Публикации
Преемственность в работе учителя-логопеда СОШ и ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преемственность в работе учителя-логопеда СОШ и ДОУ
Автор: Алла Владимировна Батагова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преемственность в работе учителя-логопеда СОШ и ДОУ
Автор: Алла Владимировна Батагова
Преемственность в работе учителя-логопеда
ОУ и ДОУ
Преемственность в работе детского сада и школы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Вследствие этого, школьный логопед не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует дальнейшую коррекционную работу, развивая накопленный им потенциал.
Ребёнок из детского сада приходит в школу, и перед школьной командой сопровождения, возникает проблема: как обучать детей с особыми педагогическими потребностями? В норме важно, чтобы дети семилетнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, сформированным грамматическим строем и словарным запасом. Ведь существует прямая зависимость между уровнем речевого развития и его возможностями овладения грамотой. При недостаточной подготовке ранних ступеней речевого развития у младших школьников возникают специфические ошибки на письме, которые обусловлены двумя причинами:
Недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха.
Проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
И в этом случае возникает вопрос о недоработках логопеда детского сада, так как начальная ступень речевого развития сформирована недостаточно. Только в тесном сотрудничестве логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.
Анализ практики учителя-логопеда показывает, что своевременная и адекватная организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушения чтения и письма. Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.
Целью единой системы преемственности является непрерывное, целостное и систематическое создание комплекса условий, обеспечивающих формирование речевой готовности ребёнка к школе; реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования.
Задачи ставятся следующие:
1. Координация и согласование целей совместной работы учителей-логопедов на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Усовершенствование форм организации и методов логопедического воздействия, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в начальной школе.
3. Совершенствование образовательного содержания коррекционных программ ДОУ и СОШ.
Исходя из поставленных задач, взаимодействие логопедов ДОУ и СОШ осуществляется следующим образом:
ознакомление с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
составление плана работы по устранению речевых нарушений;
посещение занятий в ДОУ логопедом школы;
участие в родительском собрании, консультировании будущих первоклассников;
составление подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы круглого стола;
заполнение карточки по выпуску;
проведение совместного логопедического обследования;
коллегиальной постановке речевых заключений;
ознакомление с планом сопровождения учеников-логопатов.
В итоге, учителя-логопеды СОШ имеют четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника, экономят время в диагностировании ребёнка, ставят и формулируют грамотное речевое заключение, выбирают действенные педагогические технологии обучения для успешного сопровождения детей-логопатов.
Результатом совместной работы учителей-логопедов ДОУ и СОШ является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребёнка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и СОШ;
возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырёх лет с целью совершенствования коррекционной работы;
прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
- часто дети из одного дошкольного учреждения идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
- не всегда работает система взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиции преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
Поэтому, необходимо учителям логопедам ДОУ и близлежащих к ним школ наладить контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками; учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников.
Логопедическая карточка выпускника
Ф.И. ребёнка_______________________ Дата рождения_________________
ДОУ №________ срок обучения в логопедической группе______________________
Заключение при поступлении_______________________________________________
Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска
сформировано
не сформировано
сформировано частично
звукопроизношение
фонематическое восприятие
лексико-грамматичес. строй
слоговая структура
связная речь
общая и мелкая моторика
Рекомендации___________________________________________________________
Примечания_____________________________________________________________
ОУ и ДОУ
Преемственность в работе детского сада и школы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Вследствие этого, школьный логопед не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует дальнейшую коррекционную работу, развивая накопленный им потенциал.
Ребёнок из детского сада приходит в школу, и перед школьной командой сопровождения, возникает проблема: как обучать детей с особыми педагогическими потребностями? В норме важно, чтобы дети семилетнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, сформированным грамматическим строем и словарным запасом. Ведь существует прямая зависимость между уровнем речевого развития и его возможностями овладения грамотой. При недостаточной подготовке ранних ступеней речевого развития у младших школьников возникают специфические ошибки на письме, которые обусловлены двумя причинами:
Недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха.
Проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
И в этом случае возникает вопрос о недоработках логопеда детского сада, так как начальная ступень речевого развития сформирована недостаточно. Только в тесном сотрудничестве логопеда, психолога, учителя, воспитателя дошкольного учреждения и школы подобных диагностических ошибок можно избежать. Для этого необходимо осуществлять анализ устной речи с позиций системного строения речевой деятельности, учета принципа развития и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.
Анализ практики учителя-логопеда показывает, что своевременная и адекватная организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушения чтения и письма. Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат.
Целью единой системы преемственности является непрерывное, целостное и систематическое создание комплекса условий, обеспечивающих формирование речевой готовности ребёнка к школе; реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования.
Задачи ставятся следующие:
1. Координация и согласование целей совместной работы учителей-логопедов на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Усовершенствование форм организации и методов логопедического воздействия, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в начальной школе.
3. Совершенствование образовательного содержания коррекционных программ ДОУ и СОШ.
Исходя из поставленных задач, взаимодействие логопедов ДОУ и СОШ осуществляется следующим образом:
ознакомление с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
составление плана работы по устранению речевых нарушений;
посещение занятий в ДОУ логопедом школы;
участие в родительском собрании, консультировании будущих первоклассников;
составление подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы круглого стола;
заполнение карточки по выпуску;
проведение совместного логопедического обследования;
коллегиальной постановке речевых заключений;
ознакомление с планом сопровождения учеников-логопатов.
В итоге, учителя-логопеды СОШ имеют четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника, экономят время в диагностировании ребёнка, ставят и формулируют грамотное речевое заключение, выбирают действенные педагогические технологии обучения для успешного сопровождения детей-логопатов.
Результатом совместной работы учителей-логопедов ДОУ и СОШ является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребёнка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и СОШ;
возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырёх лет с целью совершенствования коррекционной работы;
прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:
- часто дети из одного дошкольного учреждения идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
- не всегда работает система взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиции преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
Поэтому, необходимо учителям логопедам ДОУ и близлежащих к ним школ наладить контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками; учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников.
Логопедическая карточка выпускника
Ф.И. ребёнка_______________________ Дата рождения_________________
ДОУ №________ срок обучения в логопедической группе______________________
Заключение при поступлении_______________________________________________
Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска
сформировано
не сформировано
сформировано частично
звукопроизношение
фонематическое восприятие
лексико-грамматичес. строй
слоговая структура
связная речь
общая и мелкая моторика
Рекомендации___________________________________________________________
Примечания_____________________________________________________________