Публикации Предметная неделя географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметная неделя географии
Автор: Журавина Нина Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя школа п.Пола
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУСШ п.Пола
_______________Т.В. Сергеева
Приказ от 30.09. 2023г. № 53
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Новгородика
для 6 класса
(туристско-краеведческое направление)
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности История и культура Новгородской земли направлена на изучение истории Новгородской земли. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств обучающихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Краеведение - это сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо края, а также сфера общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития образования, когда у обучающихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов, где один из целевых ориентиров направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа История и культура Новгородской земли призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, а так же направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности обучающихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.
Изучение интересных страниц истории, культуры Новгородского края, изучение жизни и деятельности знаменитых земляков.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.
Задачи программы:
совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
изучение истории большой и малой родины.
В основе программы положены следующие принципы и подходы: научность; доступность; принцип гуманизации; личностно-ориентированный подход; дифференцированность; практичес-кая направленность.
Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании обучающихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.
Образовательный результат программы:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Организация проведения занятий
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Объем программы 34 часа, 1 час в неделю.
Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.
Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.
Результаты работы по программе:
- представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной и внеурочной деятельности;
Мониторинг уровня овладения программой:
- участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, области;
- презентации проектов обучающихся и педагога перед общественностью;
- разработка проектов;
Используемая литература:
Новгородика: 6 класс:учебное пособие под ред. Б.Н.Ковалева.- Москва: Просвещение, 2023
Учебно-тематический план
внеурочной деятельности
Новгородчина
6 класс ( 34 часа)

Наименование тем
Кол-во
часов
Из них
Итоговая
работа
Теория
Практика
1.
Введение.
2
1
1
Работа с картой
2.
Новгородская земля в древности
6
5
1
Создание компьютерной презентации
3.
Новгородчина в составе Руси
25
20
5
Проект по теме
Экскурсия
Оформление фотоальбома
4.
Итоговое занятие
1
1
-
Итого
34
27
7
Содержание программы
Тема 1. Введение. (2 часа)
Тема 2. Новгородская земля в древности (6 часов)
Древние люди на территории Новгородчины.Новгородская земля в раннем железном веке. Культура длинных курганов.Новгородская земля в раннем железном веке. Культура длинных курганов.Приход славян на северо-запад Восточно-Европейской равнины.Культура сопок. Славянское общество в конце I тыс.н.э. Международные торговые пути.
Тема 3. Новгородчина в составе Руси (25 часов)
Призвание варягов. Рождение Новгорода.Новгородская земля при первых Рюриковичах.
Новгородская земля X в.. Принятие христианства новгородцами. Новгородская земля во времена Ярослава Мудрого. Последствия крещения Новгорода. Развитие Новгорода в XI-XIIвв. Духовная жизнь в Новгороде в XII в.. Музыкальные древности Новгорода. Княжение Мстислава Великого и его сына Всеволода в Новгороде. Новгородская вечевая республика. Города Новгородской земли. Новгородские монастыри и подвижники монашества. Взаимоотношения Новгорода с князьями Владимиро-Суздальской земли. Ремесло и торговля. Начало борьбы с крестоносцами. Хан Батый на подступах к Новгороду. Великие победы Александра Ярославича. Борьба Новгорода с крестоносцами во второй половине XIII – первой половине XIV в. Торговля Новгорода с Готландом. Создание Ганзейского союза. Торговля Новгорода с Ганзой. Русско-ганзейская торговля в конце XIV-началеXVв. Новгородские былины. Мировое культурное наследие Новгорода. Быт средневековых новгородцев. Новгород и междоусобная война XV в. Присоединение Новгорода к Москве.
Итоговое занятие 1 час
Календарно-тематическое планирование по программе внеурочного курса Новгородика
6 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1-2
Введение
2
0
0
Новгородская земля в древности ( 6 часов)
1
Древние люди на территории Новгородчины.
1
0
0
2
Новгородская земля в раннем железном веке. Культура длинных курганов.
1
0
0
3
Новгородская земля в раннем железном веке. Культура длинных курганов.
1
0
0
4
Приход славян на северо-запад Восточно-Европейской равнины.
1
0
0
5
Культура сопок. Славянское общество в конце I тыс.н.э.
1
0
1
6
Международные торговые пути.
1
0
0
Новгородчина в составе Руси (25 часов)
1
Призвание варягов. Рождение Новгорода.
1
0
0
2
Новгородская земля при первых Рюриковичах.
1
0
0
3
Новгородская земля X в.
1
0
0
4
Принятие христианства новгородцами
1
0
0
5
Новгородская земля во времена Ярослава Мудрого
1
0
0
6
Последствия крещения Новгорода
1
0
0
7
Развитие Новгорода в XI-XIIвв.
1
0
0
8
Духовная жизнь в Новгороде в XII в.
1
0
0
15
Музыкальные древности Новгорода
1
0
0
9
Княжение Мстислава Великого и его сына Всеволода в Новгороде
1
0
0
10
Новгородская вечевая республика
1
0
0
11
Города Новгородской земли
1
0
1
12
Новгородские монастыри и подвижники монашества
1
0
0
13
Взаимоотношения Новгорода с князьями Владимиро-Суздальской земли
1
0
0
14
Ремесло и торговля
1
0
0
15
Начало борьбы с крестоносцами. Хан Батый на подступах к Новгороду.
1
0
0
16
Великие победы Александра Ярославича
1
0
1
17
Борьба Новгорода с крестоносцами во второй половине XIII – первой половине XIV в.
1
0
0
18
Торговля Новгорода с Готландом. Создание Ганзейского союза.
1
0
0
19
Торговля Новгорода с Ганзой.
1
0
1
20
Русско-ганзейская торговля в конце XIV-началеXVв.
1
0
0
21
Новгородские былины.
1
0
0
22
Мировое культурное наследие Новгорода.
1
0
0
23
Быт средневековых новгородцев
1
0
1
24
Новгород и междоусобная война XV в.
1
0
0
25
Присоединение Новгорода к Москве.
1
0
1
Итоговое занятие (1час)