Публикации Рост профессионального мастерства через использование возможностей мониторинга качества образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рост профессионального мастерства через использование возможностей мониторинга качества образования
Автор: Оксана Леонидовна Сарнацкая

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 18 города Тореза»Рост профессионального мастерства через использование возможностей мониторинга качества образованиявыступлениеПодготовила:учитель начальных классовСарнацкая Оксана Леонидовна2020 г  Крылатые слова К.Д. Ушинского:«Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях,то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в учебно – воспитательном процессе.В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в начальной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере.На сегодняшний день наша система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования.Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания Перед образованием стоит грандиозная задача – подготовить ребенка к жизни в демократически развитом и социально устойчивом обществе, готового работать в условиях высокотехнологического производства, с активной гражданской позицией. И школа является важным элементом в этом процессе. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД).В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:
  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.
  • Овладевая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно - познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей.Метапредметные УУД становятся предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки. А как измерить метапредметный результат?Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во- первых, он должен быть межпредметным; во-вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием (УУД); в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.Мониторинг - это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.Согласно требованиям ГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию.Выйти на высокий результат в образовательном процессе педагог может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе. Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать и продвижение ребенка по пути развития УУД, и эффективность собственной работы. Мониторинг осуществляется на основе диагностик, которые может проводить учитель, требованиями действующих программ определены базовые наборы умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения.Эти умения:
  • обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя;
  • позволяют включиться в учебный диалог на уроке;
  • помогают организовать деятельность на уроке;
  • с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ГОС НОО.
  • Начиная с первого класса я стала работать над мониторингом уровня сформированности универсальных учебных действий своих детей. В своей работе я пользуюсь методами сбора информации такими как:
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • наблюдение,
  • беседа.
  • Использую методики Н. Г. Луцкановой, Л. А. Венгера, Т. Л. Нежновой, Д. Б. Элъконина, Г. А. Цукерман и других авторов.Приведу примеры диагностик, которые я уже провела.Личностные УУДЛичностные УУД включают в себя действия самоопределения (мотивации учения, формирования основ гражданской идентичности личности), смыслообразования, нравственно-этического оценивания.Какие диагностики помогают учителю выявить уровень сформированности личностных УУД?1 класс: «Беседа о школе»2 класс: «Беседа о школе», «Лесенка» В 1 и во 2 классах я использовала методику «Беседа о школе», а во 2 классе еще добавила методику «Что такое хорошо, что такое плохо»1 класс: «Беседа о школе»Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5-8 лет.Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
  • Тебе нравится в школе?
  • Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  • Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  • Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
  • Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1-м классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание - там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
  • Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «...?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
  • Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь - шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
  • Критерии оценивания:Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).Уровни оценивания:0 баллов - отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.1 балл - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.2 балла - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.3 балла - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.В результате анализа беседы выявляется усвоение детьми позиции школьника, умения общаться с взрослыми, сверстниками; действовать совместно с другими учениками, воспринимать и решать учебную задачу.2 класс: «Беседа о школе» Вопросы анкеты:1. Как ты чувствуешь себя в школе?а)мне в школе нравится;б)мне в школе не очень нравится;в)мне в школе не нравится.2. С каким настроением ты идешь утром в школу?а)с хорошим настроением;б)бывает по-разному;в)чаще хочется остаться дома.3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?а)пошел бы в школу;б)не знаю;в)остался бы дома.4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?а)мне не нравится, когда отменяют уроки;б)бывает по-разному;в)мне нравится, когда отменяют уроки.5. Как ты относишься к домашним заданиям?а)я хотел бы, чтобы домашние задания были;б)не знаю, затрудняюсь ответить;в)я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?а)нет, не хотел бы;б)не знаю;в)да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?а)рассказываю часто;б)рассказываю редко;в)вообще не рассказываю.8. Как ты относишься к своему классному руководителю?а)мне нравится наш классный руководитель;б)не знаю, затрудняюсь ответить;в)я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.9. Есть ли у тебя друзья в классе?а)у меня много друзей в классе;б)у меня мало друзей в классе;в)у меня нет друзей в классе.10. Как ты относишься к своим одноклассникам?а)мне нравятся мои одноклассники;б)мне не очень нравятся мои одноклассники;в)мне не нравятся мои одноклассники.Обработка результатов:Отрицательный ответ - 0 баллов;Нейтральный ответ - 1 балл;Положительный ответ - 3 балла;Максимально возможная оценка равна 30 баллам.Уровни школьной мотивации:25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации;15-24 балла - средний уровень мотивации;10-14 баллов - низкий уровень школьной мотивации;ниже 10 баллов - негативное отношение к школе.В результате анализа беседы выявляется уровень сформированной мотивации школьника.2 класс Методика «Что такое хорошо, что такое плохо»Цель: выявить нравственные представления учеников.Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.Возраст: младшие школьникиФорма (ситуация оценивания) - фронтальное анкетированиеИнструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
  • Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
  • а)нравится;б)не очень нравится;в)не нравится.
  • Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
  • а)сделаю замечание и помогу убрать;б)сделаю замечание и подожду, пока он все уберет;в)расскажу учителю, и пусть он заставит его убирать.
  • Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
  • а) отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую;б)не знаю;в)тихонько отдам, чтобы не заметили.
  • Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
  • а)извинюсь и уберу за собой;б)не знаю;в)ничего делать не буду, есть же уборщица.
  • Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
  • а)нет;б)иногда;в)да.
  • Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
  • а)помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке;б)скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам;в)сделаю вид, что не заметил.
  • Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
  • а)часто;б)иногда;в)почти никогда.
  • Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
  • а)часто;б)иногда;в)почти никогда.Обработка данных:За первый ответ (А) - 2 балла, За второй ответ (Б) - 1 балл, За третий ответ (В) - 0 баллов. Интерпретация результатов:Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентации на интересы и потребности других людей, направленность их личности - на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества обучающихся.Низкий уровень (0-5 баллов): обучающиеся посещают образовательную организацию неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом, и отсутствует желание следовать им, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.Учитывая результаты диагностики личностных УУД, я получила сравнительную характеристику за 2 года. На диаграмме видно, что уже во 2 классе значительно увеличился высокий уровень развития личностных УУД , и совсем нет детей с низким уровнем. Регулятивные УУДРегулятивные УУД определяют, как действия организации учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.В 1-м и во 2-м классах самая простая диагностика «Рисуем с образца»Цель: определение способности детей к саморегуляции, самоконтролю и самооценке.Задание: Нарисуй такую же бабочку (снежинку, флажок...). Проверь, всё ли правильно (учитель пошагово ведёт проверку), оцени свою работу: если всё правильно, линии чёткие - 5, если 1 ошибка или линии нечёткие, кривые - 4, если много ошибок - 3, если не похожа бабочка, поставь себе знак «минус».Обработка результатовСамоконтроль:3 балла - сверил с образцом и не нашёл ошибок, т.к. их нет;2 балла - есть незначительные ошибки, но ученик их не видит;1 балл - работа выполнена с несколькими ошибками и часть их исправлена;0 баллов - ошибки не исправлены.Самооценка:3 балла - объективная самооценка;2 балла - низкая или завышенная.Опять же, учитывая результаты диагностики регулятивных УУД, я получила сравнительную характеристику за 2 года. На диаграмме видно, что уже во 2 классе незначительно, но увеличилось количество детей с объективной самооценкой. А вот над развитием уровня самоконтроля детей надо еще работать.Познавательные УУДПознавательные УУД включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.Диагностика в 1-м и во 2-м класах. Методика «Найди отличия»Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - анализ и сравнение.Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.Форма проведения: письменный опрос.Возраст: 6-7 лет.Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).Оценка результатов теста:10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек.8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.Выводы об уровне развития восприятия:10 баллов - очень высокий;8-9 баллов - высокий;4-7 баллов - средний;2-3 балла - низкий;1 балл - очень низкий.Результаты, проведенные мной в 1 и во 2 классах показали, что в 1 классе были 2 человека с очень низким уровнем развития восприятия и 11 человек с низким уровнем. Но в ходе работы над устранением этой проблемы, во 2 классе количество детей с низким уровнем восприятия значительно уменьшился, а с очень низким уровнем отсутствует вовсе.Коммуникативные УУДКоммуникативная деятельность - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие, например, от познавательных, связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Формировать их можно и нужно на любом учебном предмете. Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить общение в группе, а за счет включённости в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий.Какие диагностики может провести учитель, для выявления уровня сформированности коммуникативных УУД?1-й и 2- й класс. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Возраст: 6,5-7 лет.Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми. Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.Инструкция: «Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».Критерии оценивания:
  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
  • Оценивание:низкий уровень - в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;средний - сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;высокий - рукавички украшены одинаковым или похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.Результаты, проведенные мной в 1 и во 2 классах показали, что за год обучения значительно увеличился процент детей с высоким уровнем развития коммуникативных УУД.Что даёт данная диагностика учителю?Диагностика - это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка, а также я их использую для индивидуальной беседы с родителями обучающихся.Так же результаты диагностики позволяют мне:
  • выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
  • выявить способы работы, которыми овладели ученики;
  • пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
  • Как обработать результаты диагностики?Все результаты фиксирую в таблицах. Удобнее всего в электронных таблицах. Где сразу будет построена диаграмма, наглядно показывающая динамику развития УУД ученика.