Публикации
"Использование элементарных текстов как средства формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование элементарных текстов как средства формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования"
Автор: Шайкина Мария Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование элементарных текстов как средства формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования"
Автор: Шайкина Мария Юрьевна
Шайкина М.Ю., музыкальный руководитель МОУ детский сад № 189, г. ВолгоградМетодическая разработкаТема: "Использование элементарных текстов как средства формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования"Возрастная категория: старшие дошкольникиЦелевая аудитория: материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям-логопедам.Содержание1. Введение: актуальность, цель, задачи.2. Музыкальные способности по Б. М. Теплову:3. Метроритмическое чувство как основа элементарного музицирования.3.1. Понятие элементарного музицирования3.2. Моторнная природа чувства метроритма4. Описание использования авторского приёма работы с элементарными текстами с детьми с ОНР в процессе элементарного музицирования.5. Вывод.Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! Иоганн Гёте1. ВведениеАктуальность выбранной темы обусловлена прежде всего федеральным государственным стандартом ДО. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)». Ключевым словосочетанием для нас является "развитие способностей", поскольку это одна из основных задач музыкального воспитания дошкольников. Однако формирование речи остается всё-таки самым важным условием общего развития ребенка. Речь – это особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, и любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. В последнее время (по данным ВОЗ) около 30% дошкольников имеют проблемы речевого развития. При этом наряду с речевыми нарушениями имеет место большой процент сопутствующих дефектов. Находясь в поиске эффективных приёмов речевого развития дошкольников с ОНР, мы обратились к концепции К. Орфа.Дело в том, что проблемы музыкального и речевого развития дошкольников с ОНР во многом пересекаются. В частности, это недостаточный уровень развития:а/дыханияб/голосав/артикуляцииг/дикции; Это проблемы с координацией:а/ речи с движением и б/ пения с движением; Это недостаточный уровень сформированности чувства метроритма и чувства формы. К вышесказанному остаётся добавить, что средства выразительности музыки и речи основываются на общем фундаменте. Это интонация, логические ударения, акценты, деление на фразы, предложения, динамика, темп, ритм, метр (особенно, если речь стихотворная). Поэтому мы сочли, что элементарное музицирование и речевое развитие дошкольников с ОНР могут стать союзниками на пути решения музыкально-коррекционных проблем. В этом и состоит актуальность нашей темы.В связи с вышеизложенным целью нашей статьи является: показать эффективность использования возможностей элементарных текстов как средства формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования. В этой связи задачи следующие:- остановиться на "моторной" природе чувства метроритма; - дать описание авторского приёма работы с элементарными текстами "Живая партитура" как средством формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования. - сделать вывод об эффективности практического применения предлагаемого приёма.2. Музыкальные способности по Б.М. Теплову.Ученый советской эпохи Б. М. Теплов в своём фундаментальном труде "Психология музыкальных способностей" называет три основных музыкальных способности:1. Ладовое чувство – способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные.2. Музыкально-слуховые представления, или «внутренний слух» – способность «в уме» прослушать музыку, которую человек воспринял ранее.3. Музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания. Это так называемые элементарные музыкальные способности. Они раньше начинают развиваться, раньше обнаруживаются и ранее стабилизируются. Они образуют ядро музыкальности.Восприятие и воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей музыканты называют «навыком номер один», фундаментом начального ритмического воспитания. Не случайно почти все современные методики начинают работу по развитию чувства ритма с метра - пульсации равномерных долей и темпа – скорости пульсации этих долей. Задача исполнения ровных долей кажется весьма простой. Однако способность обнаружить основную пульсацию в звучащей музыке оказывается достаточно сложной задачей при работе над воспитанием чувства метроритма. Темп в реальном музицировании является представляемым, воображаемым движением музыкальных долей. Опыт показывает, что дети достаточно легко запоминают ритмические рисунки, но испытывают трудности при поддерживании ровного темпа. Это также обусловило актуальность выбранной темы. 3. Метроритмическое чувство как основа элементарного музицирования.3.1. Понятие элементарного музицирования Напомним, как звучит наша тема: "Использование элементарных текстов как средства формирования чувства метроритма дошкольников с ОНР в процессе элементарного музицирования". Почему именно элементарного музицирования? Потому что формирование метроритмического чувства является основой методики элементарного музицирования и опирается на ...Элементарные движения: -"музыка тела", «звучащие жесты» (щелчки пальцами, притопы ногами, хлопки в ладоши, шлепки по коленям)Элементарные инструменты:- простейшие звуковысотные ударные (барабаны, румбы, кастаньеты, ксилофоны)- специально созданные ударные (связки ключей, пуговиц, шуршащая бумага, орехи, коробочки). Элементарные тексты – поэзия детского фольклора, его малых форм. 3.2. Моторная природа чувства метроритмаИтак, мы говорим: "чувство метра", "чувство ритма". Но никакая длительность не имеет смысла, если она вне метра. Поэтому мы объединяем эти "чувства " в одно целое и говорим "чувство метроритма". Однако метроритм нельзя просто «чувствовать». Б.М. Теплов пишет, что чувство метроритма в основе своей имеет моторную природу, то есть подразумевает те или иные двигательные реакции. А мы с вами должны умело использовать эту моторную природу и с её помощью влиять на формирование чувства метроритма. Основным при этом является ощущение равномерной пульсации музыки в разных темпах. 4. Описание авторского приёма работы с элементарными текстами "Живая партитура" с детьми с ОНР в процессе элементарного музицированияНа пути формирования такой музыкальной способности, как чувство метроритма, мы начинаем искать помощников среди методических приёмов, пробуем их применять в своей работе, каким-то образом варьировать и сочетать. В результате мы выбираем наиболее эффективные из них. Для нас таковым стал приём, который мы назвали «живая партитура».Описание Ребенок превращается в своеобразный человек-оркестр: он одновременно мелодически декламирует текст и воспроизводит пульсацию долей с помощью "звучащих жестов". При этом первоочередной задачей является не точность звуковысотного воспроизведения мелодии, а именно выдерживание единообразного темпа и ровности метрической пульсации. Текст потешки по выбору педагогаБом-бом, бом-бом, Равномерные щелчкиЗагорелся кошкин дом,Бежит курица с ведром Равномерные хлопкиЗаливать кошкин дом.Кошка выскочила, Равномерные шлепки по коленямГлаза выпучила,Побежала к дубу, Равномерные притопыПрикусила губу.Ох! Встряхнуть кистямиДалее приём "живая партитура" усложняется.В пособии Л.Хереско предлагается ритмическая игра-говорилка "Столовая", представленная в виде ритмической партитуры. Поскольку длительности в детском саду мы не практикуем, мы воспользовались только её текстом, а детям предложили раздаточный материал – карточки без длительностей.Алгоритм применения приёма:Щи да каша - Пища наша После щей и после каши Просят дети простокваши Ели, ели две недели, не полнели, не худели На протяжении всей игры-говорилки метрическая пульсация остаётся неизменной. В первой фразе метр и ритм совпадают, соответственно, на один слог один удар пульса. Во второй фразе нам нужно успеть произнести за один удар пульса два слога. И, наконец, третья фраза произносится в еще более дробном ритме: 4 слога за один удар пульса. Создаётся иллюзия ускорения темпа. На самом деле темп остался неизменным: метрическая доля по-прежнему четверть, пульс ровный. Ритм всегда подчиняется пульсу. (Эти теоретические выкладки детям не даются). Приведенные элементарные тексты являются примерами детского фольклора. Алгоритм элементарного музицирования в целом выглядит приблизительно следующим образом:- «элементарные жесты»;- «элементарные жесты» плюс «элементарные тексты»- озвучивание музыкального произведения элементарными инструментами.5. Вывод.Практика показала, что в результате использования вышеописанного приёма у дошкольников с ОНР наблюдается положительная динамика развития дыхания, голоса, артикуляции, дикции. Уменьшились проблемы координации речи с движением и пения с движением. Более успешно формируется чувство метроритма и чувство формы.Использования элементарных текстов как средства речевого развития дошкольников в процессе элементарного музицирования не является привилегией лишь логопедических групп. Напротив, неоднородная по речевому развитию группа дошкольников является благодатной почвой, на которой можно варьировать приёмы музыкально-речевого развития, сравнивать результаты, анализировать их. Это, в свою очередь, открывает перспективы на пути достижения большего количества положительных результатов. Использованные источники1.Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры звуками. Изд-во: СПб: ЛОИРО, 2003г2. Т. Тютюнникова. Доноткино: ч. 1 и 2 (Заводные макароны, Квадратный апельсин). Изд-во: М. : Педагогическое общество России, 20053. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа.-М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель», 20004. Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»