Публикации «Развитие творческих навыков на уроках учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ и ДШИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческих навыков на уроках учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ и ДШИ»
Автор: Ковалева Вера Владимировна

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованиягорода Новосибирска «Детская музыкальная школа № 10»Методическое сообщение «Развитие творческих навыков на уроках учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ и ДШИ»преподаватель Ковалева В.В. Творчество является важной составляющей развития личности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.По определению С.И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность – природная одарённость, талантливость.Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что “истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Следовательно, необходимо создавать педагогические условия для развития творческой активности детей. Такие условия необходимо создавать на всех предметах музыкально-теоретического цикла.Это нелегкая задача. С одной стороны, творчеству все равно нужно учить: показать как можно сделать. Потому что сказать ребенку: «Сочини!», не научив, как это сделать, все равно, что человека отправить рубить дрова и не показать как их рубить. В тоже время делать это необходимо аккуратно, чтобы не задушить творческую индивидуальность ребенка. Все дети обладают задатками к художественному творчеству, поэтому практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником, "поэтом в душе".В творческом развитии детей обязательно должна быть система - стройное движение от простого к сложному. Давно замечено, что малыши гораздо лучше включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших классов; и эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать.Первая и важнейшая задача в композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала надо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки, что все истинно прекрасные темы своеобразны, не похожи одна на другую, но при этом имеются некоторые закономерности в их строении. Следует познакомить детей с правилами, которые нужно соблюдать при сочинении мелодий. Необходимо говорить о приемах развития: а) точный повтор, б) неточный повтор; в) секвенция; г) контраст; д) полифония (имитационная, контрастная).Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность.Все обсуждения сочинений должны проходить в доброжелательной обстановке.Полезно показать детям разные средства варьирования мелодии. После прослушивания вариаций выяснить, что изменилось в мелодии. Показать, как меняется ритмический рисунок, как можно изменить мелодию (опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение мелодии между длинными звуками). Детям нужно рассказать, что в мелодии можно изменить размер, лад, темп, регистры и т.д. Средства варьирования могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Но вначале каждое средство варьирования следует проработать отдельно. При выполнении этих заданий ярко выявляются выразительные свойства элементов музыкального языка (темпа, размера, регистров и т.д.).При работе с учеником нужно очень бережно относиться к результатам детского творчества, в основе которого лежит образное восприятие и отображение действительности доступными ребенку средствами. Недопустимо подавлять творческие импульсы детей, подгоняя их под общие шаблоны. Известный музыкант Л. Стоковский предостерегал против навязывания детям в их творчестве "взрослого профессионализма", в результате чего "потеря детьми творческих данных почти неизбежна".Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха (ладо-интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.Виды творческих заданий:
  • Одним из первых творческих заданий в младших классах может быть задание "Нарисовать рисунок" к песне или произведению, которое слушали на уроке. Главное, чтобы музыка была образной, яркой и интересной для детей.
  • Сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники помогает преподавателю проверить, как ученики усвоили понятие тоники.
  • Аналогичные задания можно давать и при записи диктантов. Часть мелодии записывается, а ее окончание ребята сочиняют и записывают самостоятельно.
  •  
  • Сочинение песенок. В этом задании детям можно предоставить полную свободу (кто как может). Преподаватель должен показать, что звуки в мелодии можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд. Важным моментом является подбор текста. Непременно нужно проанализировать содержание и характер стихов. Для более художественного воплощения стихов выбирается определенный лад, размер, оговариваются ритмические особенности.
  • Сочинение второго голоса к диктанту или к песням. Предварительным этапом работы к этому заданию является пение двухголосных песен, канонов.
  • Сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер.
  • В это задание соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать или закончить мелодию определенного интервала; виды минора; различные ритмические группы и т.д.).
  • Досочинение мелодии на заданный ритм.
  • Сочинение ритмического аккомпанемента к диктанту или мелодии из учебника.
  • Подбор сопровождения к песням.
  • Вначале это может быть подбор басового голоса по слуху (в сопровождении тонической квинты, главных ступеней лада), затем подбор аккомпанемента из предложенных аккордов. Учащиеся старших классов это задание могут выполнять самостоятельно. На уроке обязательно нужно обсудить, какой характер аккомпанемента подходит к мелодии. Хорошей практикой к этому виду работы является игра кадансовых оборотов в различных жанрах.
  • Запись диктанта с вариациями.
  • Сочинение вариаций.
  • Сочинение песни на предложенные педагогом (или выбранные самостоятельно) стихи.
  • Заключение.Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям".Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе обучения неоспоримо. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, поэтому он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.В современных учебниках, рабочих тетрадях достаточно много материала для развития творческих навыков. Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.Использованная литература.
  • Андреева М.П. От примы до октавы: Части 1, 2, 3 (1 - 5 классы).
  • Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
  • Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.
  • Давыдова Е.В. Сольфеджио 3 класс ДМШ: Методическое пособие. - М.: Музыка, 1976.
  • Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999.
  • Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. - М.: Советский композитор, 1987.
  • Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7 классов ДМШ. - С-Пб: Композитор.
  • Подвала В.Д. Давайте сочинять музыку! 1-2-классы: Упражнения по развитию творческих навыков учащихся ДМШ, ДТТТИ. - Киев: Музычна Украйина, 1990.
  • Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/сост. Шатковский Г.И. - М., 1986.
  • Сочинение и импровизация мелодий: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/автор-составитель Шатковский Г.И. -М., 1989.
  • Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист-фантазер: Ч. 1: Учебное пособие. - М.: Советский композитор, 1990.
  • Тырченко Т.В. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1983.