Публикации Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность: от информационной переработки текста к научному исследованию» 10 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность: от информационной переработки текста к научному исследованию» 10 класс
Автор: Ольга Германовна Березкина

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 24 имени Бориса Рукавицына г Рыбинск Ярославской областиРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности«Читательская грамотность: от информационной переработки текста к научному исследованию»10 классСрок реализации: 1 год2023-2024 гРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 10 классов составлена с опорой на:Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования");Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;Цель программы:Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.Задачи:-способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;-инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;-содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;-поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формысоциального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;-осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;-создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международноготестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательномстандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формированиечитательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:умения, целиком основанные на тексте:извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;найти в тексте информацию, представленную в явном виде;основываясь на тексте, делать простые выводы;умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).Планируемые результатыВ результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить/ углубить / систематизировать знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и выбора путей её достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, освоения приёмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной учебно-исследовательской деятельностиКоммуникативные УУД :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение целей, функций участников, способов взаимодействия;постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценкаальтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии сзадачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.Регулятивные УУД :целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.Личностные УУД:самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Место учебного курсаПо учебному плану на курс «Читательская грамотность: от информационной переработки текста к научному исследованию» в 10 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).Общая характеристика курсаПрограмма по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитиеуниверсальных компетентностей обучающихся.Введение.Содержание программы10 классПрезентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат. Обсуждение вариантов итоговой учебно-творческой работы и определение стратегии достижения результата. Текст: понятие текста и виды его обработкиТекст как средство порождения, хранения и передачи информации. Текст какрезультат реализации замысла автора. Виды обработки текста в когнитивной теории: обработка содержания текста с позиций соответствия замыслу автора и пониманию читателя. Свертывание и развертывание текста как его основные динамические механизмы. Виды обработки текста при чтении и письме. Коммуникативный принцип организации текста: текст «для других»; Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом.Уровни понимания и обработки текста.Уровни понимания текста: языковой, речевой, предметно- содержательный, модальный, смысловой. Лингвистические основания переработки текста.Переработка текста как вид вторичной текстовой деятельности.Преднамереннаяи непреднамереннаяпереработка текстов.Виды ремейков. Виды структурной переработки текста.Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов.Развернутые, полуразвернутые и свернутые тексты. Понятие текста- примитива. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров.Требования, предъявляемые к видам аналитико-синтетической переработки информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации,лаконичность. Виды семантической переработки текстов. Тексты уподобляющие и разуподобляющие в применении к тематической структуре первичного речевого произведения. Модальность текста.Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы. Виды функциональной переработки текстов.Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста:переписывание текста, диктант, воспроизведение письменного текста в устной форме, запись звучащего текста. Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат, конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста.Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстовПонятие интертекста в лингвистике и его явления. Интертекст как текстовоевключение. Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста. Плагиат и рерайтинг как использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединениеречевых произведений в единое текстовое образование. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.Типы нелинейного текстаНелинейное и линейное представление информации.Монокодовый текст, дикодовый, поликодовый. Вербальный и невербальныйкомпоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами.Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.Информационная переработка текстов.Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическое занятие. Поиск и отбор информации. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей. Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. Интерпретация текстов: жанровая особенность, композиция, лексический пласт. Интерпретация поэтического текстУчебное исследованиеОбобщение. Подведение итогов и представление учебно-творческой работы. Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы.Тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование Учебно-тематический план10 классКалендарно-тематическое планирование 10 классОписание материально-технического обеспечения образовательного процессаПособие для учащихсяГостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций под ред. Г.С.Ковалѐвой, Л.А.Рябининой. Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021.Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организации-М.; Просвещение, 2021.Пособия для учителяГончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир Бек, И.В. Муштавинская. 2 е изд. дораб. М.: Просвещение, 2019Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентябряǁЛогвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.Поварнин C. B. Как читать книги. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программыТренажѐрные компьютерные программыЭкранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрывательКомпьютер с программным обеспечением Экспозиционный экранМультимедийный проектор