопросы, вторая команда старается оспорить положения и выводы доклада, приводя свои аргументы.Второй блокЖюри оценивает работы обеих команд, делая записи.Выступление оцениваться по следующим критериям: – полнота раскрытия выбранной темы; – грамотность и выразительность речи; – логическая последовательность выступления; – эстетика оформления презентации; – достоверность информации; – использование нескольких источников информации. Время выступления каждой команды – 7-10 мин., время дебатов по каждому выступлению – 10 минут.РефлексияУчитель:– Итак, какие основные выводы можно сделать по данной теме? Представитель каждой команды озвучивают основные выводы по теме своего доклада.Жюри выносит свое решение, отмечая участие членов каждой команды: объявляет команду-победителя и вручает призы особо активным участникам.Учитель: – Итак, в результате горячей полемики мы получили новые знания и умения, например, умение работать с источниками информации, отстаивать свою позицию, слушать и слышать своих оппонентов, уважать чужое мнение.Спасибо всем за работу, до следующих встреч!ЗАКЛЮЧЕНИЕВнеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету, приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • Гаврилова Н. Г., Хрисанова Е.Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы. Чебоксары: Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 2(90). С. 115-120.
  • Комплексные формы воспитания как эффективный механизм организации внеурочной деятельности школьников / под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 2017. 52 с.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: (дата обращения 16.05.2023).
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: (дата обращения 16.05.2023).