Публикации Формирующее оценивание

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирующее оценивание
Автор: Шустова Ирина Валерьевна

Проблема мотивации учебной деятельности.  Формирование учебной мотивации может быть названо одной из центральных проблем современного образования. Актуальность данной проблемы связана с обновлением содержания образования в современной школе, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. По мнению психологов уровень мотивации учащихся неуклонно снижается. Академик Д. И. Фельдштейн выделил основные значимые изменения у современных детей и подростков, среди которых указаны резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста, рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий, уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы, снижение любознательности и воображения, недостаточная сформированность мелкой моторики, значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений, рост «экранной» зависимости, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, изменения в ценностных ориентациях подростков: нравственные, эмоциональные, культурные и общественные занимают в иерархии ценностей последние места. Современные учителя задаются вопросом: что можно сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе. Это становится возможным через изучение принципов мотивации, которая является одной из форм побудительной энергии для развития личности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Поэтому чтобы рассмотреть наиболее эффективные способы формирования учебной мотивации, необходимо понять из чего она складывается. Для этого следует рассмотреть виды учебной мотивации, а также выявить какие способы подойдут для формирования того или иного вида мотивации с учетом возрастных особенностей. Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему, опираясь на основные характеристики разных возрастных периодов и присущих им мотивов, а также на личностные особенности самого ребенка, сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к учению, основанную на природной потребности человека к познанию мира. В настоящее время существует несколько видов классификаций мотивов учения. Первый вариант классификации опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. По мнению многих исследователей наиболее разработанной является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности). В её основе лежит предложенное Л. И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), "порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения". Другие (социальные), "порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью", лежат как бы за пределами учебного процесса. А. К. Маркова дополняет классификацию Л. И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. Так, согласно её теории, к уровням (подтипам) познавательной мотивации относятся: познавательные - широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования и социальные - широкие социальные, узкие социальные или позиционные мотивы. Широкие познавательные мотивы характеризуются ориентацией на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями. Эти мотивы также различаются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.). Формирование широких познавательных мотивов характеризует в основном дошкольный и младший школьный возраст, может выражаться или проявляться в решении дополнительных задач по теме или задач повышенной сложности, обращении к взрослым за дополнительной информацией по определённой теме. При формировании широких познавательных мотивов нужно обратить внимание на необычные виды занятий или формы уроков, где ребёнок может в необычной обстановке познавать новое и расширять кругозор. Также стимулируют возникновение учебного интереса различные виды игровой деятельности, ребусы, нестандартные задания, ситуация успеха, внимательное отношение к озвученным учениками идеям, которые могут способствовать повышению интереса к учебному процессу. Учебно-познавательные мотивы и их формирование происходит преимущественно в младшем школьном возрасте. Они ориентированы на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения: интерес к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Формирование этого вида мотивации начинается еще в дошкольном возрасте, когда необходимо научить ребенка правильно планировать время и распределять нагрузку, учиться самостоятельно контролировать процесс учёбы. Если говорить о взаимосвязи этого вида мотивации с портретом современного ребенка, то это будут проблемы снижения желания активных действий, снижение произвольности, внутреннего плана действий, снижение избирательности внимания. Здесь необходимо обратить внимание на формирование навыка самоконтроля, который очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться. Показателем психологической готовности является уровень развития произвольного поведения, то есть умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо, для этого важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. Пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для него важен контроль взрослых: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Кроме того этот навык поможет и в борьбе с такой частой проблемой как невнимательность, которая является частой причиной ошибок. Важно научить ребенка проверять себя после того или иного вида деятельности - ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. В таком случае количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Решить эту проблему в учебной деятельности можно различными способами - поиграть с ребенком в игры, в которых он будет выступать в роли педагога и проверять своё задание или своих одноклассников, либо организовать парную самопроверку. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. Следующим важным моментом при формировании учебной мотивации является оценивание сделанной работы родителем и учителем и адекватная самооценка ребенком самого себя. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Широкие социальные мотивы в основном характеризуют возраст средней школы, они включают в себя долг и ответственность; понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, подготовки к взрослой жизни, сюда может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии. Согласно исследованиям, мотивы учебной деятельности, а именно: широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования вырабатывают у ребенка стремление не только занять позицию в отношениях с другими людьми, но и осознать способы сотрудничества, которые важны для развития мотивационной сферы личности. Формирование этого вида мотивации связано с ценностными ориентациями детей - нравственными, культурными и общественными. Также важна роль семьи в формировании мотивов этого подтипа. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. Узкие социальные или позиционные мотивы опираются на стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. У детей эти мотивы чаще проявляются в начале подросткового возраста. В формировании этого подтипа мотивации поощрение играет немаловажную роль. Хвалить ребёнка за успехи и достижения означает создание положительного подкрепления достигнутых результатов. Мотивы самообразования ярче выражены в старшей школе и проявляются в ориентации на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение программы самосовершенствования. Для этого педагоги и родители должны стараться поддерживать все познавательные увлечения ребенка. чаще рассказывать о взаимосвязи разных предметов либо посещать публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст, устраивать обсуждения и дискуссии на актуальные для учащихся темы, предлагая им самим найти дополнительные материалы, интересоваться тем, каковы впечатления, что понравилось, а что — нет в пройденной теме, знакомить с автобиографиями великих людей, обсуждать прочитанные произведения, задавая при этом вопросы, что заинтересовало, что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности, смог бы так сам учащийся. Целью данного вида взаимоотношений будет не только формирование данного подтипа мотивации, но и общение, в котором так нуждаются дети в наше время. Таким образом, учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В этой же плоскости находится и внимание к каждому учащемуся в рабочих моментах. От поощрения вниманием некоторые учащиеся начинают работать с удвоенной энергией. Важно не упускать момента и вовремя хвалить учащихся за качественно выполненные задания, выслушивать внимательно все предложения, поощрять за успехи. Очевидно, что на развитие ребёнка оказывают влияние окружающие люди, поэтому, если большинство друзей или одноклассников будут активными, хорошо учиться, ребёнок обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии. Поэтому необходимо вовлекать детей в работу в группах и парах на уроках и внеурочной деятельности. Правильно выбранные методы и приёмы помогут сформировать мотивацию к учению, что поможет ребёнку уверенно идти к своим целям, выбирать способы достижения целей, а также чувствовать себя комфортно и уверенно в современном образовательном поле. Это не может быть только задачей педагогов или только родителей — необходим комплексный подход и работа, которая будет проводиться с ребёнком. В 21-ом веке задача родителей и учителей остается прежней: помочь детям стать счастливыми и успешными. Способность побуждения себя к выполнению действий чрезвычайно важный жизненный навык, с которым мало что может сравниться по силе влияния на качество жизни. Все это становится возможным через изучение принципов мотивации, которая является одной из форм побудительной энергии для развития личности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.Список литературы:
  • Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания. Актуальные проблемы педагогики, 2012
  • Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова // Институт психологии РАН, 2006
  • Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6.
  • Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  • Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144с. – (Педагогическая психология).
  • Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. 2010. № 4. С. 20-32.
  • Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике : научное издание / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.: ил., табл.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с. - (Серия "Сам себе психолог").
  • 9. Элетронный журнал: