Публикации
Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Бережное отношение к природе"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Бережное отношение к природе"
Автор: Шпаковская Лилия Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Бережное отношение к природе"
Автор: Шпаковская Лилия Федоровна
Тема: “Бережное отношение к природе “ Класс: 1 Цели: - сформировать первоначальные представления об экологии; - учить детей анализировать свое поведение через поступки. - развивать умение размышлять, делать выводы, работать в группе; - воспитывать любовь к окружающему нас миру, положительное отношение к природе.Тип урока: комбинированный.Оборудование: сигнальные карточки, игрушка “Незнайка”, словарь С.И.Ожегова, иллюстрации цветов, деревьев, животных, глобус, образец “Красной книги природы”. Ход урокаІ. Организационный момент.- У нас в гостях Незнайка. Он задумался, почему он так часто стал слышать слово “экология?”- На лестнице успеха поставьте знак, достаточно ли вы владеете информацией по этому вопросу.- Ребята, а кто из вас слышал слово “экология”? (Дети поднимают руки). - Ребята, поможем Незнайке ответить на этот вопрос?- Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живем? - Мы все живём в удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя счастливыми людьми. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. Одна из них экологическая. На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц Ради нескольких яиц, Не ловили по дубравам Рыжих белок для забавы, Травку не топтали, Рек не загрязняли! Все старательно, с умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, Где живем и ты, и я! С. КрупинаІІ.Актуализация опорных знаний. 1.Вступительная беседа об экологии.- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так, но, к сожа-лению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают де–ревья, а мы все чаще и чаще слышим слово “ экология “. - Давайте попробуем разобраться, что это слово означает. Как можно выяснить его значение?(Cпросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.)- А вот сейчас давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого слова. 2.Cловарная работа.- Что такое экология? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к словарю. Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.- От слова “экология” произошло слово “эколог”. В словаре Ожегова написано, что экологи - это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Ученые - экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям.- Почему нужно бережно относиться к природе, к Земле?- Сегодня здоровье и жизнь нашего природного дома в опасности. Он нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас мы с вами будем экологами. Будем искать в природе разные нарушения, и стараться провести работу по их исправлению.ІІІ.Изучение новых знаний. 1.Устный журнал: а) Зелёная страничка.-А почему она зеленая? (ответы)Она зеленая, т.к. основу жизни составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.Представьте, что вы находитесь в лесу. Как свободно дышится. Здравствуй, природа! Здравствуйте, деревья, кустарники и цветы! Здравствуйте, птицы – воробьи и жаворонки! Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы! Здравствуй воздух, вода и небо! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные, росли бы растения, которых мы никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.Посмотрите, наша страница пуста. Нам нужно разобраться со всеми нарушениями и вернуть всё живое. А для этого нужно разгадать загадки.2. Разгадывание загадок.1)Рос шар бел. Ветер дунул – Шар улетел. (Одуванчик.) 2)Это прозвище недаром у красивого цветка: Капля сочного нектара и душиста, и сладка! От простуды излечиться Вам поможет …(медуница)3)Первый вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник)4)Я знаменита не цветами, А необычными листами: То твердыми, холодными, То мягкими и теплыми . ( мать-и-мачеха)- Когда цветут эти цветы? - Как называют цветы, которые расцветают ранней весной? (первоцветы)3. Решение экологической задачи.“В путешествие отправились 3 человека. Сколько погибнетцветочков если каждый сорвёт по цветку?” - Мы никогда не задумываемся о том, какой вред приносим природе, срывая цветы. Ведь часто, собирая цветы, мы вырываем их вместе с корнями. И эти цветы уже никогда не будут расти на этом месте. И если бы цветы умели говорить, чтобы они могли нам сказать? (высказывания детей) - А вот свод правил, которые мы должны помнить.4. Правила поведения в природе.- Не рвите большие букеты!- Не губите места произрастания первоцветов!- Не вырывайте первоцветы с корнем!- Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!- Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов! - Ребята, а что делать, если хочется подарить цветы любимым людям: маме, бабушке? (Можно составить букет из тех растений, которые выращены человеком, или подарить комнатный цветок в горшке)Ребята, как вы думаете, мы полностью справились с заданием, нашли все экологические нарушения и оживили страницу? (сигнальные карточки)5. Работа в группе. На нашей страничке нет деревьев и кустарников. Соедините звуковую схему со словом, и вы узнаете, какими деревьями можно оживить нашу страницу. ( Клён, осина, берёза, сосна, ель, дуб.) 6. Решение проблемной ситуации.- Стоп! Слышите стук топора? Откуда он раздаётся? Давайте поспешим на стук. Оглянитесь кругом, что мы видим? Возле самой дороги одинокая старая берёзка. А на её стволе свежие следы от топора. Подойдём к дереву. Осмотрим глубокую рану. Берёзка плачет, её заливает прозрачный берёзовый сок. Вся влага течёт на землю.Ребята, что же произойдёт с берёзкой?Да, дерево постепенно засохнет. А чтобы вырастить такое же дерево, нужно не менее 40-50 лет. И такое зло сделал кто-то. Чтобы сделать 2-3 глоточка берёзового сока. Каждую весну гибнут тысячи берёз от топоров и ножей. Как мы должны поступить, чтобы помочь берёзке? (Замазать, рассказать друзьям эту печальную историю, чтобы они задумались.) - Какие самые страшные раны человек наносит деревьям в лесу? (Лесные пожары; надписи на деревьях, неразумная добыча березового сока.) В настоящее время леса уничтожаются в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Потеря лесных богатств — одна из экологических проблем. Мы порой не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Мы думаем о дне сегодняшнем, а о завтрашнем не задумываемся. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. Как вы думаете, все нарушения мы нашли в природе? (сигналят)7. Физкультминутка. Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр и направо, и налево! К небу ручки протянули – позвоночник растянули! Отдохнуть мы все успели и за парты снова сели.8.Работа в группах. На партах конверты с зелёным знаком, вам сейчас нужно собрать разрезанные картинки и узнать, кого у нас нет на странице, и кто может жить в нашем лесу. (Заяц, белка, дятел, синица, муравей, божья коровка.) Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей. Скачет по ветвям синицей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг! Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Уничтожено огромное количество птиц и зверей. Учёные подсчитали, что на земном шаре каждый день исчезает по несколько видов животных и растений. И всё потому, что люди не зная, а часто, не желая признавать законы природы, грубо вмешиваются в неё. -Как вы думаете, какие меры принимаются по охране разнообразия животных? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.) 9. Красная книга природы. Животные, заносимые в Красную книгу, подразделяются на пять категорий: - исчезающие виды; - возвращающиеся виды; - редкие виды; - неопределенные виды (малоизвестные); - восстановленные виды.Забота каждого – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги. Для этого люди должны уметь себя вести и выполнять правила.10.Оценивание поведения ребят. (Сигнальные карточки. Хорошо. Плохо.) Сделаем вывод, какие правила мы должны уметь применять? - не охотиться на редких животных, не ловить, не пугать их; - не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. - не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. - Смогли ли мы оживить страницу? Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.ІҮ.Закрепление изученных знаний. 1.Тест “Как поступишь ты”? 1. Костёр надо разводить: - на поляне; - под деревом. 2. Ветки для костра надо: - ломать с живых деревьев; - подбирать с земли. 3. Прежде чем уйти, костёр надо: - залить водой; - засыпать торфом. 4. Мусор надо: - взять с собой; - оставить в лесу. 5. Увидев ежика, надо: - взять его домой; - пройти мимо. 6. Увидев гнездо в траве, надо: - пройти мимо; - поглажу, покормлю птенцов. 7. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо: - съесть их; - не трогать. 8. В лесу надо: - слушать громкую музыку; - вести себя тихо и сдержанно. б) Голубая страничка. Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. Что это? (Воздух)- Действительно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане. Все живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым. 2. Работа с иллюстрацией.- Чем опасно загрязнение воздуха? -Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище? (ответы) 1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. 2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. 3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. - Вы правильно ответили, как сделать воздух чистым. Если каждый человек очистит воздух вокруг себя, то мы сможем очистить небо над всей планетой. Наша планета выздоровеет и будет счастлива. - Как вы думаете, мы решили экологическую проблему воздуха? (сигнальные карточки)3. Физкультминутка. Прогулка по лесу. (Встали, тихо шагаем, вдыхаем свежий воздух, потягиваемся.)Да, в нашем лесу по-прежнему тихо. Кого же не хватает? (животных) в) Синяя страничка.Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один. Какого цвета будет такой вертящийся глобус? Конечно, синего, потому что две трети земной поверхности занимает вода. Не умыться, не напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! Эта страница о воде. Где больше всего воды на Земле? (В океане.) А еще где находится вода? ( В морях, в озерах, в реках, в ручьях.) Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? (Соленая) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Посмотрите на нашу страницу, как вы думаете, почему на ней так много тёмных пятен? (ответы детей) -Рассмотрите иллюстрации и найдите на них экологические нарушения, к чему всё это ведёт?4. Работа в группе.Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? 1.Экономно расходовать воду, не оставлять кран открытым. 2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины.3.Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. - Как вы считаете, мы решили экологическую проблему воды? (сигнальные карточки) - Я надеюсь, что когда вы подрастете, то изобретёте фильтры для очистки воды от отходов заводов и фабрик.Ү. Итог урока.1.Цветы успеха. Звучит спокойная музыка. Теперь представьте себе, что над вами светит чудесная звезда. Это ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу. Вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и этот свет рассеивается по всей нашей планете, кругом зацветают цветы, поют птицы… Так пусть каждый из вас подарит свой цветок успеха нашей планете. (приклеивают цветы) 2.Рефлексия. Самооценка учащихся. Используется “Лестница успеха". - Ребята, сегодня вы были экологами, поставьте себя на ту ступеньку, которой вы сегодня достигли на уроке. Сравните свои результаты. -Чему учились на уроке?- А сейчас посмотрите на нашего Незнайку, какой он?-Как вы думаете, почему он такой счастливый? (мы помогли ему ответить на вопрос)- Незнайка улыбается — ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы, и его надо беречь. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Давайте будем беречь планету Во всей Вселенной похожей нету: Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она?..