Публикации День знаний в 3 классе "Основы безопасности жизнедеятельности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: День знаний в 3 классе "Основы безопасности жизнедеятельности"
Автор: Шпаковская Лилия Федоровна

Тема: “Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях“
Цели:-обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях;
научить предотвращать эти ситуации;
развивать наблюдательность и самостоятельность;
- воспитывать у младших школьников негативное отношение к дурным привычкам;
- предупреждать возникновение желания попробовать запретное.
Ход урока
І.Приветствие.Вводная часть.
1.Вступительное слово учителя.
Отпылало лето жарким зноем,
Позади счастливейшие дни…
И опять, как прежде, мы с тобою
В утро ранней осени пришли…
И опять начнётся все сначала
В школе от звонка и до звонка.
Снова от сентябрьского причала
Понесет нас школьная река…
С трепетным волненьем мы встречаем
Первое родное сентября!
Школьный год отсчет вновь начинает,
И фанфары в честь его звучат!
- Мы снова встретились в нашей школе и в нашем классе.Я рада видеть вас повзрослевшими, красивыми, радостными теперь уже учениками 3 класса. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю больших успехов. Третий класс - достаточно трудный, но все трудности мы вместе непременно преодолеем. Будем не только учиться наукам, но и дружить. Ведь главное - что каждыйиз вас – это добрыйи надёжный друг. Давайте, в знак нашей дружбы, улыбнёмся друг другу. (Улыбаемся)
2.ОБЖ
- Пришла пора начать наш первый урок. Посмотрите, а к нам пришли на праздник буквы! А как вы думаете, зачем они к нам пришли, что обозначают? (О Б Ж)
- Сегодняшний классный час посвященбезопасности на дороге, дома, в общественном месте, на воде и чрезвычайным ситуациям.
II. Основная часть.
-Сейчас мы с вами совершиминтересноеи увлекательное путешествие по станциям в мир безопасной жизнедеятельности.
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пыталисьзащититься от диких зверейи природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали инымиправила безопасной жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивнымдвижением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большимскоплением людей. И сегодня на каждойстанциидля вас подготовленысамые разнообразные задания, а чтобы справиться с ними, вам необходимо показать свои знания, умения, а где-то проявить смекалку.
- А сейчас мы проверим как нужно себя вести в школе, на дороге, в общественном месте.
Отгадайте загадку.
Весёлый шалунишка,Оранжевый мальчишка,Лишь вечер настаёт,Концерт в печи даёт.Разбегался мальчонка,Трещат дровишки звонко.Оранжевые прядиТак хочется погладить...Проказника не троньЗовётся он ...(Огонь)
Станция № 1“При пожаре, как один, набираем 101”
-Вы попали на станцию“При пожаре как один набираем 101”.
Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжениивсей историион был спутникомчеловека иверно служил ему.
– А как вы думаете, огонь – это друг или враг?
Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.
Первым крупным достижением человека явилось использование огня для приготовление пищи.
Около 100 тысяч лет тому назад человек научился искусственно добывать огонь путём быстрого
трения дерева о дерево. Для этого нужно было обладать большим терпением и ловкостью.Вот почему древние люди специально выделяли людей, которые добывали огонь. Огонь теперь защищал их от холода и хищников, улучшал качество пищи. Так человек научился добывать огонь.
Огонь – друг. Он всюду: в домах, на заводах, на полях и фермах. Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. Без огня немыслима наша жизнь. Огонь – наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно.
Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. Вруках,приусловиисоблюдения пожарной безопасности,он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут жестановится злым. По причине неосторожногообращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творениякультуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, неслучайность, а результат легкомыслия и беспечности человека.Но чтобы его не бояться, нужно обязательнодружить с ним и использовать длясвоегоблага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость.
Огонь – враг. Однако огонь всегда таил в себе опасность. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Поэтому, когда мы ведём себя плохо, не слушаемся родителей, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага.
Обсуждение жизненных ситуаций
1. Еслиты в квартире один и начался пожар, что следует делать?
(Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотнуюткань, одеяло иливылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленноубегай издома в безопасноеместои толькопослеэтогозвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони 101, сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).
2. Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?
(Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань,позвонить по телефону 101, покинуть помещение).
3. Какуберечь себя от поражения электрическим током?
(Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе, чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением).
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Станция № 2“Тише едешь – дальше будешь”
-Выпопали на станцию Тише едешь, дальше будешь.
Вездеи всюду правила, их надо знать всегда,
Безних не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходятв рейс по правилам
Полярники пилот,
Своиимеют правила шофер и пешеход.
Погороду, по улице не ходят просто так:
Когдане знаешь правила, легко попасть впросак.
Всевремя будь внимателен и помни наперед.
Своиимеют правила шофер и пешеход.
-Ребята!Вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Дляпешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться.
Акак вы владеете знаниями по правилам дорожного движения, мы сейчас узнаем! А
поможет нам в этомвикторина:
Викторина
1.Какпомогает пешеходам и машинам светофор?(Он показывает, когда
можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)
2.Чтоозначаю красный, желтый и зеленый цвет светофора?
3.Когдачеловек становится пешеходом?
(как только выходитна улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится
пешеходом).
4.Ктоявляется участниками движения?
(Пешеходы и водителиявляются участниками движения.От их поведения на дороге зависит наша жизнь.)
5.Какиепоследствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения?
- Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения.
Загадки:
Всемзнакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…(Пешеходныйпереход)

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят…(Дети)

Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.(Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда. Быстро путь найдем сюда. (Остановка)
Станция №3 “На реке родной не будь дурной”
- Какие правила поведения нужно соблюдать, отдыхая на водоёме?
1.Не купайся один, без старших.
2.Купайся только в хорошо известных и специально отведённых для купания местах. 3.Не ныряй, не прыгай в воду в незнакомом тебе месте.
4.Не заплывай за буйки.
5.Не шали на воде!
6.Не топи другого, даже в шутку.
7.Не отплывай далеко от берега на надувных матрасах, кругах, лодках.
Станция №4 “Литературная”
- Ребята, вы знаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям.
- Какие нарушения основ безопасности привело сказочного героя к печальным последствиям?
Колобок (чрезмерное доверие к незнакомцам);
Волк и семеро козлят (не открывай дверь чужим);
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (слушайся старших);
Г.Х.Андерсен Снежная королева (нельзя цеплять санки за впереди идущий транспорт).
“Гуси-лебеди” (слушай старших)
1. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними. (Колобок)
2. Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Маша)
3. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? (Буратино)
Станция №5 “Загадки – предостерегалки”
1.Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный (светофор)
2.Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (огонь)
3.Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается (электричество)
4.Это тесный-тесный дом,
Сто сестричек живут в нём,
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр!
Не шути с сестричками,
Тоненькими… (спичками)
5.Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не зевай и не стой,
А залей его… (водой)
Станция №6 “МЧС”
-Кто знает, как расшифровать эти три буквы?
МЧС —Министерство по чрезвычайным ситуациям, в которое можно обратиться за экстренной помощью по номеру 112.
Существует 3 вида опасности:
1. Природная опасность – это явления, которые происходят естественным путем и могут причинить вред людям, животным и растениям. Они могут происходить в любой точке планеты: в горах, на морском берегу или в центре города.
К природным опасностям относятся землетрясения, наводнения, оползни, лесные пожары, ураганы и тайфуны. Кроме того, некоторые природные феномены, такие как гром, молнии и сильный ветер могут вызвать опасности для жизни и здоровья людей.
2.Техногенная опасность – это риск, потенциально возникающий в процессе функционирования технических объектов.
-Механические и термобарические, характеризующиеся формированием волн избыточного давления и тепловой радиации, распространением конвективных тепловых потоков, образованием полей осколков;
-Физические, выражающиеся формированием электромагнитных, звуковых полей;
-Радиационные, воздействующие на окружающую среду посредством радиоактивных облаков.
3.Социальная опасность - это опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы.
Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей.
Социальные опасности могут быть классифицированы по природе и форме воздействия, по масштабу событий, по половозрастному признаку, по организации.
По природе и форме воздействияна человека выделяют следующие социальные опасности:
1) опасности, связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.);
2) опасности, связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество);
3) опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);
4) опасности, связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевания, туберкулез и др.);
5) опасности суицидов.
Рассказ учителя о чрезвычайных ситуациях.
Просмотр мультфильма Спасик и его друзья. Безопасное поведение в городе.
Вы показали сегодняпрекрасныезнанияна всех этапах, и янадеюсь, что вы будете соблюдать, и применять все знания по безопаснойжизнедеятельности, беречь свое здоровье, потому что оно бесценно, как и всянаша жизнь!
III. Подведение итогов занятия.
Станция №7 “Готовность получать оценки”
- Сейчас мы проведем курс экстренной проверки на готовность получать двойки и пятерки.
Не зевайте, где нужно оценку добавляйте!
1.Будь прилежен, аккуратен, на учителя смотри,
2.Коль работа без ошибок, то дневник украсит... (пять).
3.Если же стихотворенье ты не выучил опять,
4.То получишь, несомненно, за домашнее только... (два).
5.Целый день решал задачу на обоях ты в квартире,
6.Но забыл переписать все и получишь ты... (два).
7.Так английский заучил, что в школу ты успел едва,
8.Но превосходно отвечал, и в дневнике поставят... (пять).
9.Всю таблицу умноженья знать, конечно, пригодится.
10.Лишь хватило бы терпенья, и получишь... (пять).
Станция №8 “ Да или нет”
А вот вам еще одно испытание!
В рифму дай, дружок, ответСловом да иль словом нет.Но, смотри, не торопись,На крючок не попадись!
Первоклашкам 10 лет?(Нет)С мягкой спинкой табурет?(Нет)Пишет музыку поэт?(Нет)Форма круга у монет?(Да)Пишет повар вам портрет?(Нет)Борщ – полезная еда?(Да)После завтрака обед?(Да)Волк живёт на дне пруда?(Нет)Есть колёса у ракет?(Нет)Над трамваем провода?(Да)На луне есть города?(Нет)В море айсберг изо льда?(Да)Кинешь камнем кошке в след?(Нет)Будет вечером рассвет?(Нет)Спать ложатся на буфет? (Нет)В небе мчаться поезда?(Нет)После пятницы среда?(Нет)Нужен вечером нам свет?(Да)Мы веселые всегда?(Да)
Станция №9 “ Доскажи словечко”
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?.. (Ученик.)

И сегодня встретит вас
Светлый и просторный... (класс).

В коридоре топот ног.
Кто зовет всех в класс? (Звонок.)

Если все ты будешь знать.
То в дневник поставят... (пять).

Если будешь знать едва,
То получишь только ... (два).

То, какой ты ученик.
Всем покажет твой... (дневник).

Быть всегда должны в порядке
Твои школьные... (тетрадки).

Кто карандаш свой потерял,
Тот забыл, что есть... (пенал).
День знаний – это праздник книг, цветов, улыбок, света. И мне хотелось бы закончить нашу встречу тоже празднично.
Звонок веселый созывает нас,И школа снова двери открывает.Наш озорной, большой и дружный классЗа партами учиться собирает.Я поздравляю с 1-м сентября,Пусть знания легко вам достаются,Не будут строги к вам учителя,И все уроки быстро удаются.