Публикации
Аттестационная работа на тему: "Экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аттестационная работа на тему: "Экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Николаева Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аттестационная работа на тему: "Экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Николаева Наталья Владимировна
ВведениеВ современном обществе все больше акцентируется внимание на значимости познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Это связано с пониманием того, что в раннем возрасте формируются основы познавательных процессов и интеллектуальных способностей, которые далее будут влиять на успехи ребенка в школе и в его общей жизни. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных методов и инструментов, которые позволят детям развивать свои познавательные способности и обогащать свои знания об окружающем мире.Одним из таких методов является экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес». Данное пособие создано специально для детей старшего дошкольного возраста и направлено на развитие их познавательных процессов.Одной из основных проблем, которую решает экспериментальная деятельность, является развитие у детей наблюдательности и умения обнаруживать закономерности в окружающей их действительности. Дети, участвуя в экспериментах, учатся наблюдать, анализировать и делать выводы на основе своего опыта. Они учатся задавать вопросы, формулировать гипотезы и проверять их.Еще одной проблемой, которую решает экспериментальная деятельность, является развитие у детей интереса к науке и исследовательской деятельности. Благодаря экспериментам, дети получают возможность познакомиться с различными научными явлениями и законами природы. Они узнают, что наука может быть увлекательной и интересной, и это мотивирует их к дальнейшему погружению в изучение науки.В целом, экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» играет важную роль в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет развить у них наблюдательность, критическое мышление, гибкость мышления и интерес к науке. Применение данного метода в образовательном процессе даст возможность максимально эффективно развить познавательные способности детей и приготовить их к успешной учебе и жизни.Цель: изучить особенность экспериментальной деятельности на основе пособия «Мир чудес» как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1) теоретически обосновать проблемы;2) описать обоснование структуры и содержания проекта;3) представить организационно-методическое обеспечение и реализация проекта;4) разработать методические рекомендации по использованию пособия «Мир чудес»;5) сформулировать выводы.Объект: познавательное развитие старших дошкольников.Предмет: экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, методы математической обработки.Методологической основой исследования явились работы:- В научной литературе проблемой познавательного развития дошкольников занимались такие ученые как, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др. Во многих исследованиях развитие познавательной сферы интересов связывается с мышлением, памятью, вниманием, воображением, то есть познавательная сфера предстает как синтез познавательных процессов (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.). - Помимо познавательных процессов в структуру познавательной сферы личности включаются познавательный интерес и познавательная активность детей (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина и др.). - В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные методы развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: игра (Д.И. Гасанова, Е.Г. Изотова, Е.О. Смирнова, С.Ю. Шамарова, Д.Б. Эльконин и др.), экспериментирование (А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, Н.В. Нищева, А.Н. Поддьяков и др.), проект (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, В.Н. Журавлева и др.). - Проблема диагностики познавательной сферы, использования эффективных методов и методик исследования познавательных процессов, познавательного интереса и активности детей старшего дошкольного возраста рассматривается в исследованиях О.М. Дьяченко, Е.В. Загорной, Р.С. Немова, Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и др.Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пояснительной записки, проектной части, заключения и списка литературы и приложения.Пояснительная записка1.1. Теоретическое обоснование проблемыВ современном образовательном процессе всё большее внимание уделяется развитию познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Одним из важных аспектов такого развития является экспериментальная деятельность, которая стимулирует у детей интерес к окружающему миру и способствует расширению их знаний. В данном тексте предлагается теоретически обосновать проблему использования пособия «Мир чудес» в контексте экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Экспериментальная деятельность является эффективным путем познания и понимания мира. Она позволяет детям самостоятельно исследовать окружающий мир, задавать вопросы, экспериментировать, делать выводы и обобщения. В результате такой деятельности у детей формируется научный метод мышления, который играет важную роль в их познавательном развитии. «Мир чудес» – это одобренная программа, заточенная на развитие художественно-эстетического вкуса. Она предназначена для занятий в кружках и рассчитана на двухлетний период обучения. Настоящая программа разработана специально для старших дошкольников и подготовительных к школе групп. Она призвана удовлетворить различные образовательные потребности современных семей и индивидуальные интересы детей дошкольного возраста.Изучение программы в кружке позволяет не только развивать художественные навыки, но и формировать коммуникативные способности в процессе творческой работы. В программе широко используется иллюстрированный материал, проводятся сравнительные анализы произведений различных видов искусства, игры-занятия и игры-путешествия для развития абстрактного мышления. Кроме того, программа предусматривает создание тематических выставок, которые служат стимулом для детского творчества и являются результатом работы педагогов. В качестве источников информации используется разнообразные ресурсы, а также специально разработанная игровая образовательная ситуация.В осуществлении программы для детей данной возрастной группы уделяется особое внимание формам игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также творческой активности, которые способствуют развитию художественно-эстетического восприятия.Пособие «Мир чудес» является ценным ресурсом для проведения экспериментальных занятий. Оно предлагает разнообразные и интересные эксперименты, которые позволяют детям активно взаимодействовать с окружающим миром и открывать для себя новые явления и закономерности. В рамках занятий с использованием пособия «Мир чудес» дети получают возможность самостоятельно планировать и проводить эксперименты, что развивает их наблюдательность, воображение и творческое мышление.Одним из главных преимуществ использования пособия «Мир чудес» является его готовность к применению и удобство использования. Все необходимые материалы и инструкции представлены в пособии, что позволяет педагогам без труда организовывать и проводить экспериментальные занятия. Кроме того, пособие предлагает возможность адаптировать эксперименты под разные возрастные группы детей, что позволяет индивидуализировать обучение и учитывать особенности каждого ребенка.Использование пособия «Мир чудес» в экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является эффективным средством развития их познавательных навыков. Пособие позволяет стимулировать у детей интерес к окружающему миру, развивать их наблюдательность и творческое мышление, а также формировать научный подход к исследованию и познаванию. Благодаря своей готовности к использованию и возможности адаптации экспериментов, пособие «Мир чудес» может быть успешно применено в работе с детьми старшего дошкольного возраста, способствуя их познавательному развитию и саморазвитию.1.2. Обоснование структуры и содержания проектаПри воспитании дошкольника каждый родитель задается вопросом о том, как подготовить ребенка к школе. Важную роль в этом процессе играют дошкольные учреждения. Для успешного учебного процесса необходимо, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал определенными навыками и умениями, такими как развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания, а также мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики является показателем готовности ребенка к учебе в школе, так как движения рук играют важную роль в овладении навыками письма. Если скорость движений пальцев замедлена, это может привести к неточности движений, что заставляет детей избегать ситуаций, где они ощущают свою неуспешность. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать необходимые механизмы для овладения письмом, создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной моторики.Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у детей творческой деятельности, такой как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Через эти виды деятельности ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, усовершенствовать устную речь и логическое мышление. Детское изобразительное творчество представляет собой мир ярких и удивительных образов. Оно поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью и буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим усердием. Дети очень любознательны и проявляют интерес к окружающему миру за пределами семьи и детского сада. Продуктивная деятельность, основанная на изобразительной деятельности, позволяет развивать интерес к творческой деятельности, развивать способности детей.Программа разработана с целью создания условий для художественно-эстетического развития ребенка, применяя различные технологии изобразительного творчества, развития мотивации к творчеству, погружения детей в мир искусства. Основные принципы программы включают поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей, погружение детей в социокультурные нормы и традиции семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей. Новизна программы заключается в использовании нетрадиционных техник рисования, лепки и работы с природными материалами. Комплексный подход в организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста позволяет лучше развить их таланты и формировать личность. В процессе обучения воспитанники получают знания о простейших принципах формы, цвета, композиции, декоративной стилизации форм, правил лепки, рисования и аппликации.Программа предназначена для развития творческих способностей детей через различные техники художественного выражения, что поможет ребенку открыть для себя волшебный мир искусства.Изобразительная деятельность является частью художественно-эстетического и познавательного развития детей и способствует информированию, развитию познавательных процессов и формированию ценностных отношений к окружающей действительности. Реализация этих задач осуществляется через программу художественно-эстетического развития «Мир чудес», ориентированную на развитие художественного и творческого мышления детей дошкольного возраста.Цель программы заключается в развитии творческого потенциала детей, формировании у них способности видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира и отображать ее в художественной форме.Задачи программы включают развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества, развитие мелкой моторики пальцев, цветового восприятия и абстрактного мышления, знакомство детей с различными видами изобразительного искусства (живописью, скульптурой, дизайном и т.д.) и жанрами, формирование художественного вкуса, пространственного и комбинаторного мышления, обучение использованию нетрадиционных техник и материалов для активизации художественного воображения дошкольников, формирование основных технических навыков, обучение созданию художественного образа с использованием выразительных возможностей художественных материалов, развитие творческих способностей детей.Форматы занятий: проводятся вместе с группами от 5 до 6 человек. Результаты совместной творческой работы учащихся находят свое применение в оформлении кабинетов, коридоров и на выставках. Кроме того, художественные работы, созданные во время занятий, используются в качестве подарков для близких и друзей. В рамках программы применяются следующие формы занятий: игры-программы, путешествия-занятия, творческие выставки и экскурсии.Данная образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Время ее реализации составляет 2 года обучения. Цикл включает в себя 56 занятий. Занятия проводятся:- старшая группа - 2 раза в неделю (продолжительность 25-30 минут).- подготовительная группа - 2 раза в неделю (продолжительность 30 минут).В ходе занятий по изодеятельности используются различные приемы и методы:- вербальные (использование художественных слов, музыкальных произведений, обсуждение);- визуальные (рассмотрение иллюстраций, репродукций, фотографий, открыток и других наглядных материалов), педагогическая драматургия (дети отправляются в реальные или воображаемые путешествия), творческая визуализация (дети слушают шум моря, леса и прочих природных элементов);- практические (демонстрация способа действия, игры (метод развития воображения и познавательных способностей детей), пластика (использование движений и элементов танцев на занятиях).Ожидаемые результаты освоения программы:- активное и самостоятельное участие детей в изобразительной деятельности;- умение находить новые способы художественного изображения;- способность передавать свои эмоции и чувства в работах с использованием различных выразительных средств;- проявление творческих способностей в изобразительной деятельности (в различных техниках).Результаты освоения программы подводятся и оцениваются через:- открытые итоговые занятия по изученным темам;- проведение конкурсов;- организацию выставок детских работ;- подготовку итоговой выставки работ к концу года.Проектная часть2.1. Организационно-методическое обеспечение и реализация проектаТип проекта: познавательно-исследовательский, групповойУчастники: дети старшей группы, воспитатель, родители. Данный проект может быть использован педагогами, работающим по теме экспериментирование и поисковая деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.Цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения.Задачи проекта:1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.2. Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.3. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.4. Развитие интеллектуальных эмоций детей: создание условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.5. Выявление результативности работы с детьми, создание перспективности по теме проекта.Данный проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:Создание центра экспериментально-поисковой деятельности. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Фронтальные занятия. Наблюдения в природе. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента. Целевая прогулка. Экскурсия Структура проведения игры-экспериментирования:Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; Проверка гипотезы (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства) Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) ситуация выбора. Ожидаемые результатыСоздать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам. Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края. Повышение уровня компетентности родителей. Воспитать творческую, самостоятельную личность. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Содержательная частьЭтапы проекта:Организационный (1 этап) Организация предметно – развивающей среды. Разработка перспективного планирования. Подборка опытов с описанием проведения. Содержательный (2 этап) Реализация перспективного планирования через: НОД, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов. Результативный (3 этап) Анализ, результативность, перспективность проекта. Тематический план проекта представлен в приложении А.Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта "Мир Чудес" является ключевым фактором для достижения поставленных целей и успешного продвижения этого уникального проекта.Проект "Мир Чудес" предполагает создание удивительного мира, где каждый посетитель сможет погрузиться в атмосферу магии и фантазии. Целью проекта является предложение уникального развлечения и возможность для посетителей пережить неповторимые эмоции и впечатления.Основой для реализации проекта является организационно-методическое обеспечение, которое включает в себя определение стратегии и плана действий, а также управление всеми этапами реализации проекта.Первоначально, осуществляется анализ и определение целей и задач проекта "Мир Чудес". На основе этого проводится разработка стратегии работы, которая включает в себя выбор концепции мира, определение аттракционов и развлечений, планирование локаций и дизайна.Далее, проводится планирование бюджета и ресурсов, а также определение сроков реализации проекта. Осуществляется поиск и найм квалифицированных специалистов, которые будут отвечать за осуществление каждого этапа проекта.После этого, происходит подготовка и разработка необходимой документации, а также проведение необходимых согласований и получение разрешений от компетентных органов.Параллельно ведется работа по привлечению партнеров и спонсоров, а также разработке маркетинговой стратегии для эффективного продвижения проекта. Важным компонентом работы является организация рекламной кампании и продажа билетов.Стадия реализации проекта включает в себя строительство и создание инфраструктуры, а также закупку необходимого оборудования и материалов. Параллельно проводится обучение персонала и подготовка к открытию.В финальном этапе проводится открытие проекта "Мир Чудес", организация мероприятий и праздничных состязаний. После запуска проекта происходит его дальнейшее развитие и поддержка, включающая в себя обновление аттракционов и предложений для посетителей.Итак, организационно-методическое обеспечение и реализация проекта "Мир Чудес" является слаженным и комплексным процессом, требующим высокого профессионализма и грамотного управления всех этапов работы. Создание чарующего и завораживающего мира, где гости смогут пережить незабываемые моменты и впечатления, ставит перед нами масштабные задачи и требует максимального внимания к каждой детали. Этот проект – это уникальное путешествие в мир фантазии и мечты, где реальность сходится с волшебством.2.2. Методические рекомендации по использованию пособия «Мир чудес»Пособие «Мир чудес» является уникальным и полезным инструментом для преподавателей всех уровней образования. Оно разработано с целью обогащения учебного процесса и стимулирования развития учащихся в различных областях знаний. Настоящие методические рекомендации предоставляют педагогам необходимую информацию и руководство по эффективному использованию данного пособия.1. Знакомство с пособием:В начале работы с пособием рекомендуется преподавателям изучить его структуру и содержание. Внимательное ознакомление позволит педагогам наиболее эффективно планировать уроки, актуализируя материал пособия и подстраивая его под потребности класса.2. Адаптация пособия:Пособие «Мир чудес» предлагает широкий спектр заданий и упражнений, направленных на развитие навыков, включая интеллектуальные, творческие, коммуникативные и практические. Педагоги могут адаптировать пособие к конкретным потребностям класса, учитывая уровень знаний и возрастную особенность учащихся.3. Интеграция пособия в учебный процесс:Пособие «Мир чудес» может быть эффективно использовано вместе с учебными программами различных дисциплин. Оно позволяет расширить тематический и методический диапазон уроков, обогатить материалом из разных областей знания и развить творческое мышление учащихся.4. Работа в группах:Для максимизации эффекта использования пособия «Мир чудес» рекомендуется организовывать уроки с работой в группах. Групповая работа позволяет учащимся обмениваться идеями, развивать навыки коллективного решения задач и пробуждать интерес к знаниям.5. Сопровождение уроков:Преподаватели могут использовать методические рекомендации, прилагаемые к каждому заданию в пособии. Они содержат дополнительные пояснения, советы и рекомендации по организации урока, что поможет педагогам максимально эффективно использовать пособие и добиться высоких результатов от учащихся.Пособие «Мир чудес» является незаменимым ресурсом для педагогов, стремящихся разнообразить и обогатить учебный процесс. Настоящие методические рекомендации предоставляют педагогам все необходимые инструменты и подсказки для эффективного использования пособия в учебной деятельности. Уверены, что правильное использование данного пособия поможет достичь значимых результатов в развитии учащихся в различных областях знаний.ЗаключениеВ современном мире важно обеспечить всестороннее познание и развитие малышей уже с раннего детства. Для этого необходимо создавать инновационные и эффективные методы обучения, которые помогут детям освоить новые знания, умения и навыки. Одним из таких методов является экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес», которое становится неотъемлемой частью их познавательного развития.Пособие «Мир чудес» разработано специально для детей старшего дошкольного возраста и направлено на расширение их кругозора, развитие творческого мышления, логики и аналитических способностей. Оно предлагает разнообразные эксперименты, где дети могут самостоятельно познавать мир вокруг себя, задавая вопросы, придумывая гипотезы и проверяя их.Главная цель экспериментальной деятельности на основе пособия «Мир чудес» - развить у детей научный подход к познанию мира. Они учатся наблюдать, анализировать, делать выводы. В процессе проведения экспериментов они узнают, например, почему тает лед, как работает магнит, как происходит смешение цветов и многое другое. В то же время, дети развивают мелкую моторику, овладевают комплексом простых и сложных движений, что способствует формированию личностно-значимых целей и задач, а также активизации мыслительных процессов.Экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» проходит в игровой форме, что делает обучение для малышей не только интересным, но и эмоционально насыщенным. Ребята с радостью принимают участие в различных экспериментах, они учатся работать в команде, обмениваться знаниями, выстраивать решения и аргументировать свои выводы. Процесс познания становится для них увлекательным и запоминающимся, что способствует их личностному росту и развитию.Таким образом, экспериментальная деятельность на основе пособия «Мир чудес» является эффективным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Она стимулирует их творческий потенциал, развивает научный интерес и мышление. Благодаря такому подходу, дети получают возможность узнавать мир сами, получая удовлетворение и восторг от процесса познания.В свете изучения экспериментальной деятельности на основе пособия «Мир чудес» в контексте познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых, такой подход к образованию стимулирует детей к осознанному и активному опытному познанию мира, что важно для их полноценного развития. Во-вторых, пособие «Мир чудес», созданное с учетом возрастных особенностей детей, расширяет их кругозор и тренирует навыки наблюдения и рассуждения. В-третьих, такая методика может быть эффективным инструментом развития у детей критического мышления и научного подхода к изучению окружающей среды.В связи с этим, дальнейшее развитие экспериментальной деятельности на основе пособия «Мир чудес» должно быть приоритетным направлением работы с детьми старшего дошкольного возраста. Важно создавать интересные и разнообразные задания, а также обеспечивать детей всеми необходимыми материалами для проведения экспериментов. Такой подход поможет укрепить у них интерес к научному познанию и воспитывать активное исследовательское мышление.Более того, внедрение экспериментальной деятельности на основе пособия «Мир чудес» может оказать положительное влияние на развитие детей в целом. Оно способствует развитию речи, логического мышления, творческих способностей и самостоятельности. Кроме того, такие эксперименты способны вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес и удивление, что интенсифицирует процесс их познания и оказывает положительное воздействие на их мотивацию к обучению.В конечном счете, использование пособия «Мир чудес» в экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством для их познавательного развития. Оно способствует развитию различных навыков и качеств, необходимых для успешного обучения и самореализации в будущем.Список использованной литературы1. Глуховская В.В. Методика экспериментальной деятельности старших дошкольников // Педагогические науки. 2015. Т.8. №17. С. 113-119.2. Гурбанова Л.Ю. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста: психологические особенности и практические аспекты // Психология образования. 2014. Т.8. №1. С. 48-54.3. Дмитриева Е.А. Организация экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада // Вестник Московского университета. 2017. Серия 14: Педагогика. №4. С. 76-83.4. Залевская А.А. Целесообразность использования учебного пособия «Мир чудес» при организации экспериментальной деятельности в детском саду // Научные труды РГЭУ. 2016. Т.6. №4. С. 22-29.5. Иванова М.Н. Особенности экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогические и психологические науки. 2013. Т.20. №7. С. 88-93.6. Карелина Н.В. Познавательное развитие детей на основе экспериментальной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т.20. №3. С. 22-30.7. Макарова Л.В. Возможности применения пособия «Мир чудес» при проведении экспериментов в детском саду // Учительское образование. 2017. №1. С. 82-89.8. Маркова Е.А. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста: сущность и методика // Вестник Российского государственного педагогического университета. 2014. Т.9. №2. С. 55-63.9. Наумова Е.О. Экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада на основе пособия «Мир чудес» // Специалист. 2016. №1. С. 73-80.10. Орлова Т.А. Познавательное развитие дошкольников на основе экспериментальной деятельности // Педагогический процесс: теория и практика. 2015. Т.8. №2. С. 122-130.11. Сергеев И.И. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста и ее значение для познавательного развития // Педагогика. 2013. №5. С. 92-99.12. Смирнова А.Н. Использование пособия «Мир чудес» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2017. Т.5. №2-1. С. 221-227.13. Титова Н.А. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста с использованием пособия «Мир чудес» // Педагогическая психология в России. 2016. Т.11. №2. С. 53-61.14. Удодова О.В. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальной деятельности // Психологическая наука и образование. 2014. №1. С. 120-127.15. Федорова Е.В. Организация экспериментальной деятельности старших дошкольников на основе пособия «Мир чудес» // Вопросы психологии. 2015. №4. С. 88-95.Приложение АТематический план проектаПерспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе:Приложение БСодержание программы ПриложениеИгры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительностиИгра «Волшебный мешочек»В непрозрачный мешочек кладут предметы разной величины, формы, фактуры (небольшие игрушки, геометрические фигуры и др.). Ребенку предлагают, закрыв глаза, на ощупь найти любой предмет, определить его свойства по ощущениям, из какого материала он изготовлен (например, из стекла, пластмассы, дерева, железа), назвать его. Сначала наводящие вопросы задает воспитатель, а затем, когда игра усвоена, — спрашивают дети. Вопросы могут быть следующего характера: «Предмет легкий или тяжелый, гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий?», «Утонет в воде или нет?» Можно использовать элементы исследовательской деятельности на занятиях. Проверить свойства предметов можно с помощью установления их сходства и различия, использовать, например, весы, емкость с водой.Другой вариант игры с волшебным мешочком, когда внутри его могут находиться разные наполнители: фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, рис, манка, песок, орехи, косточки от вишни или фиников, мелкие камешки, пуговицы, а также различные предметы. Воспитатель называет предмет, а дети должны на ощупь найти и достать его.Игры в волшебный мешочек могут быть тематическими. Для этого в него можно положить разные предметы по определенной тематике. Например, на Новый год — шишки, маленькие пластмассовые елочные игрушки, каштаны, ребристые грецкие орехи, гладкие желуди, конфетки; при изучении овощей и фруктов — небольших размеров редис, морковку, яблоко, картофель, лук, огурец и т.п.Упражнение «Найди пару»Детям предлагается в сухом бассейне найти предметы. Предметы могут быть разными, например, набор геометрических фигур разной формы, величины и цвета или игрушки небольших по размеру животных, пуговицы разных форм и размеров.Упражнение «Поможем повару»Детям предлагается помочь повару отсортировать горох от фасоли, находящиеся в одной емкости. Для этого им даются пустые лотки. Напоминаем, что работать нужно обеими ручками. В ходе выполнения задания можно задавать вопросы, например: какие блюда можно приготовить из этих круп?Для развития мелкой моторики, формирования навыка координированных движений правой или левой руки можно использовать работу с различными по толщине нитками, шнурами.Упражнение «Художники»На листе бумаги формата А4 изображен предмет, например яблоко. Нужно сначала на этой картинке с помощью шнура обвести контур яблока, затем на поверхности шероховатого или ворсистого материала (ковра, бархатной бумаги) по образцу также выложить контур изображенного предмета. Напомнить детям, что выполнять задание нужно обеими ручками. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Также можно использовать для выкладывания контура изображений мелкие предметы — семена, плоды, пуговицы. Образцом может быть сам предмет, а не картинка.Упражнение «Ножницы потерялись»Для выполнения этого задания необходимо изобразить на листе бумаги какой-нибудь предмет. Детям дается задание — аккуратно без ножниц, с помощью рук, отрывая кусочки бумаги, «вырезать» по контуру этот силуэт. Другой вариант задания можно выполнять с опорой на контур и без него. Из листа бумаги, на котором нет изображения предмета, ребенку нужно придумать его и с помощью рук отрывать кусочки бумаги, чтобы получился задуманный силуэт. Дети отгадывают друг у друга полученные изображения.Упражнение «Шнуровка»Для выполнения этого задания необходимы разные геометрические фигуры, различные предметы (треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы, круги, одежда), изготовленные из плотного картона для шнуровки. Следует продевать шнурочки в отверстия на предметах.Из двух треугольников нужно составить квадрат, соединив их с помощью шнурка. Можно задать вопрос: «Какие нужно взять треугольники, чтобы получился квадрат?» Далее, на фигуре домика, используя разные геометрические фигуры, заполняют его недостающими деталями с помощью шнуровки (прикрепить геометрические фигуры, чтобы получился домик с окнами, дверьми, крышей, трубой).Предлагаем другие варианты заданий с использованием шнуровки. На фигуре машины прикрепить детали из геометрических фигур с помощью шнуровки. Продеть разные по цвету шнурки в отверстия на машине так, чтобы получились разные геометрические фигуры. На фигуре-шнуровке «Ежик» нужно прикрепить шнурком геометрические фигуры так, чтобы получился грибок, яблоко, груша. Во время проведения упражнений детям загадываются загадки.Упражнение «Составь буквы, цифры»В сенсорной комнате на напольном покрытии можно использовать цветные кубики для составления цифр, букв, слов. Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. В коробочку кладутся разноцветные кубики. Детям предлагается составить из них несколько цифр, букв и слов. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Для этого задания также используются и разноцветные пластмассовые крышечки.Упражнения на снятие эмоционального напряженияУпражнение «Кубик эмоций»Дети располагаются по кругу на мягком напольном покрытии. Воспитатель объясняет, что дети будут играть с кубиком, на каждой стороне которого изображено лицо, отражающее какое-нибудь настроение, эмоцию. Дети должны бросать друг другу кубик и при этом изображать настроение с помощью мимики, соответствующей выпавшему на кубике выражению лица. Перед началом игры каждый ребенок должен взять кубик в руки и внимательно рассмотреть картинки на его сторонах.Упражнение «Заплетаем косу»В этом упражнении используются фибероптические волокна, меняющие цвет по всей длине, напоминая разноцветный водопад. Выполнять упражнения можно стоя, сидя, лежа. Например, перебирая волокна по одному, ребенок должен продолжить фразу «Я самый…», говоря о своих хороших качествах, либо придумывая желаемые.Другой пример упражнения. На каждое волокно нужно придумать ласковое имя для себя. Можно, перебирая волокна, заплетать из них косы.Релаксационные упражнения(проводятся под музыкальное сопровождение)Упражнение «В море»Находящемуся в сухом бассейне (на мягком напольном покрытии) ребенку предлагается представить, что он плавает в море сначала на животе, затем на спине, на боку, гребет руками. Он должен имитировать движения. Затем спокойно полежать на волнах, закрыв глаза, и представить себе, что спокойно покачивается на волнах. Во время упражнения звучит релаксационная музыка «Океан».Упражнение «Рыбки»Дети ложатся на мягкое напольное покрытие или в сухой бассейн. Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали. Закройте глазки. Представьте, что вы — маленькие разноцветные рыбки, плавающие в море, мягко шевеля своими плавничками и хвостиками. Вы плаваете и видите вокруг других разноцветных рыбок, которые вам улыбаются; вы видите водоросли, разноцветные камешки, лежащие на дне. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть. Вы представляете, как плавно опускаетесь на мягкий теплый песочек на самое дно моря. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне. Вы чувствуете, что набрались сил и хорошенько отдохнули. Поэтому быстренько поднимаетесь на поверхность моря, где видны лучики солнца. Теперь можно открыть глазки и улыбнуться солнышку.Упражнение «На берегу моря»Закройте глазки. Постарайтесь представить, что вы оказались летом на берегу моря. Вы лежите на теплом песочке, а сверху ласково греет солнышко. Вам тепло и приятно лежать. Вы чувствуете, как солнышко ласково посылает вам свои теплые лучики. Один лучик солнца нежно коснулся вашего личика и подарил вам улыбку. Второй лучик солнышка нежно коснулся ваших ручек и подарил вам ловкость. Третий лучик солнышка коснулся вашего туловища и подарил вам гибкость. А еще один лучик солнца нежно коснулся ваших ножек и подарил вам силу. У вас хорошее настроение, вы отдохнули, откройте глазки.Упражнение «Водопад»Детям предлагается лечь поудобнее на мягкое напольное покрытие, закрыть глазки и представить себе, что они стоят под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно находиться под водопадом. Вы чувствуете, как струйки воды стекают на волосы, лицо и мягко струятся по всему телу. Давайте немного постоим под водопадом и послушаем его шум. Представьте, что вместе с водой уплывают от вас все неприятности и огорчения, а остается только хорошее. Вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости, становитесь уверенными, у вас хорошее настроение. Вы чувствуете себя бодрыми, веселыми и полными сил. С хорошим настроением откройте глазки и улыбнитесь друг другу.Упражнение «Летняя ночь»Звучит спокойная мелодия. Детям предлагается лечь на мягкое напольное покрытие поудобнее, чтобы ручки и ножки отдыхали, и закрыть глазки.Начинается волшебный сон. Представьте себе, что наступила чудесная летняя ночь, вы лежите на мягком теплом песочке у моря и смотрите на небо. Вы видите, как зажигаются яркие звездочки и медленно-медленно плывут по синему небу. Вам тепло и приятно лежать на песочке. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Дышите ровно и легко. Но ночь подходит к концу, гаснут на небе звезды, и наступает утро. Вы видите, как в небе появляется солнышко, оно ласково греет вас, и настроение становится веселым. Вы отдохнули и полны сил. Теперь откройте глазки и с хорошим настроением улыбнитесь друг другу.Упражнения на развитие восприятиеУпражнение «Разноцветные шарики»Дети устраиваются около воздушно-пузырьковой колонны с шариками. Они внимательно рассматривают происходящее в ней — как меняется цвет воды, движутся пузырьки и плавают разноцветные шариками. Детям предлагается сосчитать плавающие шарики, выбрать понравившийся, дать ей имя и следить глазками за подъемом и опусканием шариков. Затем прикоснуться ладошками к пузырьковой колонне, рассказать о своих ощущениях. Закрыв глазки, дети должны назвать все цвета воды, которые они видели. Далее нужно попросить детей подумать и рассказать, что бы они сделали, если бы стали золотой рыбкой? Какие бы хотели исполнить желания?Упражнение «Нарисуй свое имя»Закрыв глаза, дети должны представить перед собой чистый листок бумаги. Мысленно на нем написать свое имя, мысленно взять карандаш, например синего цвета, и раскрасить им свое имя. Затем стереть его и вновь взять любого цвета карандаш и написать свое имя. Открыть глаза и рассказать, кто каким цветом нарисовал свое имя.Упражнение «Творчество»Дети сидят на мягком напольном покрытии, закрыв глаза. Напоминаем, что во время этой игры никто не разговаривает. Детям предлагается представить мысленно любой предмет (мячик, елочку, рыбку и т.п.). Далее нужно постараться также мысленно изменить размер этого предмета (увеличить и уменьшить его), изменить его форму (например, сжать как гармошку). Потом предлагается мысленно взять цветные карандаши и аккуратно раскрасить этот предмет в какой-нибудь цвет.