Публикации Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка
Автор: Лубинец Елена Владимировна

Индивидуальный образовательный маршрутФИО ребенкаДата рождения ребенкаУтверждено:Заведующий(наименование учреждения) ___________ (ФИО заведующего)Согласовано______________ (ФИО родителя) Срок реализации: Пояснительная запискаОтметить, на основе какой комплексной образовательной программы, каких парциальных программ написан образовательный маршрут, какие образовательные технологии будут использоваться в работе с ребенком.По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной степенью умственной отсталости. АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой) Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
  • Целевой раздел
  • Ф.И.О. ребенка Аня З.Возраст ребенка 5 лет 6 месяцевДомашний адрес Общие сведения о ребенкеАня опрятная, улыбчивая девочка. Воспитывается в полной семье из 4-х человек. У Ани есть старший брат нормативного развития. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка есть игровой уголок в общей с братом комнате, отдельное спальное место. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Детский сад посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко. Ребёнок сличает 2 основных цвета, сличает парные предметы и парные картинки, сличает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), выделяет две величины. Временные и пространственные представления у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется. Мелкая моторика развита недостаточно. Аня реагирует на своё имя и жестовый призыв: «Иди ко мне», «Пойдём заниматься» ситуативно. С незнакомыми взрослыми в контакт вступает редко, избирательно. Уровень обучаемости ребёнка низкий, нуждается в постоянной обучающей помощи (показ способа действия). Перенос способа на аналогичное задание не осуществляет. Ребёнок включается в подгрупповые занятия. На занятиях действует по подражанию, выполняет задания на знакомом наглядном материале, инструкции сопровождаются указательными жестами, показом способа действия. На учебном материале сосредотачивается на короткое время, часто отвлекается. Для повышения работоспособности используется стимулирование (выполнишь задание, дам картинки). В утреннюю гимнастику с детьми Аня включается ситуативно, иногда с помощью педагога. Выполняет некоторые простые движения по подражанию, включается в совместные подвижные игры с другими детьми по подражанию, однако правила игр не соблюдает. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука - правая.Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки сформированы. Аня самостоятельна в приеме пищи и посещении туалета, может попросить о помощи, используя при этом тактильный контакт. В выборе пищи – избирательна. Аня может самостоятельно одеться и раздеться, при этом требуется контроль и стимулирующая помощь педагога, вещи в кабинку убирает только по требованию педагога. Аня может вступать в тактильный и зрительный контакт. Ситуативно выполняет действия по подражанию педагогу и другим детям; коммуникативные навыки не сформированы. Простую бытовую инструкцию понимает редко. Девочка проявляет интерес к изобразительной деятельности, отдавая предпочтение раскрашиванию красками. Под контролем педагогов включается в совместную изобразительную деятельность: раскрашивание, модульная лепка (наклеивает на картонную основу кусочки пластилина, размазывает их), простая аппликация (намазывает и наклеивает на лист бумаги деталь аппликации, на листе не ориентируется). Интерес к результатам деятельности не проявляет. На протяжении всего занятия требуется постоянный контроль педагога. С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера. Под контролем педагога может построить «башенку», «дорожку». К конструированию и к конструктивным играм детей интерес не проявляет. Собирает знакомую разрезную картинку из 2-3 частей с организующей помощью педагога. Выполняет действия с предметами (неспецифические): берет в руки предмет, стучит им, удерживает в руке; ситуативно по показу и с помощью педагога кормит куклу, катает мяч, ловит мыльные пузыри. Предметно-игровую деятельность в свободную деятельность не переносит. В свободной деятельности предпочитает музыкальные книги и манипуляции с игрушками. Групповым занятиям предпочитает индивидуальные, на фронтальные занятия идет не- охотно, интерес к занятиям – неустойчивый. На занятиях двигательно возбуждена, на месте удерживается с трудом, периодически смеется, кричит, визжит; на стуле сидит стереотипно раскачиваясь, импульсивно падает на пол, начинает размахивать руками. наблюдается гиперсензитивность на громкие, резкие звуки (закрывает глаза, прикрывает уши). Организация образовательной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие:- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.Формирование игровой деятельности: Обучение игре - учить брать и ставить предметы на место; - учить использовать игрушки по функциональному назначению;- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;- учить снимать и вешать на место своё полотенце;- учить застёгивать большие пуговицы;- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;- учить развешивать вещи на стульчик;- учить пользоваться салфеткой;- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;- учить проситься в туалет, указывая жестом;Физическое развитие (физическое здоровье):- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;- обучать элементарным правилам подвижных игр;- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.Познавательное развитие: Сенсорное воспитание:- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);- учить соотносить предметы с их изображением;- учить сличать парные предметы и картинки;- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);- учить сличать геометрические фигуры; - учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); - учить различать объёмные формы – кубик, шар;- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).Формирование мышления:- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.Формирование количественных представлений:- учить составлять группы из одинаковых предметов;- учить выделять один и много предметов из группы;- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев. Ознакомление с окружающим:- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт); - учить узнавать отдельные фрукты и овощи;- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.Развитие ручной и мелкой моторики:- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;- учить выполнять действия с крупной шнуровкой; - учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;- учить откручивать детали игрушек, конструктора;- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд. Речевое развитие: - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).Художественно-эстетическое развитие:Лепка:- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом. Аппликация:- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.Рисование:- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки); - учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.Конструирование - учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).- учить собирать макси-пазлы из 25 частей. Развитие музыкально-ритмических навыков:- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу; - учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;- развивать микромоторику пальцев рук;- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);- вовлекать в хороводные игры с детьми. - учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;II. Содержательный разделКритерии оценивания:+ выполняет # с помощью педагога- не выполняетПлан работы с родителями на ….. – ….. учебный год группы III. Организационный разделРебенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания. Режим дня на холодный периодРежим дня на теплый периодИндивидуальный учебный план (на неделю)На основании коллегиального заключения ПМПК:
  • педагог психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы;
  • учитель-логопед организует работу по формированию предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.
  • Условия для развития ребенкаПредполагают создание специальной группы, состоящей из 8 детей разного возраста: все дети имеют диагноз умеренно выраженная степень умственной отсталости, четверо из которых имеют сопутствующий диагноз РАС с различными вариантами. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группыРазвивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ.При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.В группе имеется уголок уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.Методическое обеспечение программы
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003.
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.
  • Е. и С. Железновы Музыка с мамой: Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до в лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.
  • Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
  • Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1988