Публикации Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Автор: Шестопалова Елена Николаевна

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»(из опыта работы воспитателя дошкольной образовательной организации) Подготовила: Воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ДС Водник г. Краснослободска Шестопалова Елена Николаевна«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».Д. С. Лихачев В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».Сейчас, в нашем современном обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.Организации дошкольного образования - это начальное звено системы образования в нашей стране, и поэтому , мы, педагоги дошкольного образования призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.Любовь детей дошкольного возраста к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкамсвоему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом.  Уже с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с историческими событиями, географическими, природными и экологическими особенностями родного края. Для решения задач патриотического воспитания я использую целенаправленную, систематическую работу по ознакомлению с малой родиной, с родной страной с помощью разных средств и методов.Так как путь воспитания любви к Отечеству идет «от близкого – к далёкому», от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу – до любви к родной стране, свою работу я начинаю с младшей группы. Большое внимание уделяю воспитанию любви к самому главному человеку в жизни маленького ребенка – к маме! Читаю стихи про маму, заучиваем с детьми небольшие четверостишия о маме, играем в сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери», «Встречаем гостей», «Помоги маме», рисуем и лепим для мамы подарки. Обращаю внимание детей, на то, что мама заботится не только о детях, но и о папе, бабушках, дедушках. Вместе с родителями дети оформляют семейный альбом, приносят в группу, мы организовываем выставки, так дети знакомятся с понятием «Семья». Кроме семьи, ближайшим окружением для детей является «Детский сад». Провожу целевые прогулки в помещения детского сада, по территории детского сада. Рассказываю детям, что взрослые в детском саду делают все, чтобы им было удобно, весело и уютно, и все, что их окружает необходимо беречь. Знакомлю с профессиями людей, которые работают в детском саду, заботятся о детях. Основной метод ознакомления с трудом взрослых – наблюдение. Дети наблюдают за трудом младшего воспитателя, дворника, медсестры. А затем читая художественную литературу, играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, я закрепляю у детей знания о труде взрослых, тем самым, вызывая чувство уважения и желание оказывать помощь.Уже в младшей группе знакомлю детей с понятием – город. Детям младшей возраста трудно еще представить себе, что такое город, поэтому начинаю знакомство с близлежащих улиц, домов. Рассматриваем с детьми дома, которые находятся рядом с детским садом, рассказываю детям, что домов много, они расположены на определенных улицах, которые имеют свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим с детьми название нашего города, хотя маленьким детям это удается с трудом! С помощьюродителей, учим детей запомнить свой домашний адрес. Оформила патриотический уголок, альбом с фотографиями достопримечательностей нашего города и в течении года знакомлю их с детьми. Это в основном те места, где дети уже побывали или прошу родителей сводить детей в эти места. Воспитывая любовь к родному городу, большое внимание уделяю родной природе. Рассматриваем с детьми растения на территории детского сада, картинки и фотографии живой и неживой природы. В своей работе я часто использую проектный метод обучения. Ведь проектная деятельность открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, быстрее и лучше запоминать полученные знания.Так я организовала проект «Защитники природы». Основной целью проекта было знакомство детей с родной природой. Большую роль в реализации проекта сыграли родители. Каждая семья оформила книжку – малышку на определенную тему. В красочной и доступной форме в книжке – малышке была представлена информации о птицах, животных, рыбах, растениях, насекомых родного края (4-5 видах). Затем в группе была организованна выставка, дети рассматривали книжки, иллюстрации, я читала и рассказывала детям о обитателях нашего края, воспитывая любовь и бережное отношение к природе родного края. В патриотическом уголке есть альбом «Времена года», где изображена природа нашего края в разные времена года. Рассматривая альбом, дети эмоционально откликаются на красоту нашей природы. С понятием «страна» знакомлю младших дошкольников во время праздников, общественных событий. Вместе с детьми готовим украшения группы к празднику (Новый год, день защитника Отечества, 8 Марта, день Победы), украшаем группу. Рассказываю детям о празднике. После праздника провожу беседы, спрашивая о том, где они были на празднике, что видели. Конечно знакомлю детей с культурой нашего народа. Но делаю это не навязчиво- рассказываю русские народные сказки, читаю народные потешки, разучиваю их с детьми, рассматриваем игрушки и предметы народно-прикладного искусства, подчеркивая, что все это сделал российский народ.С детьми старшего дошкольного возраста продолжаю обогащать и расширять представления детей о родном городе, родном крае, углубляю представления о Родине – России. Поддерживаю интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитываю чувство гордости за ее достижения. Закрепляю знания о символах России, о Москве – главном городе, столице России, пополняю знания детей о Российской Армии, воспитываю уважение и чувство гордости к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Расширяю представления о природных богатствах родного края и нашей страны. Как я уже сказала, в своей работе использую разнообразные методы и приёмы патриотического воспитания и наиболее интересные и результативные формы работы использую с детьми старшего дошкольного возраста. Прогулки: в рамках проекта при поддержке фонда президентских грантов на территории нашего образовательного учреждения была обустроена экологическая тропа «Природоход», имеющая 12 станций - локаций, которые обеспечивают широкие возможности для ознакомления детей с родной природой. Используя эти локации, формирую представления детей о правильных способах взаимодействия с живой природой, воспитываю любовь к родной природе, желание заботиться о ней, не нанося ей вред. Наблюдения – это одна из форм работы по патриотическому воспитанию детей. Провожу с детьми наблюдения за живой и неживой природой, за трудом младшего воспитателя, дворника, за многообразием транспорта, спецтранспорта. Экскурсии – еще одна форма работы, которую я часто использую в своей деятельности по патриотическому воспитанию. Это природоведческие экскурсии на участки детского сада, для ознакомления с миром деревьев, цветов, с родной природой и производственные экскурсии в кабинет медицинского работника, экскурсия на кухню, в городскую библиотеку, в близлежащую школу, для знакомства с трудом взрослых, воспитания уважения к труду взрослых. Также использую виртуальные экскурсии. Мир современных технологий дает нам возможность побывать в интересных местах и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города или даже страны.Участвуем с детьми в патриотических и экологических акциях, таких как – «Покормите птиц зимой», «Первоцветы», «День птиц», «Спасибо деду за победу», «Бессмертный полк», «Открытка ветерану», «Наш друг Светофор», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Добрый автобус» и многие другие акции, которые стимулируют творческий поиск, создают благоприятную атмосферу сплочения коллектива детей, родителей и педагогов для решения общих задач патриотического воспитания.Как я уже говорила выше, в работе по патриотическому воспитанию широко использую проектный метод обучения. С детьми старшего дошкольного возраста организовала и реализовали с детьми и родителями множество проектов. Это и познавательные проекты, и творческие и исследовательские. «Никто не забыт – ничто не забыто», «Песня тоже воевала», «Защитники Отечества», «Сталинград – город герой», «Весна 45 года» - главной целью этих проектов было - формирование патриотических чувств, интереса к прошлому России и воспитания уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. «Быт казаков», «Светлая Пасха» эти проекты Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и народных праздниках, которые мы, совместно с музыкальном руководителем, проводим с детьми старшего дошкольного возраста. Все народные песни, народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Наши дети участвуют в конкурс вокального хорового пения, хореографического искусства, в конкурсах театральных постановок. Все это вызывает у детей интерес к творчеству народов России, желание продолжать знакомство с ним.Патриотизм – это очень сложное чувство, оно растет из любви к близким людям, к родному краю, к семье, где ребенок окружен заботой вниманием, лаской. Я, считаю, что патриотическое воспитание в детском саду во многом зависит от мировоззрения педагога, от его взглядов и суждений, от активной жизненной позиции, от личного примера воспитателя. Если я, педагог не буду любить свою Родину, свою страну, свою природу, свой город, народ, то даже самые высокие знания не дадут нужного эффекта в патриотическом воспитании маленького гражданина.